«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в 6 классе»
Научное объяснение явлений.
-
Задание на множественный выбор
Комплексное задание «Комнатные растения».
Таня решила украсить свою комнату комнатными растениями. Она пошла с родителями в магазин, чтобы подобрать растения для своей комнаты. Продавец магазина задал несколько вопросов родителям Тани, чтобы посоветовать с выбором растений.
Какие из вопросов, заданных продавцом, касаются условий жизни комнатных растений?
Отметьте все верные варианты ответа.
-
Сколько окон имеется в комнате?
-
На какую сторону света выходят окна в комнате?
-
Застелен ли ковром пол в комнате?
-
Какое место в комнате будет выбрано для растений?
-
Какие окна в комнате, пластиковые или деревянные?
Характеристики задания
- Содержательная область оценки: живые системы
- Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
- Контекст: личный
- Уровень сложности: низкий
- Формат ответа: задание с выбором нескольких ответов
- Объект оценки: умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.
Критерии оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Выбрано три ответа: -
Сколько окон имеется в комнате? -
На какую сторону света выходят окна в комнате? D. Какое место в комнате будет выбрано для растений? |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. |
-
Задание на сопоставление
Таня прочитала несколько книг о том, как ухаживать за комнатными растениями. В одной из книг она нашла схемы 1 и 2, которые наглядно показывали признаки слабого роста и развития комнатных растений.
Схема 1. Схема 2.
Проанализируйте признаки слабого роста и развития комнатного растения, показанные на схеме 1 и схеме 2. Какое условие не соблюдались при выращивании комнатных растений на схеме 1 и на схеме 2?
Запишите свои ответы.
Схема 1.
Схема 2.
Характеристики задания
-
Содержательная область оценки: живые системы
-
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
-
Контекст: личный
-
Уровень сложности: средний
-
Формат ответа: задание с развернутым ответом
-
Объект оценки: умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Критерии оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Схема 1. Недостаточно света. Схема 2. Недостаточно воды. |
0 | Другие ответы. |
-
Задание на исключение не правильных утверждений.
Дома Таня налила воду из крана и хотела полить купленные растения, но мама её остановила и сказала, что лучше полить растения этой водой позже.
Почему нельзя поливать растения водой, набранной только что из крана?
Выберите один ответ.
-
Воду необходимо вскипятить, чтобы уменьшить жёсткость.
-
Воду необходимо вынести на балкон, чтобы она стала очень холодной.
-
Вода должна отстояться, чтобы испарились вредные вещества.
-
Воду необходимо немного подогреть.
Характеристики задания
- Содержательная область оценки: живые системы
- Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений.
- Контекст: личный
- Уровень сложности: средний
- Формат ответа: задание на исключение не правильных утверждений.
- Объект оценки: умения применить соответствующие естественно - научные знания для объяснения явления.
Критерии оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Выбрано: C. Вода должна отстояться, чтобы испарились вредные вещества. |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. |
Задание 2. Интерпретация научной информации
-
Задание на множественный выбор
В книге Таня познакомилась с правилами полива комнатных растений.
Какие варианты полива комнатных растений являются правильными?
Отметьте все верные варианты ответа.
А 1
Б 2
В 3
Г 4
Ответ: __________
Характеристики задания
- Содержательная область оценки: живые системы
- Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
- Контекст: личный
- Уровень сложности: средний
- Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
- Объект оценки: умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Критерии оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Выбрано: 1; 4. |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. |
-
Задание на сопоставление
При пересаживании комнатных растений, Таня обратила внимание на разное строение корневых систем. Соотнесите типы корневых систем (правая колонка) с соответствующими характеристиками из левой колонки и зашифруйте ответы.
Характеристика | Тип корневой системы |
1) корни растут пучком | А) мочковатая |
2) образована придаточными и боковыми корнями | Б) стержневая |
3) развивается из зародышевого корешка семени | |
4) нельзя выделить главный корень | |
5) хорошо развит главный корень | |
6) образована главным, придаточными и боковыми корнями | |
Ответ: А______ Б_______
Характеристики задания:
-
Содержательная область оценки: живые системы
-
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
-
Контекст: личный
-
Уровень сложности: средний
-
Формат ответа: задание на сопоставление
-
Объект оценки: умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
Критерии оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Выбрано: А – 1, 2, 4; Б – 3, 5, 6. |
0 | Ответ не принимается: все другие варианты ответа. |
-
Задание на исключение неправильных утверждений.
Катя помогала родителям посадить овощи на даче. Родители сказали, что для получения хорошего урожая овощей на глинистой почве необходимо соблюдать некоторые условия.
Какие условия необходимо соблюдать при выращивании овощей на глинистой почве?
Выберите один ответ.
-
Часто поливать и часто рыхлить почву.
Б. Не часто поливать и часто рыхлить почву. В. Часто поливать и не часто рыхлить почву. Г. Не часто поливать и не часто рыхлить почву.
Характеристики задания:
использование научных доказательств для получения выводов.
-
Контекст: личный
-
Уровень сложности: средний
-
Формат ответа: задание на исключение не правильных утверждений
-
Объект оценки: умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
Критерии оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Выбрано: B. Не часто поливать и часто рыхлить почву. |
0 | Другие ответы. |
Задание 3. Умение проводить научные исследования
-
Таня решила провести эксперимент с комнатными растениями, для того чтобы выбрать самый подходящий горшочек для посадки. Она взяла два горшочка. Один из них был с несколькими отверстиями в дне, а у второго дно было без отверстий. Таня наполнила горшочки почвой и посадила в них одинаковые растения. В дальнейшем она поливала их одинаковым количеством воды, и растения получали одинаковое количество света. Через некоторое время Таня заметила, что растение, посаженное в горшочек без отверстий, значительно отстаёт в росте. Таня предположила, что в горшочке с дном без отверстий внизу скапливается вода, и это плохо влияет на рост растения. Она решила проверить своё предположение.
Предложите способ, с помощью которого можно проверить предположение, что растение, посаженное в горшочек без отверстий, отставало в росте из-за избытка воды внизу горшочка.
Запишите свой ответ.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
Характеристики задания
- Содержательная область оценки: живые системы
- Компетентностная область оценки: умение проводить научные исследования
- Контекст: личный
- Уровень сложности: высокий
- Формат ответа: задание с развернутым ответом
- Объект оценки: умения выдвигать объяснительные гипотезы и
предлагать способы их проверки
Критерии оценивания
Код | Содержание критерия |
2 | Предложен способ проверки: Извлечь оба растения из почвы и иссле- довать их корни. Если у растения, которое росло в горшочке без отвер- стий, корни подгнивают, значит, предположение подтвердилось. ИЛИ Пересадить растения – то, что росло в горшочке с отверстиями в дне, пересадить в горшочек без отверстий, а растение из горшочка без от- верстий посадить в горшочек с отверстиями и понаблюдать за ростом растений. Если через некоторое время обнаружилось, что растение, пе- ресаженное в горшочек с отверстиями, догоняет в росте растение, пере- саженное в горшочек без отверстий, то предположение подтвердилось. |
1 | Предложен один из способов, указанных выше, но не сделан вывод. |
0 | Другие варианты ответа, в том числе предложен неверный способ проверки, например, проделать отверстия и в другом горшочке или, наоборот, закрыть отверстия в первом горшочке. (Способ не годится, потому что растения уже отличаются друг от друга, и будет трудно понять, как выравнивание условий повлияло на их развитие). |
2. Катя решила провести эксперимент. Она узнали, что тыкву можно выращивать двумя способами. Первый способ – выращивание с помощью рассады, для этого семена за 1-1,5 месяца до запланированной посадки тыквы в грядку высаживают в горшочки. Весной, когда наступает срок посадки тыквы на грядки, высаживают полученную рассаду. Второй способ – это замачивание семян тыквы перед посадкой в тёплой воде. Проклюнувшиеся семена высаживают на грядку.
Катя решил вырастить тыкву первым способом, а маме предложила – второй способ.
В чем состояла цель эксперимента, который проводила Таня?
Запишите свой ответ.
Характеристики задания
- Содержательная область оценки: живые системы
- Компетентностная область оценки: умение проводить научные исследования
- Контекст: личный
- Уровень сложности: средний
- Формат ответа: задание с развернутым ответом
- Объект оценки: умения распознавать и формулировать цель данного исследования
Критерии оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Формулируется цель: Какой способ посадки позволяет быстрее получить зрелые плоды. |
0 | Другие ответы, в том числе: при каком способе посадки тыква растет лучше, или быстрее (зависит не столько от способа посадки, сколько от многих других условий). |
Задание 1 О каком органе говорится в загадке и почему?
«Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу»
Используя каракатицу в качестве образца, ученые из Массачусетского технологического университета разрабатывают недорогой, но технологически прогрессивный экран, способный отображать огромное количество цветов.
Задание 3 Ответьте на вопросы к тексту
Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом некоего графа , которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал: «Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две колбы: в одно возбудитель холеры, в другой чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать такой вид оружия?
Ответ Дуэль не состоялась, оружие – бактериологическое.
Задание 4 Найди биологическую ошибку в предложенном тексте.
М. Митчел, роман «Унесённые ветром»
«…Эти люди занимались тем же, что и канюки, обгладывающие падаль. Они издали чуют место, где можно нажраться до отвала».
Ответ: Ошибка: канюк или сарычи́ — род хищных птиц семейства ястребиных. питается не падалью, а живыми мышами (ловит их), чем приносит пользу человеку.
Задание 5 Реши задачу:
Число видов вредителей, поедаемых лягушками и жабами, в два-три раза выше, чем у насекомоядных птиц. Они не отказываются от насекомых с неприятным запахом и вкусом, например от личинок колорадского жука, которых не едят птицы. Они лучше птиц ловят насекомых, окраска которых сливается с фоном. За сутки лягушка съедает 1-2 г пищи, жаба- до 8 г. Было подсчитано, что за лето травяная лягушка съедает около 1300 насекомых - вредителей садов и огородов. Посчитайте, сколько будет уничтожено популяцией лягушек численностью 700 особей за 2 года?
Ответ
Дано:1лягушка-1300 особей за (1 сезон-год)
Вопрос: сколько уничтожат 700 особей за 2 года. т.е сезона?
Решение :
1300*700*2=1820000 вредителей
Ответ: 1820000 вредителей
Задание 6
Представьте себя яблоком, опишите от его имени цикл развития цветковых растений.
«Здравствуйте, меня зовут Золотое яблочко! Но живу я вовсе не на блюдечке с голубой каёмочкой, а на красивом цветковом растении - дереве-яблоньке. Мое заветное желание тоже стать яблоней. Сначала я выращу семечки и я с ними упадем на землю, семечки прорастут. Потом появятся листья и вырастут побеги. Я вот стану прекрасным цветущим и пахнущим деревом. На моих стволах после цветения завяжутся и созреют плоды-такие же Золотые яблочки как я. И все повториться вновь..»
Для покрытосеменные, или же, цветковых растений характерно двойное оплодотворение, в результате которого образуется зародыш с диплоидным набором хромосом. Выделяют несколько стадий развития многих цветковых растений. 1) Первая стадия - это прорастание семян. 2) Вторая стадия - это появление листочков. 3) Третья стадия- это образование побегов. 4) Четвертая стадия- это цветение растения. 5) Пятая стадия - это образование плодов у растения. 6) Созревание семени растения.
Задание 7
В Древней Греции существовала легенда о красавице – ткачихе Арахне, которая в соревнованиях выткала свою ткань не хуже, чем сама Афина. За неслыханную дерзость (не шутка - состязаться с богами !) Афина не признала работу девушки. В отчаянии Арахна хотела повеситься, но мстительная богиня не дала девушке этого сделать и превратила ее в животное, постоянно плетущее паутину. Назовите это животное. Каково его систематическое положение? Приведи пример.
Ответ : Паук
Согласно систематике паукообразные относятся к подтипу Хелицеровые. Их строение является отражением приспособления к суровым наземным условиям, где высока вероятность пересыхания, и самый ценный ресурс - вода. В число паукообразных входят отряды: скорпионы, пауки и клещи. Изучает пауков наука - арахнология . Большинство паукообразных - хищники, питающиеся насекомыми.
Пример: паук с белыми или светло-коричневыми пятнышками, расположенными на верхней части брюшка в виде креста. Царство-животные, надцарство- ядерные , подцарство-многоклеточные, тип –членистоногие, подтип-хелицеровые., класс-паукообразные.Относится к отряду пауки, подотряду аранеоморфные пауки, семейству кругопряды , роду крестовики , вид паук-крестовик.
Задание 8 Прочитайте текст и выполните задание.
Взаимосвязь органов в растительном организме
Организм растения представляет собой целостную систему, главными составляющими которой являются три уровня биологической организации: клетка, ткань и орган. Органы растения – и вегетативные, и генеративные – находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Взаимосвязь вегетативных органов во многом обеспечивается единством проводящей системы организма растения. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, необходимые для нормального существования всех клеток организма растения. В корнях образуется ряд биологически активных веществ, необходимых для синтеза хлорофилла в клетках растения. Без хлорофилла невозможен фотосинтез, и корень поставляет вещества для этого процесса. В то же время синтез сложных органических веществ в корнях невозможен без поступления из места синтеза – листьев – органических веществ, которые необходимы всем клеткам растения для их роста и развития. Таким образом, наблюдается тесное взаимодействие наземной и подземной частей растения. Цветение, созревание плодов и семян также невозможно без обеспечения генеративных органов питательными веществами, поступающими через цветоножку (плодоножку). Эти вещества им поставляют вегетативные органы. Например, удаление двух верхних листьев пшеницы на побеге в период выхода в трубку приводит к сокращению содержания в семенах белков и углеводов. Наблюдается также взаимодействие генеративных органов между собой. Так, к семенам питательные вещества поступают не только из вегетативных органов, но и из околоплодника, например боба, стручка, коробочки. Плод, пока он зелёный, участвует в фотосинтезе. При этом клетки используют углекислый газ не из атмосферы, а выделяемый созревающими семенами при дыхании.
Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы.
1. Что называется органом растения?
2. В чём различие вегетативных и генеративных органов растения?
3. Каким образом осуществляется питание цветка, а затем плода растения?
Ответы :
1. Орган – это уровень биологической организации, выполняющий определённую функцию и связанный с другими частями неразрывными связями;
2. Вегетативные органы обеспечивают питательными веществами (а также водой и минеральными солями) весь организм, а генеративные органы предназначены для полового (семенного) размножения растений;
3. Питание цветка, а затем и плода осуществляется с помощью особого приспособления – цветоножки (плодоножки), по которой питательные вещества из корней и листьев поступают в цветок, а затем и в плод.
Задача
В России насчитывается около 16 видов сосен. Более 120 видов этого удивительного дерева произрастает в северном полушарии, а всего известно о двухстах видах этого дерева.
Эти хвойники растут относительно быстро и вырастают от 2 до 30 метров в высоту. Ежегодный прирост в см зависит от вида растения, но самое большое количество сантиметров наблюдается на начальном этапе развития дерева. В более позднее время, начиная с пятого года жизни саженца, прирост в высоту уже не такой внушительный. Многие виды растут до 300 лет и более, не снижая темпы прироста, и эта цифра не окончательная, так как есть долгожители, которые достигли возраста 400 лет. С 30-летнего возраста деревья начинают расти вширь, развивая свою крону.
В хвойном лесу за 200 лет сосна выросла на 20 метров.
1.Через сколько лет она достигнет высоты 30 метров, если считать, что каждый год она дает одинаковый прирост?
2.Какой процент видов сосен, произрастающих в мире, насчитывается в России?
3. Назовите возраст сосен-долгожителей.
Решение:
1. 200 лет-20 метров
х лет-30 метров
300-200=100 (лет)
Возраст сосен –долгожителей 400 лет.
Ответ: 100 лет;8% ; 400 лет.
Задача
В густом сосновом лесу происходит заготовка древесины для строительства частных домов.
Считается, что расстояние между деревьями примерно 5 метров. Следовательно, на дистанции 100 метров будет размещено 20 деревьев. Для строительства дома размером 15 на 12 м уходит 60 кубов древесины. В одном среднем дереве содержится примерно 0,47 кубометра дров или строевого леса.
1. Сколько деревьев будет размещено на площади 1га (100X100 м).
2 Сколько кубометров леса можно заготовить для строительства с площади 3 га?
3. Сколько домов размером 15 на 12 м можно построить из древесины, полученной с площади 3 га?
Решение:
1.20∙20=400(дер.)-растет на 1 га соснового леса.
2. 400∙3=1200(дер.)-растет на 3 га соснового леса
1 дерево-0,47 куб.м.
1200 деревьев-х куб.м.
Х=1200∙0,47=56400(куб.м)
3.56400:60=94 (д.)
Ответ: 400 деревьев; 56400 куб.м.; 94 дома.