Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность: математическая грамотность»
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики
Понятие о функциональной грамотности
А. А. Леонтьев:
- Функционально грамотный человек —это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Составляющие математической грамотности:
- - умение находить и отбирать информацию;
- - производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
- - интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
У российских учащихся слабо сформированы умения:
- осуществлять поиск информации по ключевым словам анализировать процессы проведения исследований составлять прогнозы на основе имеющихся данных выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований интерпретировать графическую информацию проводить оценочные расчеты и прикидки
- осуществлять поиск информации по ключевым словам
- анализировать процессы проведения исследований
- составлять прогнозы на основе имеющихся данных
- выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований
- интерпретировать графическую информацию
- проводить оценочные расчеты и прикидки
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Формы работы над задачей
- - Использование приёма сравнения задач их решений.
- - Запись двух решений на доске: верного и неверного.
- - Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
- - Закончить решение задачи.
- - Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи?
- - Восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче.
- - Составление аналогичной задачи с изменёнными данными.
- - Решение обратных задач.
Решение задач
Предметные задачи : в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.
Межпредметные задачи : в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.
Практико-ориентированные задачи : в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
Ситуационные задачи : не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
Школьникам необходимо научиться:
- Распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- Формулировать эти проблемы на языке математики;
- Решать проблемы, используя математические факты и методы;
- Анализировать использованные методы решения;
- Интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы;
- Формулировать и записывать результаты решения.
Типы задач , которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:
- - повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- - трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
- - общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- - наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Спасибо за внимание!