«Функциональная грамотность -
уровень образованности современного человека.»
Подготовила : учитель ГБООУ «СШИ №28» Эрдынеева Е.Р.
Улан-Удэ 2024 г.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Цель: создать условия для ознакомления педагогов с понятием «функциональная грамотность», её составляющими и способами формирования данного образовательного результата.
Предварительная подготовка:
Подготовить презентацию
Раздаточный материал (карточки со словами "личность", "функционировать", "грамотность"; карточки с названиями компонентов функциональной грамотности; карточка «Вставь пропущенные слова»)
Ход семинара:
Мотивационная часть. Семинар хотелось бы начать с притчи. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение.
Наконец, учитель спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник » – добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник » – подхватил третий.
Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
5. Притча «Чайная церемония» - о применении знаний на деле, говоря
современным языком «функциональная грамотность школьников».
умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Основная часть.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано: Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования».
Понятие «функциональной грамотности школьников» появилось еще в 70-е годы прошлого столетия. Тогда под ним понимали минимальный набор навыков, позволяющих человеку существовать в социуме: чтение, письмо и счёт.
21 век называют постинформационной, уметь просто потреблять информацию мало. Необходимо критически оценивать её и фильтровать необъятный поток данных, который ежедневно обрушивается на нас со всех сторон.
Сегодня- функционально грамотный ученик - индикатор качества образования.
Из чего складывается ФГ и как школа должна помочь ученикам развивать её ???.
Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.
(Любознательность, инициативность, человечность, честолюбие - одно из качеств успешных людей : стремление стать лучше,честолюбие скорее направлено на личные цели, чем на альтруистические); нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество)
Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать". (Работать, действовать, внедрять, применять...)
Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность"
(Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека)
Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач) – слайд
давайте сравним созданное нами определение функциональной грамотности с определениями известных педагогов, психологов. (слайд)
Настоящая задача образования — научить детей умению пользоваться знаниями это и есть функциональная грамотность..
ФГ- это спосособность (умение) ученика использовать те знания, которые он получил в школе в своей жизни.
Какими Компетенциями должен обладать ФГ личность :
-Базовыми- характеризуют основные грани личности, способствуют выстраиванию своей жизни в обществе, осознанию себя , как части мира;
-Ключевыми- создают предпосылки для развития социальных и поведенческих норм жизни человека;
-Предметными- знаниевые компетенции.
Важно отметить: Ориентация на ФГ не отменяет грамотность академическую, т е хорошие знания по предмету. Если мы будем формировать только ФГ без предметного наполнения, ничего хорошего не получится.
Читательская грамотность
Современных детей трудно мотивировать на чтение.
Дети должны понимать, что Читать — значит чувствовать текст: его смысл, логику построения и эмоциональный посыл. Уметь рассуждать о прочитанном: пересказывать текст своими словами и делать выводы. Живо представлять себе мир художественного произведения,: его альтернативные варианты развития событий.
Книга может стать отличным учебником чувств, если уйти от шаблонов и раскрыть перед ребятами книгу как живую историю: дать им погрузиться в атмосферу, прожить перипетии сюжета вместе с героями и сделать собственные выводы. Можно задать классу такие вопросы:
— Какие чувства у тебя вызывает текст? Подумай, с помощью каких средств это реализовано?
— Какие эмоции вызвал у тебя поступок героя? Чем он руководствовался, когда совершил его? Как ты думаешь, что он чувствовал в этот момент? Как бы ты повел себя в этой ситуации?
Математическая грамотность
Часто школьники, а порой и их родители, задаются вопросом: для чего современному человеку десять лет учить математику, если у каждого есть калькулятор в мобильном?
Есть гораздо более важное объяснение: учиться считать нужно хотя бы для того, чтобы уметь пользоваться калькулятором. Если человек не знаком с логикой математических вычислений, он никогда не поймёт, почему бытовой калькулятор не способен решить простой пример «2 + 2 × 2», и не сможет объяснить, почему правильный ответ — «6», а не «8».
Недостаточно знать наизусть таблицу умножения: важно понимать математическую логику и использовать её в быту. счёт в уме тренирует оперативную память и позволяет держать мозг в тонусе.
Чтобы необходимость изучения математики в школе не ставилась под сомнение, нужно прекратить считать абстрактные цифры. В быту полно вещей, ежедневно требующих от нас умения считать, например:
составить пропорцию ингредиентов для приготовления блюда по рецепту;
посчитать сдачу в магазине;
проверить, нет ли ошибок в счёте на оплату коммунальных услуг;
рассчитать вес ручной клади, чтобы не платить за багаж в аэропорту.
Ученикам должно быть очевидно, что главное в математике не арифметические операции, а логика вычислений: что и с чем нужно складывать, что из чего вычитать, что на что умножать и делить. И вот на эти вопросы калькулятор ответа не даст.
Творческое мышление
Творческому мышлению не нужно учить: каждый ребёнок рождается с абсолютно свежим взглядом на мир, его сознание ещё не загрязнено стереотипами и принятыми в обществе условностями. Поэтому задача школы —. Поощрять ребёнка высказывать собственное мнение.
Критическое мышление
нынешние дети растут в мире, где на любой вопрос в Сети есть бесконечное множество взаимоисключающих ответов
Поэтому уже в школе необходимо учить детей отличать правду от подделки, то есть мыслить критически.
можно продемонстрировать школьникам, какими разными могут быть взгляды на одно и то же событие в зависимости от контекста и позиции наблюдателя. Вместе порассуждать о том, что такое абсолютная истина и всегда ли можно её найти.
А ещё стоит учить детей разоблачать фейки прямо на уроке. Например, открыть любой популярный паблик с цитатами и предложить школьникам установить, действительно ли данное стихотворение принадлежит Бродскому и кто на самом деле автор цитаты
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими.
Почему этот навык категорически важен для современного человека? Например, потому что реклама и СМИ — а в наше время это почти синонимы — всеми способами пытаются вызвать у нас эмоциональный отклик, чтобы спровоцировать что-то купить, отвлечь от одного и переключить внимание на другое, сформировать позитивный или негативный образ чего бы то ни было. Человек с развитым эмоциональным интеллектом способен противостоять этому и отделять факты от навязываемых чувств.
Обучать ребёнка работать с эмоциями важно с самого раннего возраста. Это поможет малышу справляться с истериками и лучше понимать других людей, а в будущем — не стать жертвой маркетинга и информационных войн, спасти себя от приступов тревоги и эмоционального выгорания.
Гибкость ума
Каждый день меняется мир и общественные установки, а за ними — сам образ жизни и её ритм.
Чтобы не оказаться за бортом прогресса, оставаться востребованным современному человеку необходимо быть открытым ко всему новому: не бояться менять подход к делу и саму сферу деятельности и быть готовым к тому, что завтра всё снова изменится.
Нынешним школьникам важно научиться мыслить широко и неординарно, привлекать к решению проблем весь арсенал знаний, отметать побочное, но не терять чуткости
. Если всему этому научить в школе — можно будет не волноваться за наше будущее поколение.
Итак, задача в формировании такой личности: движение в практико-ориентированном направлении и в сторону опоры на жизненные ситуации.
Проблемы:
- ФГ воспринимается как какой-то дополнительный вид учебной нагрузки, т е фактически считается появился еще один какой-то предмет , отдельное направление подготовки и мы должны вписать его в учебный процесс.
Но это на самом деле не так.
Каким образом мы можем формировать ФГ???
Если даже мы просто будем ориентировать учеников на анализ ситуаций –, например при решении задач (по химии, физике, математике) первой строчкой в алгоритме стоит: «прочтите задачу и проанализируйте ее условие»- и это уже идет формирование ФГ,
Мы с вами на каждом уроке кроме предметных знаний формируем умение учащихся высказывать свое мнение , искать информацию в разных источниках, как-то критически относиться к этой информации, распознавать какая информация достоверная , какая ложная, при изучении материала мы постоянно ссылаемся на примеры из жизни, тем самым идет формирование ФГ
Итак, на самом деле ФГ это не дополнительная учебная нагрузка, это то, что мы делаем и должны делать на каждом уроке.
-Сейчас очень много Вебинаров проводится на федеральном уровне , где предлагаются Открытые банки заданий, для формирования ФГ и проверки уровня сформированности ФГ , к сожалению возникает такая неправильная установка, что решение этих заданий как самоцель. Получается мы выполняем эти задания для того, чтобы решить их , а не для того, чтобы развивать ребенка ; получается ,что у нас с вами появился некий дополнительный предмет, который называется «Давайте решим задания из Открытого банка заданий» (и еще отчитаться нужно).
На самом деле эти готовые задания служат примером для того, как можно формировать ФГ , их можно использовать как инструментарий оценки сформированности ФГ.
К этим заданиям нужно относиться как к любым другим Дидактическим материалам и работать с ними соответственно.
Рефлексия . Практическая работа «Создание портрета выпускника 21 века со сформированной функциональной грамотностью»
Слайд «Индикаторы функциональной грамотности: общая грамотность; информационная; компьютерная; коммуникативная; владение иностранными языками (на уровне бытовой лексики); грамотное решение бытовых проблем; грамотность действий в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамотность.
Отличительные черты школьника с развитой ФГ:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые компетенции для построения коммуникаций;
-выстраивает межпредметные связи для разностороннего оценивания тех или иных явлений;
На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые ситуации, осваивать новые знания и применять их в решении возникших проблем. Это и есть функционально грамотные люди.
Подведение итогов
Пути решения:
Составление заданий для формирования ФГ обучающихся в соответствии с учебной программой, изготовленных самост-но, применение практико-ориентированных заданий
Особое внимание уделять на мотивационный этап урока и рефлексию
Организация интегрированных заданий, уроков - когда «дружат» несколько предметов.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и школьникам, приходящим к педагогу на занятие, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
«Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность.
Вода – педагогические технологии.
Яблочки (цветы) – ключевые компетенции.
Лейка – педагог
А для того, чтобы лейка не опустела, она должна постоянно пополняться, т.е. педагогу необходимо самообразование. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности обучающихся.