СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы Функциональной грамотности на уроках химии

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Химия в повседневной жизни человека Выполнила учитель химии МБОУ сш №35 Рухлина В.В.

Химия в повседневной жизни человека

Выполнила учитель химии

МБОУ сш №35

Рухлина В.В.

 Ситуационные задачи - это задания, включающие в себя описание определенной ситуации (реальной или фантастической), обычно проблемной. Они могут быть расчетными или качественными. Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Цель этих задач – формирование умений действовать в социально- значимой ситуации.

Ситуационные задачи - это задания, включающие в себя описание определенной ситуации (реальной или фантастической), обычно проблемной.

Они могут быть расчетными или качественными.

Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Цель этих задач – формирование умений действовать в социально- значимой ситуации.

Задания к теме: «Ознакомление с устройством спиртовки» (8 класс)   При нагревании жидкости в пробирке вы…  а) наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради б) нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание в) помните, что держать горячую пробирку пальцами неудобно, вы берете держатель для пробирок Представьте, что Вы работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку. Ваши действия: а) завариваете чай на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе, б) приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты. в) предложите свой вариант.  Вы получили ожог от пламени спиртовки . Вы…  а) смазываете ожог зеленкой,  б) промываете раствором марганцовки  в) смазываете растительным маслом  г) промываете и накладываете стерильную повязку.

Задания к теме: «Ознакомление с устройством спиртовки» (8 класс)

При нагревании жидкости в пробирке вы…

а) наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради

б) нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание

в) помните, что держать горячую пробирку пальцами неудобно, вы берете держатель для пробирок

Представьте, что Вы работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку. Ваши действия:

а) завариваете чай на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе,

б) приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты.

в) предложите свой вариант.

Вы получили ожог от пламени спиртовки . Вы…

а) смазываете ожог зеленкой,

б) промываете раствором марганцовки

в) смазываете растительным маслом

г) промываете и накладываете стерильную повязку.

Тема «Жесткость воды»  « Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила ее 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?».  Тема «металлы»  «Ваш сосед прочел в книге для садоводов, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?».

Тема «Жесткость воды»

« Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила ее 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?».

Тема «металлы»

«Ваш сосед прочел в книге для садоводов, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?».

Практические задания Задачи позволяют формировать химические, коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учащихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.

Практические задания

Задачи позволяют формировать химические, коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учащихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.

  Опыт 1 с перекисью водорода: обесцвечивание

  Опыт 1 с перекисью водорода: обесцвечивание

Объяснение : Зеленый краситель в присутствии перекиси в щелочной среде обесцвечивается.  

Объяснение : Зеленый краситель в присутствии перекиси в щелочной среде обесцвечивается.  

Объяснение :   Происходит реакция восстановления. Йод из раствора превращается в бесцветный иодид, а кислород и углекислота в воздух.

Объяснение :   Происходит реакция восстановления. Йод из раствора превращается в бесцветный иодид, а кислород и углекислота в воздух.

Опыт 2. Качественная реакция на крахмал.

Опыт 2. Качественная реакция на крахмал.

Опыт 3. Влияние тяжелых металлов на белок    Белки могут взаимодействовать с солями тяжелых металлов - меди, свинца, ртути, серебра, и др. Происходит образование комплексных соединений солей с молекулами белков – и, как следствие, осаждение белка солями тяжелых металлов. Действие тяжелых металлов , приводит к нарушениям как транспортной, так и иммунной функций основных белков крови.

Опыт 3. Влияние тяжелых металлов на белок

Белки могут взаимодействовать с солями тяжелых металлов - меди, свинца, ртути, серебра, и др. Происходит образование комплексных соединений солей с молекулами белков – и, как следствие, осаждение белка солями тяжелых металлов.

Действие тяжелых металлов , приводит к нарушениям как транспортной, так и иммунной функций основных белков крови.

С  емь простых  правил Правило 1 . Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально. Правило 2 . Прежде вещество, а затем его строение  - «от живого созерцания к абстрактному мышлению...» Правило 3. Сначала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а затем  теория. Правило 4 . Изучать химию в контексте: химия - жизнь - естествознание–неразрывно связанных  понятия. Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные стили репрезентации  вещества и мыслить, используя эти стили. Правило 6. Формулы и уравнения познавать с помощью химических  расчётов. Правило 7. Создавать ситуацию успеха  в интегрированной познавательной  деятельности.

С емь простых правил

Правило 1 . Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально.

Правило 2 . Прежде вещество, а затем его строение -

«от живого созерцания к абстрактному мышлению...» Правило 3. Сначала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория.

Правило 4 . Изучать химию в контексте: химия - жизнь - естествознание–неразрывно связанных понятия.

Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные стили репрезентации вещества и мыслить, используя эти стили.

Правило 6. Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.

Правило 7. Создавать ситуацию успеха в

интегрированной познавательной деятельности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!