Химия в повседневной жизни человека
Выполнила учитель химии
МБОУ сш №35
Рухлина В.В.
Ситуационные задачи - это задания, включающие в себя описание определенной ситуации (реальной или фантастической), обычно проблемной.
Они могут быть расчетными или качественными.
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Цель этих задач – формирование умений действовать в социально- значимой ситуации.
Задания к теме: «Ознакомление с устройством спиртовки» (8 класс)
При нагревании жидкости в пробирке вы…
а) наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради
б) нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание
в) помните, что держать горячую пробирку пальцами неудобно, вы берете держатель для пробирок
Представьте, что Вы работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку. Ваши действия:
а) завариваете чай на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе,
б) приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты.
в) предложите свой вариант.
Вы получили ожог от пламени спиртовки . Вы…
а) смазываете ожог зеленкой,
б) промываете раствором марганцовки
в) смазываете растительным маслом
г) промываете и накладываете стерильную повязку.
Тема «Жесткость воды»
« Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила ее 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?».
Тема «металлы»
«Ваш сосед прочел в книге для садоводов, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?».
Практические задания
Задачи позволяют формировать химические, коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учащихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.
Опыт 1 с перекисью водорода: обесцвечивание
Объяснение : Зеленый краситель в присутствии перекиси в щелочной среде обесцвечивается.
Объяснение : Происходит реакция восстановления. Йод из раствора превращается в бесцветный иодид, а кислород и углекислота в воздух.
Опыт 2. Качественная реакция на крахмал.
Опыт 3. Влияние тяжелых металлов на белок
Белки могут взаимодействовать с солями тяжелых металлов - меди, свинца, ртути, серебра, и др. Происходит образование комплексных соединений солей с молекулами белков – и, как следствие, осаждение белка солями тяжелых металлов.
Действие тяжелых металлов , приводит к нарушениям как транспортной, так и иммунной функций основных белков крови.
С емь простых правил
Правило 1 . Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально.
Правило 2 . Прежде вещество, а затем его строение -
«от живого созерцания к абстрактному мышлению...» Правило 3. Сначала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория.
Правило 4 . Изучать химию в контексте: химия - жизнь - естествознание–неразрывно связанных понятия.
Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные стили репрезентации вещества и мыслить, используя эти стили.
Правило 6. Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.
Правило 7. Создавать ситуацию успеха в
интегрированной познавательной деятельности.
Спасибо за внимание!