Цель: познакомить с педагогическим опытом применения задач открытого типа для развития функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
рассмотреть отличие задач открытого типа от традиционных закрытых задач;
познакомить с приемами составления открытых задач;
показать возможности применения открытых задач на уроках и во внеурочной деятельности;
содействовать профессиональному общению, сотрудничеству.
Ход занятия
Добрый день уважаемые коллеги! Попрошу Вас взять конфетку определённой формы и сесть за стол с выбранной фигурой. (5 минут).
Квадрат
Люди – « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы.
« Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, и не остановятся, пока ее не достигнут.
Прямоугольник
Люди – « Прямоугольники», настоящие « Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. Они – сильные личности и опасные конкуренты.
Круг
Люди « Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих, но и у их близких. « Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а « сглаживать» недоразумения.
-Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках? (Учебник математики, калькулятор, магазин, продукты).
-Как взаимосвязаны данные изображения? (Без математики невозможно в жизни).
Слайд 2.
-Тема нашего занятия Функциональная грамотность как основа для решения широкого диапазона задач (на примере математической грамотности).
Взрослеем мы сразу после окончания школы, где систематически нас просили последовательно выполнять определенные алгоритмы. Шаг влево, шаг вправо от утвержденного способа решения (а значит и мышления!) - снижение отметки. В этом и есть одна из причин, по которой мы не можем генерировать оригинальную идею, а значит находить самостоятельно решения и справляться с информацией, поступающей из окружающего мира.
Слайд 3.
А теперь внимательно посмотрите на слайд.
- Что вы видите на слайде? Сколько женщин вы видите?
При первом рассмотрении 90% людей видят привлекательную девушку лет 20-25, остальные 10 % видят старуху за 70 с огромным носом. Тем, кто видит картинку впервые, трудно разглядеть второе изображение.
Это картина неоднозначна. Сегодня я хочу вам предложить познакомиться с открытыми задачами.
Анализируя образовательные достижения учащихся с позиции продолжения образования, российские и международные эксперты сделали одинаковый вывод об их подготовке, которая «не позволяет им применять полученные знания для решения проблем, близких к реальным». Важна не просто сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях за пределами системы образования на основе приобретённых знаний.
Одним из возможных путей преодоления данной проблемы является использование открытых задач на различных этапах урока.
Слайд 4-5.
Что в этой задаче необычного?
Открытая задача не имеет четкого однозначного условия, в ней может не хватать каких-то данных или, напротив, она может содержать избыточные данные. Поэтому учащемуся необходимо самостоятельно, осмыслить, дополнить, а иногда и сформулировать условие открытой задачи, а также найти необходимые для ее решения сведения. Кроме того, открытая задача может иметь множество путей решения и много верных ответов.
Давайте рассмотрим такие задачи.
Слайд 6.
1. Владелец одного небольшого ресторана в Америке оказался на грани банкротства. Главная причина - мало посетителей. Он как-то пожаловался на трудности своему другу, а тот неожиданно предложил оригинальную идею. Хозяин попробовал и, через некоторое время клиентов в заведении было хоть отбавляй. Предложите и вы, как завлечь людей в ресторан? Учтите, что повар в ресторане был хороший, обстановка уютная, а сервис на высоте. (Возможны разные варианты ответов. Какой из ответов неправильный? Правильные все.)
В учебном материале мы привыкли к однозначности правильного ответа, который находится в конце учебника. А жизнь дает нам возможность различные пути представления результатов решения возникающих проблем. Значит в урок нужно включать задачи содержащие несколько верных ответов.
Слайд 7.
2. Маша и Коля ходят в одну и ту же школу. Маша живет в трех километрах от нее, а Коля в пяти. На каком расстоянии друг от друга живут Маша и Коля? (Ответы. Наиболее распространенная ошибка - однозначный ответ на этот вопрос).
Отбор условий, необходимых и достаточных для решения задачи выполнен авторами учебника или учителем. А жизни условия, в которых должна быть решена проблема, во многом остаются неопределенными. Поэтому в школьный урок нужно включать задания с нечетким условием.
Слайд 8.
3. Маша в саду собирала ягоды. Она набрала две банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша? (недостаточно данных)
Такие задачи на уроках практически не встречаются, так как отбор условий, необходимых и достаточных для решения задачи выполнен авторами учебника или учителем. В жизни условия, в которых должна быть решена проблема, во многом остаются неопределенными.
Слайд 9.
4. В прямоугольнике стороны равны 8 см и 3 см, а периметр 22 см. Найти площадь прямоугольника. (задача с лишними данными)
Слайд 10.
5. На пост председателя школьного совета претендовали два кандидата. В голосовании приняли участие учащиеся 7-11 классов. Голоса между кандидатами распределились в отношении 3:5. Сколько голосов получил победитель? (недостаточно данных)
В школьной задаче цель поставлена заранее. В жизни часто, встречаясь с проблемами, мы много времени тратим на то, чтобы определить для себя, какую именно цель достичь. Это проявление наивысшей степени свободы и активности человека. Значит и в уроке нужно давать возможность цель поставить ребенку самому.
Слайд 11.
6. Одна матрешка стоит 50 рублей, а вторая - 40 рубля. Задайте вопрос, чтоб текст превратился в задачу.
Человек должен уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям. Необходимость усиления творческой составляющей, раскрепощения мысли очевидна. Этому способствует использование в учебном процессе открытых задач.
Слайд 12.
Мы часто делаем ошибки из-за психологической инертности. Она «заставляет» искать карманы в новой куртке на том же месте, где они были в старой. Нельзя сказать, что она вредна и от нее надо полностью избавляться. Она помогает человеку выполнять привычные действия, даже не задумываясь: мы можем застегнуть одежду или завязать шнурки не глядя; в темноте мы уверенно проходим из одной комнаты в другую. Но при этом она начинает мешать, когда условия изменяются или когда требуется оценить ситуацию с другой, непривычной точки зрения.
Слайд 13.
Хочу предложить вам следующие задачи. Обязательное условие - решения надо предлагать сразу, без долгих раздумий.
На двух руках 10 пальцев? А сколько на десяти руках? (Большинство дают ответ - 100, правильный - 50).
Всем хорошо известно, что в поездах стоп-кран ярко-красного цвета. А какого цвета в самолете? Ярко-голубого как небо? Синего? Зеленого? Оранжевого? (В самолете стоп-крана нет).
Работа по группам.
Предлагаю вам выполнить задания закрытого типа по группам.
Слайд 14 (Задачи закрытого типа).
ЗАДАНИЯ
Слайд 15.
ЗАДАНИЕ. РАЗМИНКА (7 минут)
Группа1. Задача «Дорога»
До города, где живет бабушка, можно доехать на автобусе или электропоезде. Рассмотрите таблицу, и сделайте вывод, на каком виде транспорта можно добраться быстрее, чтобы успеть к обеду (к 14.00)? Нужно учесть, что от вокзала до дома бабушки идти пешком 25 минут. Обоснуйте свой вывод решением.
| Время отправления | Время в пути |
электропоезд | 12 часов 10 минут | 1 час 40 минут |
автобус | 11 часов 00 минут | 2 часа 30 минут |
Слайд 16.
Группа 2. Задача «Поход в магазин»
Рассмотрите таблицу с данными. Подсчитайте, в каком из магазинов покупка
обойдется дешевле? Обоснуйте свой вывод.
название | «Ашан» | «Дикси» | «5-ка» |
зефир | | | |
торт | | | |
чай | | | |
Слайд 17.
Группа 3. Задача «Лифт»
Оля в 2 раза легче мамы, а Витя на 14 кг тяжелее Оли. Смогут ли ребята вместе с мамой, вес которой 74 кг, подняться одновременно на лифте, если лифт за 1 раз поднимает не более 170 кг? Обоснуйте свой ответ решением.
ЗАДАНИЕ 2. (15 минут)
Слайд 18.
-Вместе с нами выполнять задания будут ученик 3 класса Саша, его сестра Даша, мама, папа.
-На мобильный телефон мамы поступило СМС сообщение от бабушки и дедушки:
Дорогие мои! Мы очень соскучились, едем в гости. Выезжаем в субботу. До встречи! (Слайд 7).
- Задача приготовить праздничный обед.
Предположим, что можно приготовить.
Салат
Горячее блюдо
Десерт
Напиток
Слайд 19 (при ответе группы)
1 ГРУППА.
Задача №1.Мама отправляет Сашу с сестрой в магазин за продуктами. Дает 500 рублей. Дает карты для скидок и оплаты, если денег не хватит(Слайд 10).
Прочитайте список продуктов, которые необходимо купить.
Список продуктов:1 буханку черного хлеба, 1 батон,1 пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара.
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Дикси» |
1 | Батон | 30 | 32 | 33 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 | 34 |
3 | Молоко (1 пакет) | 55 | 60 | 58 |
4 | Пряники(1 упаковка) | 75 | 70 | 70 |
5 | Чай( 1 пачка) | 46 | 43 | 45 |
6 | Сосиски( 1 упаковка) | 210 | 230 | 220 |
7 | Сахар (1 пакет) | 54 | 55 | 56 |
8 | Кефир (1 пакет) | 45 | 48 | 45 |
Сделайте вывод:выгоднее сделать покупку в магазине «Пятерочка».
Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
Слайд 20.
Задача 2.
Сколько необходимо положить кусочков хлеба на стол, чтобы всё съели?
Какого хлеба останется больше (если 1 батон и 1 буханку можно порезать 18 кусочков).
Выполните расчёт согласно данным таблицы.
Член семьи | Количество кусочков хлеба |
Батон | Буханка |
Дедушка | 1 | 3 |
Бабушка | 1 | 0 |
Папа | 2 | 4 |
Мама | 0 | 4 |
Саша | 3 | 2 |
Даша | 1 | 1 |
Слайд 21. (Физминутка)
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ - Что добавляли к картофелю при дворе царя Петра Первого?
Когда русский царь Петр Первый был в Голландии, он заинтересовался необычными «земляными яблоками» и отправил их целый мешок для посадки в Россию. С той поры картофель стали подавать на банкетах при царском дворе. Вместо соли на блюдо с картофелем клали сахар, а сами клубни считали редким лакомством- вроде заморского пирожного.
Слайд 22.
ГРУППА 2. Задача №2.Салат «Оливье»
Рассчитайте стоимость 6 порций салата по таблице.
Пропорции для салата «Оливье»
Продукты | Количество на 3 порции | Количество на 6 порций | Цена | Стоимость 6 порций |
Курица отварная | 100 г | | 18р. 100 г | |
Морковь | 1 штука | | 6р. 1шт. | |
Лук репчатый | 1 штука | | 3 р . 1шт. | |
Огурцы маринованные | 1 штука | | 5 р. 1шт. | |
Яблоки | ½ штуки | | 6 р. 1шт. | |
Яйца | 2 штуки | | 7 р. 1шт. | |
Зелёный горошек | 50 г | | 60 р. 100 г | |
Картофель | 3 штуки | | 30 р. 1кг | |
Майонез | 50 г | | 40 р. 100 г | |
| | | Всего: | |
Задача №3. Горячее блюдо.
Это будет картофельное пюре.
-Сколько нужно было всего купить картофеля, чтобы приготовить из него пюре на 6 порций и салата«Оливье»? (6 + 6 = 12 штук )
Решение: ________________________________________________________
Ответ: __________________________________________________________
Слайд 23.
ГРУППА 3.
Задача №4. Готовим десерт
Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим.
Пирожное в магазине «Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
1)_________________________________________________________
2)___________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________________
Слайд 24.
Задача № 5. Готовим витаминный напиток из ягод и фруктов.
Узнайте стоимость каждого фрукта по картинке.
Решение:1)_______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________
Ответ:___________________________________________________________________
Слайд 25.
Рефлексия
КНИГА ОТЗЫВОВ
Закончить наше занятие хочется словами:
«Открытый мир - всегда задача,
Решай - и ждет тебя удача!»