СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность: математическая грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность. Математическая грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность: математическая грамотность»

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Понятие о функциональной грамотности А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек —это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Понятие о функциональной грамотности

А. А. Леонтьев:

  • Функционально грамотный человек —это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

Составляющие математической грамотности:   - умение находить и отбирать информацию; - производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; - интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

Составляющие математической грамотности:

  • - умение находить и отбирать информацию;
  • - производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
  • - интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

У российских учащихся слабо сформированы умения: осуществлять поиск информации по ключевым словам анализировать процессы проведения исследований составлять прогнозы на основе имеющихся данных выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований интерпретировать графическую информацию проводить оценочные расчеты и прикидки осуществлять поиск информации по ключевым словам анализировать процессы проведения исследований составлять прогнозы на основе имеющихся данных выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований интерпретировать графическую информацию проводить оценочные расчеты и прикидки

У российских учащихся слабо сформированы умения:

  • осуществлять поиск информации по ключевым словам анализировать процессы проведения исследований составлять прогнозы на основе имеющихся данных выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований интерпретировать графическую информацию проводить оценочные расчеты и прикидки
  • осуществлять поиск информации по ключевым словам
  • анализировать процессы проведения исследований
  • составлять прогнозы на основе имеющихся данных
  • выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований
  • интерпретировать графическую информацию
  • проводить оценочные расчеты и прикидки

 Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:   распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

 Формы работы над задачей   - Использование приёма сравнения задач их решений. - Запись двух решений на доске: верного и неверного. - Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. - Закончить решение задачи. - Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи? - Восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче. - Составление аналогичной задачи с изменёнными данными. - Решение обратных задач.

Формы работы над задачей

  • - Использование приёма сравнения задач их решений.
  • - Запись двух решений на доске: верного и неверного.
  • - Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
  • - Закончить решение задачи.
  • - Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи?
  • - Восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче.
  • - Составление аналогичной задачи с изменёнными данными.
  • - Решение обратных задач.

Решение задач

Предметные задачи : в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.

Межпредметные задачи : в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.

Практико-ориентированные задачи : в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.

Ситуационные задачи : не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.

 Школьникам необходимо научиться:   Распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; Формулировать эти проблемы на языке математики; Решать проблемы, используя математические факты и методы; Анализировать использованные методы решения; Интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы; Формулировать и записывать результаты решения.

Школьникам необходимо научиться:

  • Распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • Формулировать эти проблемы на языке математики;
  • Решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • Анализировать использованные методы решения;
  • Интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы;
  • Формулировать и записывать результаты решения.

 Типы задач , которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:   - повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты; - трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения; - общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов. - наука – работа с формулами из различных областей знаний.

Типы задач , которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:

  • - повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
  • - трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
  • - общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
  • - наука – работа с формулами из различных областей знаний.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!