Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики
Понятие о функциональной грамотности
А. А. Леонтьев:
Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность
-читательская грамотность
- естественнонаучная грамотность
-финансовая грамотность
-глобальные компетенции
- креативное мышление.
Составляющие математической грамотности:
- умение находить и отбирать информацию;
- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Логические приёмы формирования функциональной грамотности на уроках
Уровень | Логические приёмы | Примеры задания |
1 | Знание | Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2 | Понимание | Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3 | Использование | Применить, проиллюстрировать, решить |
4 | Анализ | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5 | Синтез | Создать, придумать, разработать, составить план |
6 | Оценка | Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследований PISA
У российских учащихся слабо сформированы умения:
осуществлять поиск информации по ключевым словам
анализировать процессы проведения исследований
составлять прогнозы на основе имеющихся данных
выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований
интерпретировать графическую информацию
проводить оценочные расчеты и прикидки
Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, означает способность решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию. Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности вместе с читательской грамотностью. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Формы работы над задачей
- Использование приёма сравнения задач их решений.
- Запись двух решений на доске: верного и неверного.
- Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
- Закончить решение задачи.
- Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи?
- Восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче.
- Составление аналогичной задачи с изменёнными данными.
- Решение обратных задач.
Формы работы для развития функциональной грамотности
- Интерпретация полученных решений и отбора ответов.
- Решение исследовательских задач.
- Обучение умению читать и интерпретировать количественную информацию.
- задания для творческой деятельности учащихся.
- Задания вариативного характера.
- Индивидуальные задания, задачи «продвинутого уровня».
- Логические упражнения.
Виды задач
- с «парадоксальными» условиями
- с неопределёнными данными
- «провокационные»
- с недостающими или избыточными данными
- с изменением вопроса
- на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
Решение задач
Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.
Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
Формы работы над задачей
Решение задачи разными способами.
Представление ситуации, описанной в задаче и её моделирование с помощью чертежа, таблицы, графика, диаграммы и т.д.
Разбивка задачи на значимые части.
Решение задачи с недостающими или избыточными данными.
Самостоятельное составление задачи учениками.
Изменение вопроса задачи.
Выбор верного ответа из предложенных вариантов.
Составление и решение задач, обратных данной.
Составление задач с изменёнными данными.
Школьникам необходимо научиться:
Распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
Формулировать эти проблемы на языке математики;
Решать проблемы, используя математические факты и методы;
Анализировать использованные методы решения;
Интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы;
Формулировать и записывать результаты решения.
В связи с приоритетными задачами национального проекта «Образование», в частности с задачей войти в первую десятку стран по результатам международных исследований, формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.
При изучении каждого учебного предмета есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности. Каждый предмет даёт свои возможности: формирование коммуникативных навыков, читательской и естественнонаучно компетенции или финансовой грамотности.
В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета. Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач.
На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи.
Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
В чём же заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?
Во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Дети прекрасно справляются с базовыми задачами в одно-несколько действий со стандартными формулировками ( около 85%) , неплохо справляются с заданиями, где нужно вычленить информацию из таблицы, короткого текста и ответить на вопрос ( около 70%), но если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети терялись и лишь около 30% обучающихся справлялись с этими заданиями. Невнимательность к прочтению условия сохраняется и при решении задач в основной школе, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.
Вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.
На уроках математики часто приходится решать задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.
Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:
- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают сложные вычисления.
Задания, как правило, учителя берут из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания). К сожалению, материалов не хватает, в учебнике таких задач нет. Есть острая необходимость в издании соответствующих пособий для учителей, сборников задач для обучающихся разных возрастов.
Время на уроке на обсуждение и решение таких задач уходит много, поэтому необходимо, чтобы учащиеся заранее ознакомились с условием, и предложить им задачу на дом. В 9 классе проводится тренировочная работа по математике в формате ОГЭ, где 1-5 задачи представляют собой как раз практические задачи на применение математических знаний. Анализируя статистику итогов этих работ, видно, что с ними обучающиеся справляются хуже, чем с заданиями по алгебре или геометрии
Самое главное, что при решении практико – ориентированных задач учащимся необходимо анализировать, сопоставлять и обобщать данные заданий.
Практико – ориентированные задачи 1 – 5 в ОГЭ по математике направлены на формирование таких видов функциональной грамотности: 5 заданий на формирование математической, читательской грамотности и 2 задания на формирование финансовой грамотности.
Если у учащихся выявляются трудности в использовании информации из текста (читательская грамотность) для преодоления которой на уроках математики педагог может:
1)применять прием «Синквейн», для составления которого учащиеся используют полученную информацию из текста;
2) применять прием «Кластер», для составления которого учащиеся используют полученную информацию из текста;
3)использовать задания «множественный выбор», которое заключается в выборе верного ответа из нескольких вариантов;
4)разбирать приведенный в тексте учебника пример: решение уравнения, выполнение преобразований, решение задачи, построение графика;
5) применять задания на «соответствие» утверждений, примеров уравнений с решениями и т.д.
6)разбирать доказательства теорем и вычленять логику доказательства теоремы, самостоятельно по ходу доказательства выполнять рисунок;
7) применять задания «на перенос информации» (заполнение таблицы);
8)проводить доказательство теоремы на измененном рисунке, в ходе которого учащиеся используют полученную информацию из теоремы.
Для формирования у учащих умений по читательской грамотности: находить и извлекать информацию из текста, интегрировать и интерпретировать текст, осмысливать и оценивать текст на уроках математики педагог может:
1) применять задания с формулировкой «найди лишнее …»;
2) решать текстовые задачи;
3) решать геометрические задачи, в которых необходимо писать дано и найти;
4) применять задания на установление истины/ложности информации, представленной в задании;
5)применять прием «Инсерт», который заключается в маркировке текста определенным набором знаков по мере его прочтения;
6) применять задания «на восстановление текста»;
7) решать задачи – исследования;
8) проводить задания исследовательского и поискового характера;
9) применять задания на заполнение пропусков в абзаце или таблице;
10) решать задачи на установление причинно – следственных связей.