СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность 8 класс ВОПРОС- ОТВЕТ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность 8 класс ВОПРОС- ОТВЕТ»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 8 КЛАСС В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

ЗАДАНИЕ 1

Ролик 1 Задание А. Это Читательская грамотность.

Слова принадлежат Виссариону Григорьевичу Белинскому

Ролик 2, 7 Задания Б. Глобальные компетенции и математическая грамотность и экологическая грамотность

Грамотность XXI века – это способность использовать для жизни: математику, естественно-научные представления, читательские умения. Способность использовать знания в жизни – вот смысл изучения школьных дисциплин

Вопрос 1

Квадратные или кубические арбузы —  арбакуб арбузы, выращенные в форме куба. Их легче резать на ломтики

Вопрос 2.

Их легче резать на ломтики

ПИНГВИНЫ

Вопрос 1

Как правило, каждый год пара пингвинов производит два яйца. Обычно выживает только птенец из более крупного яйца. У хохлатых пингвинов первое яйцо весит приблизительно 78 г, а второе яйцо - примерно 110 г.

На сколько процентов второе яйцо тяжелее первого?

78 гр-100%

110 гр- Х

Х= 110 * 100* 50 = 5500 = 141% 2) 141-100=41% Ответ: Второе яйцо тяжелее первого на 41%

78 *39 39

Вопрос 2

Джин задается вопросом, о том, как изменится размер колонии пингвинов в течение следующих нескольких лет. Он делает следующие предположения:

в начале года колония состоит из 10 000 пингвинов (5 000 пар); каждый год весной каждая пара пингвинов выращивает одного птенца; к концу года 20% всех пингвинов (взрослых и птенцов) умирают.

Сколько пингвинов (взрослых и птенцов) будет в колонии в конце первого года?

  1. 10000 пин.(5000 пар)-начало года

  2. 10000+5000=15000 пин.- весной

  3. 15000-100%

Х-20%

Х= 15000*20*1*3000 = 3000 пин.-умирают

100*5*1

  1. 15000-3000=12000 пин. – в конце 1 года

Ответ: В конце первого года в колонии будет 12000 пингвинов.


Ролики 3, 4 и 5 - Задание В. Креативное мышление


Ш – школьник

К- кот

О- ослик

Л – луна

А – арфа

Поздним вечером школьник, получивший «2» по математике шел домой. Он с горечью размышлял, как мама попросит у него дневник, как он будет оправдываться, как мама огорчится и скажет: «Ну, в кого ты такой!»…Вдруг школьник споткнулся и чуть не упал. Смотрит – под ногами у него кот, рыжий, наглый, сидит и будто усмехается, а в лапах у него -арфа (маленькая, детская).

Школьник рассердился и обозвал кота «ослом». Потом подумал, что погорячился, и назвал кота «осликом». А кот говорит: «Хочешь, помогу твоему горю!» «Хочу!»- отвечает школьник, ничуть не удивившись, что кот разговаривает.

Чтобы исправить твою двойку, нужно посмотреть на луну и сыграть «Лунную сонату» Бетховена. «Я не умею,»- говорит школьник. «А ты попробуй, »- говорит кот. Школьник как заиграет!!! … «Вася, вставай,»- говорит мама. Вскочил школьник, смотрит в дневник и видит- двойки нет!….. А вы говорите, что чудес не бывает! Эх!


Ролик 6 – Задание Г. Финансовая грамотность и математическая грамотность

Саша давно мечтал купить себе игровую приставку, стоимостью 3 000 рублей. Родители Саши согласились на покупку при одном условии: половину денег на нее Саша получит от них, а вторую половину ему необходимо накопить самому. Тем же вечером Саша сел и посчитал свои накопления. Ежедневно мама выдавала Саше 200 рублей на карманные расходы. 80 из них он тратил на питание в школе, на 40 рублей меньше у него уходило на проезд, 30 рублей он тратил на различные вкусности и 20 рублей - на прогулки с друзьями.

а) Через сколько дней Саша сможет позволить себе приобрести желаемую приставку?

б) Что необходимо в первую очередь сделать Саше после того, как он решил самостоятельно копить средства на достижение своей финансовой цели?

3000-стоит приставка

1500- дали родители

200-карманные расходы

  1. 80+30+20+40=170 – траты

  2. 200-170=30-оставалось

  3. 1500: 30=50 дней

Ответ: Через 50 дней Саша скопит нужную сумму.

Сделать Саше после того, как он решил самостоятельно копить средства на достижение своей финансовой цели, нужно экономить деньги.


Ролик 8 Задание Д. Глобальные компетенции и экологическая грамотность


Мама была согласна заказать в подарок косметику, которую выбрала дочь, но ответила Марии: «Давай не будем торопиться».
Как вы думаете, с какой целью мама Марии приняла такое решение?

Ответ: Мама хотела лучше изучить состав косметики, больше узнать о производителе, о технологии производства, чтобы у дочки не было аллергии

Функциональная грамотность, при оценивании качества обучающихся, делится на читательскую (работа с текстами), математическую (решение

Грамотный человек умеет строить развернутые высказывания, использовать простейшие приемы исследования, доказывать и обосновывать свое мнение.

Ролик 8 – Задание Е. Естественно-научная


Каким образом из кружки, ковшика, кастрюли и любой другой посуды правильной цилиндрической формы, наполненной до краёв водой, отлить ровно половину, не используя никаких измерительных приборов?

Решение.

Любая посуда правильной цилиндрической формы, если смотреть на неё сбоку, представляет собой прямоугольник. Как известно, диагональ прямоугольника делит его на две равные части. Точно так же цилиндр делится пополам эллипсом. Из наполненной водой посуды цилиндрической формы надо отливать воду до тех пор, пока поверхность воды с одной стороны не достигнет угла посуды, где её дно смыкается со стенкой, а с другой стороны края посуды, через который она выливается. В этом случае в посуде останется ровно половина воды.

При решении задач необходимо:

  • Проанализировать, выявить причины

  • Сконструировать способ решения

  • Сделать вывод, дать обоснование

Ответ: Совсем ровно вряд ли получится, но на уровне погрешности сделать такой трюк вполне по силам. Для этого надо понимать, что правильная цилиндрическая посуда представляет из себя прямоугольник, правда если смотреть на нее сбоку и если мы будем отливать воду до тех пор, пока поверхность воды с одной стороны не достигнет угла посуды, то мы выльем ровно половину.


ЗАДАНИЕ 2

Воспользуйтесь текстом, расположенным справа.

Отметьте в таблице нужные варианты ответа.


Какие советы рекламодателей и маркетологов соответствуют приведённой информации о некоторых типичных особенностях поколений Z и «альфа», а какие не соответствуют ей?

Отметьте «Да, соответствует» или «Нет, не соответствует» для каждого совета.

В бланке ответов запишите свой ответ без пробелов и знаков препинания.

У Вас получится «фраза» вида 1да2нет3да4нет5да



Совет

Вариант ответа

1

Пользователь должен получать короткую инструкцию, представленную текстом, и видеоматериал, в котором показано, как использовать товар.

Да, соответствует

Нет,не соответствует

2

Нужно организовать предпродажный показ, на котором каждый желающий сможет рассмотреть устройство и проверить, как оно работает.

Да, соответствует

Нет,не соответствует

3

На рекламной кампании можно сэкономить, так как покупатели ориентируются исключительно на свой вкус и свои желания.

Да, соответствует

Нет,не соответствует

4

Чем дороже товар, тем больше представителей молодежи он заинтересует.

Да, соответствует

Нет,несоответствует

5

Информацию о товаре нужно обязательно размещать в Интернете.

Да, соответствует

Нет,не соответствует


Ответ: 1да2нет3нет4нет5да

Александра с интересом читала материалы о поколении* Z и поколении «альфа». Во многих статьях говорилось о том, что большой интерес к теориям поколений проявили рекламодатели и маркетологи – специалисты, изучающие особенности экономики для продвижения на рынке определённых товаров. Опираясь на информацию о вкусах и предпочтениях новых поколений, они давали советы о производстве и продаже тех или иных товаров, предназначенных для молодёжи.



Поколением*- принято называть одновременно живущих людей примерно одного возраста. Если считать, что временной промежуток для представителей одного поколения составляет 20 лет, то рядом с каждым из нас, рождённых в определённое двадцатилетие, живут представители еще трёх-четырёх поколений. Легче всего выделить поколения в семье – дети, родители, бабушки и дедушки. В обществе разграничить поколения труднее, потому что затруднительно или невозможно провести «жёсткие» границы между ними. Однако принято считать, что представителей одного поколения объединяют историческая эпоха, схожие убеждения и ценности, поведение и чувство принадлежности именно к этому поколению.

ЗАДАНИЕ 3

Воспользуйтесь текстом расположенным справа. Для ответа на вопрос выберите нужные варианты ответа.


Какие из предложенных приёмов общения могли помочь участникам Дня вежливости продемонстрировать это качество?


В бланке ответов запишите свой ответ без пробелов и знаков препинания.

У Вас получится «фраза» вида 1да2да3нет4да5да6нет7 нет


Приём

Вариант ответа

1

Выражать расположенность, быть доброжелательным.

Да, могли

Нет, не могли

2

Использовать ехидные и колкие замечания, но улыбаться, когда произносишь их.

Да, могли

Нет, не могли

3

Никогда не участвовать в разговоре: «всегда лучше молчать, чем говорить»

Да, могли

Нет, не могли

4

Внимательно слушать собеседника и не перебивать его.

Да, могли

Нет, не могли

5

Исключить из употребления нецензурные и бранные слова.

Да, могли

Нет, не могли

6

Надеть наушники и избегать общения

Да, могли

Нет, не могли

7

Употреблять формулы вежливости в соответствии с ситуацией

Да, могли

Нет, не могли


Ответ: 1да2нет3нет4да5да6нет7да

Во время тренинга по культуре речи один участник поделился воспоминанием: «Это было в 90-е годы. Я перешёл в 10 класс. Во время летних каникул мы с одноклассниками поехали в школьный трудовой лагерь. Каждый день в течение 4 часов мы собирали клубнику, малину или сливы, а после этого занимались спортом, читали, даже решали задачки по математике с нашим учителем. Как я сейчас понимаю, нам было очень интересно во многом потому, что с нами были весёлые учителя. Каждый день происходило что-то неожиданное и непредсказуемое.

Однажды мы проснулись под громогласный призыв: «Здравствуйте, добро пожаловать на День вежливости!» Никогда не забуду этот день: каждая произнесённая фраза должна была показывать, что именно ты – самый вежливый человек на свете. Я не думал так о форме выражения мысли, даже когда сочинение писал. Конечно, можно было и не участвовать, подумаешь, никто же не заставлял. Но когда это касается всех, и взрослых, которых ты уважаешь, и школьников, среди которых не хочется ударить лицом в грязь, то, само собой, начинаешь выражать свои мысли ну очень старательно, думаешь над каждым словом. И ещё я понял: даже вежливое общение не всегда бывает позитивным. Можно очень вежливо наговорить неприятных вещей, после чего и общаться с человеком не захочется».



ЗАДАНИЕ 4

Воспользуйтесь текстом расположенным справа. Для ответа на вопрос выберите нужные варианты ответа.


Юля получила много «лайков» и большое количество комментариев. Какие из приведённых ниже высказываний, взятых из комментариев участников обсуждения, описывают отношения между поколениями? Отметьте все верные варианты ответа.

В бланке ответов запишите свой ответ без пробелов и знаков препинания, например: 34


Комментарии

1

Ты крутая! Нужно выбирать только комфорт, никто не обязан терпеть неудобства.

2

Можно узнать, чем тебе будет полезно делать так, как хотят родители. Какая для тебя в этом выгода. Услышать их ответ.

3

Ты никогда не договоришься. Они все равно будут указывать тебе, а ты потом будешь указывать своим детям.

4

К сожалению, вообще нет времени заняться собой. Школа, уроки, с собакой гулять надо…

5

Люди всегда боролись за свободу

Ответ:235


В интернете в одной из социальных сетей обсуждали мнение пятнадцатилетней Юли об отношениях в её семье: «Они (родители) не хотят меня слушать, мама стоит на своём и говорит «делай так, как я хочу». А мне просто хочется, чтобы люди отстали друг от друга и занимались своей жизнью. Представляете, какими свободными мы будем, если перестанем говорить о том, кому и как нужно жить? Круто же! Думаю, важно научиться ценить людей и принимать их со всеми плюсами и минусами. И важно научиться выстраивать комфортное для себя окружение. Очень приятно не диктовать другим, как им жить, потому что вы освобождаете время для того, чтобы заняться собой»





ЗАДАНИЕ 5

Воспользуйтесь текстом расположенным справа. Для ответа на вопрос выберите нужные варианты ответа.



Какие из приведённых ниже фактов поддерживают мнение Иры, а какие не поддерживают? Отметьте «Да, поддерживает мнение» или «Нет, не поддерживает мнение» для каждого факта.

В бланке ответов запишите свой ответ без пробелов и знаков препинания.

У Вас получится «фраза» вида 1да2нет3нет4да5да6да



Факты

Вариант ответа

1

Ежегодно примерно треть всего объёма произведённых продуктов питания сгнивает в мусорных баках потребителей и предприятий розничной торговли или портится из-за ненадлежащих условий транспортировки и сбора.

Да, поддерживает

Нет, не поддерживает

2

За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всём мире возросли.

Да, поддерживает

Нет, не поддерживает

3

С 2012 по 2017 год один из люксовых брендов сжёг одежды и сумок на общую сумму в 65 миллионов долларов, чтобы не допустить уценку.

Да, поддерживает

Нет, не поддерживает

4

Расчёты британских учёных показывают, что повторное использование упаковки из пластика позволит экономить до 120 миллиардов долларов каждый год.

Да, поддерживает

Нет, не поддерживает

5

Для окраски тканей ежегодно применяется около 1,7 миллионов тонн химических веществ.

Да, поддерживает

Нет, не поддерживает

6

В мире ежегодно производится 100 миллиардов единиц одежды.

Да, поддерживает

Нет, не поддерживает

7

По данным «Гринпис», объём отходов модной индустрии (включая нераспроданную одежду) достигает 92 миллионов тонн.

Да, поддерживает

Нет, не поддерживает

8

60 % производящейся в мире одежды имеет в своём составе полиэстер.

Да, поддерживает

Нет, не поддерживает



При обсуждении проектаИры «Чем опасеншопоголизм*» не все одноклассники согласились с её выводами: «Проект рассматривает вред потребительства, но разве такие покупатели не способствуют развитию экономики? Они поддерживают производство, заставляют производить всё больше и больше». Ира ответила, что она оценивала шопоголизм с позиций устойчивого развития, а устойчивое развитие требует рационально относиться и к потреблению, и к производству. Она привела несколько фактов в поддержку своего мнения.


*Шопоголизм – это неконтролируемая тяга к ненужным и необоснованным покупкам. 

*Шопоголик – это человек, для которого покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом, он покупает всё новые и новые вещи, заполняя вещами до предела шкафы и полки и не успевая носить вновь приобретённые джинсы, джемперы или туфли

Ответы 1да2нет3да4нет5нет6да7да8нет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!