«Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования»
Подготовила: Попова Т.В.
учитель математики
МБОУ «Цнинская СОШ №2»
Строитель
2022
«Учитель – это человек, который
учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает
право учить» Лизинский В. М.
Определение
« Функциональная грамотность – это способность
человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев
Основные составляющие функциональной грамотности
Математическая
Читательская
Функциональная
грамотность
Финансовая
грамотность
Глобальные
компетенции
Критическое
мышление
Естественнонаучная
Обрати внимание
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
- Создание учебных ситуаций, инициирующих
учебную деятельность обучающихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы
этой деятельности;
2. Учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах;
3. Поисковая активность – задания поискового
характера, учебные исследования, проекты;
4. Оценочная самостоятельность школьников,
задания на само- и взаимооценку, приобретение
опыта – кейсы, ролевые игры, диспуты, требующие разрешения проблем, принятия решений, позитивного
поведения.
Педагогические технологии, применяемые для формирования функциональной грамотности
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
- технология развития критического мышления;
- технология «День единого текста»
- технология проектной деятельности;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- уровневая дифференциация обучения;
- технология формирования типа правильной читательской
деятельности;
- информационные и коммуникационные технологии;
- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕНЬ ЕДИНОГО ТЕКСТА»
В работе с текстом мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании – прочитанное.
«Поэт, талант, аристократ, красавец»
Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым, их отношения не складывались. Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей.
До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. У его матери был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Однако она приглашала к детям лучших французских и немецких гувернеров, говорила с сыновьями исключительно по-французски.
В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дети смогли получить лучшее образование. Спустя три года Сергей Тургенев ушел из семьи.
Когда Ивану Тургеневу было 15 лет, он поступил на словесный факультет Московского университета. Тогда же будущий писатель впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую.
Через год Сергей Тургенев скончался, и Варвара с детьми переехала в Петербург, где Тургенев поступил в Петербургский университет на философский факультет. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение — драматическую поэму «Стенo».
После учебы 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Он изучал античных классиков, римскую и греческую литературу, путешествовал по Франции, Голландии, Италии. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от некультурности, лени, невежества, следуя за западными странами.
В 1840-х годах Тургенев вернулся на родину, получил степень магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете, даже написал диссертацию — однако защищать ее не стал. Интерес к научной деятельности вытеснило желание писать. Именно в это время Тургенев познакомился с Николаем Гоголем, Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским, Афанасием Фетом и многими другими литераторами.
В 1843 году под инициалами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов) вышла поэма Тургенева «Параша». Ее очень высоко оценил Виссарион Белинский, и с этого момента их знакомство переросло в крепкую дружбу — Тургенев даже стал крестным сына критика.
В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», созданный под впечатлением от охотничьих путешествий писателя. Немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника». Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» — обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства — с крепостным правом.
Это было одно из первых произведений, открыто говоривших о бедах и вреде крепостничества. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. Цензоры объяснили это тем, что Тургенев хоть и поэтизировал крепостных, преступно преувеличил их страдания от помещичьего гнета.
После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером.
Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе». Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» — знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны. Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.
В последние годы Тургенев тяжело болел. Парижские врачи ставили ему диагноз грудная жаба и межреберная невралгия. Скончался Тургенев 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем, где прошли пышные прощания. Похоронили писателя в Петербурге на Волковском кладбище.
Уроки, проведенные в рамках Дня единого текста, в 6 классе
1. Литература (Продукт – рассказ, доклад, эссе);
2. Обществознание (Продукт – с оставление формулы
Успеха (составляющие: цель, труд, состояние удовлетворения от труда, поддержка близких, правильный выбор);
3. Русский язык (Продукт – морфологический разбор слов,
синтаксический разбор предложений, фонетический разбор
союзов, эссе);
4. География (Продукт – т аблица координат городов, в
которых жил И.С. Тургенев, проведение сравнительного
анализа);
5. Математика
Решение задач на основе этого текста.
1. Найдите в тексте даты пребывания И. С. Тургенева в России и Европе.
2. Постройте столбчатую диаграмму пребывания
И. С. Тургенева в России и Европе по годам.
3. Сравните время пребывания в России и Европе, построив круговую диаграмму.
Задания на развитие функциональной грамотности школьников
Задания ОГЭ №1-5 (практико-ориентированные задачи) Задача о земледельческих участках, склоне холма, террасах и урожайности
Земледелец владеет несколькими участками, один из которых расположен на склоне холма. Ширина участка 40 м, а верхняя точка находится на высоте 12 м от подножия.
Примеры практико-ориентированных задач для 5-6 классов
- Доллар стоит 80 рублей. Какое наибольшее количество долларов можно
купить на 1500 рублей?
2. Пачка бумаги “Белее снега” стоит 300 рублей. Тимур пришёл в магазин за
бумагой, имея в кармане 10000 рублей. Какое наибольшее количество пачек
этой бумаги сможет купить Тимур?
3. Шарики для настольного тенниса стоят 24 рубля за штуку. На покупку таких шариков турнирный комитет выделил 820 рублей. Какое наибольшее
количество таких шариков можно купить на эти деньги?
4. В доме 18 этажей, на каждом этаже по 3 квартиры. На каком этаже живет
Маша, если она живет в квартире под номером 26?
5. Компания ребят арендовала боулинг на 2 часа. Какое максимальное
количество бросков они смогут сделать, если в среднем на каждый бросок
уходит 2,8 минуты?
6. В летнем лагере на каждого человека полагается 40 г сахара в день. В лагере 166 человек. Сколько килограммовых упаковок сахара понадобится на весь
лагерь на 5 дней?
7. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в
течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого
наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Проектная деятельность
Анализ диаграмм и графиков
На диаграмме представлены семь крупнейших по площади территории (в млн кв. км) стран мира. Какое из следующих утверждений неверно?
1) По площади территории второе место в мире занимает Канада.
2) Площадь территории Австралии составляет 7,7 млн кв. км.
3) Площадь Китая больше площади Канады.
4) Площадь США больше площади Бразилии на 1 млн кв. км.
Оценка вычислений при решении практических задач
Прочтите текст.
Глубина океанов достигает нескольких километров. Поэтому на дне океана огромное давление. Давление равномерно увеличивается с глубиной и, например, на глубине 10 км составляет около 100 000 000 Па.
Человек при специальной тренировке может без особых предохранительных средств погружаться на глубины, где давление воды около 800 кПа. На больших глубинах, если не принять специальных мер защиты, грудная клетка человека может не выдержать давления воды.
На глубине, где давление 900 кПа, водолазы могут опускаться под воду, беря с собой запас сжатого воздуха, накачанного в прочные стальные баллоны. Такое снаряжение называют аквалангом. Аквалангом пользуются и спортсмены-пловцы.
Для исследования моря на больших глубинах используют батисферы и батискафы. Батисферу опускают в море на стальном тросе со специального корабля. Батискаф не связан тросом с кораблём, он имеет собственный двигатель и может передвигаться на большой глубине в любом направлении.
Команде спасателей необходимо погружаться под воду на протяжении 10 минут со скоростью 1 м/с. Сможет ли команда это сделать без особых предохранительных средств? Ответ обоснуйте.
Выбор оптимального варианта
1. В магазине вся мебель продаётся в разобранном виде. Покупатель может заказать сборку мебели на дому, стоимость которой составляет 10% от стоимости купленной мебели. Шкаф стоит 3300 рублей. Во сколько рублей обойдётся покупка этого шкафа вместе со сборкой?
2. На бензоколонке один литр бензина стоит 32 руб. 60 коп. Водитель залил в бак 30 литров бензина и купил бутылку воды за 48 рублей. Сколько рублей сдачи он получит с 1500 рублей?
3. Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. До установки счётчиков за воду платили 800 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды стала составлять 300 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счётчиков, если тарифы на воду не изменятся?
Логико-смысловая модель
Составляющие
Единая картинамира
читательская
математическая
Смысловое чтение
финансовая грамотность
естественнонаучная
ЕГЭ
глобальные компетенции
ОГЭ
креативное мышление
ВПР
Функциональная
грамотность
Педагогические практики
Социум
проектная
критического мышления
эссе
таблица
День единого текста
смыслового
чтения
кластер
игровые
мозговой штурм
ключевые слова
технологии
Приемы технологии
критического мышления
Выводы
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться»
Э. Тоффлер
Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, и высокие результаты школьников – это показатель того, что школьные команды учителей успешно работают в данном направлении.
Функциональная грамотность –основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников
Спасибо за внимание!