Актуализация знаний | фронтальная | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала с помощью вопросов по изученному ранее материалу. В истории русской литературы нередки случаи, когда писатели, кроме литературной деятельности, владели разными профессиями. Давайте вспомним какими профессиями владели известные нам поэты и писатели. Что побуждало писателей заниматься и профессиональной деятельностью, и литературным трудом? 2. Многие писатели начинали писать уже в зрелом возрасте, приобретя жизненный опыт. | Участие в коллективном диалоге. А.П.Чехов – врач,М.Ю. Лермонтов – военный, А.С.Пушкин – чиновник, служил Коллегии иностранных дел, И.А. Крылов -перевдчик, 30лет работал в библиотеке, Ф.М. Достоевский – инженер. Дети под руководством учителя делают вывод: Причины: 1.Литературный труд не приносил больших доходов, поэтому нужно было зарабатывать. | Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы учителя, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать что-то новое, проявлять активность. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. |
Изучение нового материала | фронтальная | Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких писателей. Это был уникальный писатель. А в чём его уникальность, ответ найдёте на стр. 241 учебника. Запишите тему урока и найдите ответ на вопрос. Мы познакомимся с вами с биографией, творчеством и профессиональной деятельностью Гарина-Михайловского, а помогут нам в этом девочки, которые подготовили сообщения о писателе. Какое образование получил Гарин- Михайловский? В какой книге описан самарский период жизни писателя? Сообщение о творчестве. Как появилась двойная фамилия писателя? Какие 4 книги входили в тетралогию? А о профессиональной деятельности писателя мы узнаем из фильма. Давайте обобщим: Какой профессией владел Гарин-Михайловский? Что входило в его обязанности? Существует ли сегодня подобная профессия? | Работа с текстом учебника. Слушают сообщения, отвечают на вопросы учителя. Просмотр фильма, ответы на вопросы учителя. Инженер-путеец. Создавал проекты железных дорог, руководил строительством. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения. |
Работа с текстом произведения. | Работа в парах | Произведение, с которым мы будем работать, автобиографическое. Давайте вспомним, что это значит. Давайте определим тему 8 главы. Дружба. Что же автор хотел сказать нам о дружбе, какими мыслями поделиться. Я раздаю вам пословицы и афоризмы о дружбе. Ваша задача -раскрыть смысл этих высказываний, опираясь на жизненный опыт и 8, 9 главы произведения «Детство Тёмы». А теперь соберём всю информацию и создадим схему- «кластер», в центре которой будет слово «друг». | Автобиографическое произведение – произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни. Дружба – это тема, которой посвящены эти главы Работая в группах, готовят ответ на поставленный вопрос. Работают с текстом художественного произведения. Ребята под руководством учителя создают схему-«кластер». Выделяют качества, которыми должен обладать настоящий друг: привязанность, верность, взаимовыручка, честность, поддержка, способность влиять на друга, надёжность… | Личностные: понимать личную ответственность за результат работы, проявлять интерес к творческой работе. Регулятивные: ставить перед собой учебную задачу. Познавательные: добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию из текста Коммуникативные: Уметь слушать других, работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме. |
Рефлексия. | фронтальная | Ребята, давайте ответим на вопросы: Кто из героев в большей мере проявил эти качества? Почему автор рассказывает о поступках, за которые ему стыдно? Важен ли выбор друзей в жизни человека? 1.Какие открытия сделали для себя, узнав о жизни Гарина-Михайловского? 2. Какие открытия сделали для себя, прочитав главы повести «Детство Тёмы».? 3.Что больше всего запомнилось? 4. О чём сегодняшний урок заставил задуматься? | Отвечают на вопросы учителя. Автор сам говорит, что ничего не утаил. Эти события изменили его. | Коммуникативные: развивают умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать. Личностные: понимают значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. |
Домашнее задание. | | Написать сочинение-миниатюру на тему «Роль дружбы в жизни и становлении человека». | | Коммуникативные: связно излагать мысли; формулировать, высказывать. Личностные: понимают значение знаний для человека Познавательные: строить рассуждение, обобщать полученные знания Регулятивные: планировать свою работу. |