МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕКИРСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАЙЛО ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
МБОУ БОЛЬШЕКИРСАНОВСКАЯ СОШ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАЙЛО В.А.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ Большекирсановской сош
им. Героя Советского Союза Хайло В.А.
Приказ от 31.08.22 г. № 230
___________Е.А.Карпенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
(наименование учебного предмета (курса)
уровень начального общего образования 1 класс
(уровень, ступень образования)
Рожкова Надежда Борисовна
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
(преподаваемый предмет, квалификационная категория)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
ШМО начальных классов _________Д.В.Орлов
МБОУ Большекирсановской сош
им. Героя Советского Союза Хайло В.А.
От 29.08.2022 года № 1 31.08.2022 г.
________Зазулевская А.И.
х. Большая Кирсановка
2022 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» адресована учащимся
1 класса и соответствует требованиям:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г.
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
СанПиНа 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
на основе Устава МБОУ Большекирсановской сош им.Героя Советского Союза
Хайло В.А.
Данная программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа сформирована с учетом особенностей второй ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения, рассчитана на весь учебный год. Согласно учебному плану на курс «Функциональная грамотность» отводится в 1 классе 1 час в неделю.
Согласно учебному плану на 2022-2023 учебный год на изучение курса «Функциональная грамотность » отводится в 1 классе 32 часа.
Срок реализации рабочей программы - 1 год.
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Место курса:
На реализацию рабочей программы курса «Функциональная грамотность » в 1-м классе отводится 32 часа 1 классе (1 раз в неделю)
Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
-
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, к
лассификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
П
редметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
-
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Тематическое планирование программы
1 класс (33 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
2. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
4. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
| Итого | 32 | | |
Календарно-тематическое планирование курса
« функциональная грамотность»
1 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов |
| 07.09 | В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 |
| 14.09 | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 |
| 21.09 | В. Сутеев. Живые грибы. | 1 |
| 28.09 | Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 |
| 05.10 | М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 |
| 12.10 | Грузинская сказка. Лев и заяц. | 1 |
| 19.10 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 |
| 26.10 | Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 |
| 09.11 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 |
| 16.11 | Про козу, козлят и капусту. | 1 |
| 23.11 | Про петушка и жерновцы. | 1 |
| 30.11 | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 |
| 07.12 | Про наливные яблочки. | 1 |
| 14.12 | Про Машу и трех медведей. | 1 |
| 21.12 | Про старика, старуху, волка и лисичку. | 1 |
| 28.12 | Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 |
| 11.01 | За покупками. | 1 |
| 18.01 | Находчивый колобок. | 1 |
| 25.01 | День рождения мухи-цокотухи. | 1 |
| 01.02 | Буратино и карманные деньги. | 1 |
| 15.02 | Кот Василий продает молоко. | 1 |
| 22.02 | Лесной банк. | 1 |
| 01.03 | Как мужик и медведь прибыль делили. | 1 |
| 15.03 | Как мужик золото менял. | 1 |
| 29.03 | Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 |
| 05.04 | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 |
| 12.04 | Про репку и другие корнеплоды. | 1 |
| 19.04 | Плывет, плывет кораблик. | 1 |
| 26.04 | Про Снегурочку и превращения воды. | 1 |
| 03.05 | Как делили апельсин. | 1 |
| 10.05 | Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 |
| 17.05 | Иванова соль. | 1 |