СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках географии»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.

Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: - работу с текстом - работу с географической картой - работу со статистическими данными.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. 1. Составление таблицы на основе прочитанного текста: «Виды горных пород», «Природные зоны материка», «Климатические пояса» 2. Составление схемы на основе прочитанного текста: «Рельеф Земли», «Состав агропромышленного комплекса», «Топливно-энергетический комплекс». 3. Составление планов и конспектов параграфов, и т.д

Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом.

1. Составление таблицы на основе прочитанного текста: «Виды горных пород», «Природные зоны материка», «Климатические пояса»

2. Составление схемы на основе прочитанного текста: «Рельеф Земли», «Состав агропромышленного комплекса», «Топливно-энергетический комплекс».

3. Составление планов и конспектов параграфов, и т.д

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы: 1 ) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например: - укажите материки западного и восточного полушарий; - расположите горы мира с севера на юг: Кавказ, Тибет, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань. - расположите города Волги в направлении от истока Волги к её устью ( с   севера на юг)     Самара; Саратов; Казань; Астрахань; Ульяновск; Волгоград 2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например: - Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты - Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии. Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1 ) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположите горы мира с севера на юг: Кавказ, Тибет, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

- расположите города Волги в направлении от истока Волги к её устью ( с   севера на юг)

    Самара; Саратов; Казань; Астрахань; Ульяновск; Волгоград

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

3) Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество и название групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Нил Эйр-Норт, Миссисипи, Берингов, Ниагарский, Титикака, Магелланов, Байкал, Виктория, Гибралтарский, Гурон, Амазонка, Дрейка, Волга, Анхель,Обь, Средиземное, Енисей, Каспийское, Чад, Лена, Филиппинское, Бискайский, Хуанхэ, Балхаш, Бенгальский, Гвинейский, Мичиган, Ньяса Черное, Большой Австралийский, Берингово. Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, ,и т.д. Данные задания, как правило, используются уже в более старших класса – 7 – 11 классы.

4) Работа со статистической данных: в 11 классе распределить страны из предоставленного списка в соответствии с основными экономическими показателями. 8-9 классе распределить области по «топливно-энергетическому комплексу». В 6 классе на основе данных календаря погоды за месяц можно, к примеру, подсчитать число дней с направлением ветра и построить график.

Пример задания, проверяющих читательскую грамотность школьников: Это государство расположено на островах самого крупного на Земле архипелага. Между его островами, имеющими многочисленные естественные гавани, лежат внутренние моря, через которые проходят водные пути из океана, омывающего архипелаг с востока, в океан, омывающий его с запада (по нему в эту страну проникли первые европейцы). Густые леса страны местные жители называют римбой. Эти леса славятся гигантскими деревьями с досковидными корнями и корнями-подставками, перевитыми лианами, а некоторые виды бамбука достигают ежедневного прироста в четверть метра. 1. В каком климатическом пояса находится данное государство? 2. В ..................................?

Пример задания, проверяющих читательскую грамотность школьников:

Это государство расположено на островах самого крупного на Земле архипелага. Между его островами, имеющими многочисленные естественные гавани, лежат внутренние моря, через которые проходят водные пути из океана, омывающего архипелаг с востока, в океан, омывающий его с запада (по нему в эту страну проникли первые европейцы). Густые леса страны местные жители называют римбой. Эти леса славятся гигантскими деревьями с досковидными корнями и корнями-подставками, перевитыми лианами, а некоторые виды бамбука достигают ежедневного прироста в четверть метра.

1. В каком климатическом пояса находится данное государство?

2. В ..................................?

общие приемы формирования функциональной грамотности: 1) Теоретический – письменные ответы на теоретические вопросы изученной темы. 2) Географический диктант по терминам (5 – 9 классы). Учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термина. Например: Это общая стоимость всех товаров и услуг, которые производятся в государстве за год. Обязательное условие — производство должно находиться внутри страны.

общие приемы формирования функциональной грамотности:

1) Теоретический – письменные ответы на теоретические вопросы изученной темы.

2) Географический диктант по терминам (5 – 9 классы). Учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термина.

Например: Это общая стоимость всех товаров и услуг, которые производятся в государстве за год. Обязательное условие — производство должно находиться внутри страны.