«Гендерное воспитание в современной школе».
Понятие гендер было введено в понятийный аппарат науки в конце 60 начале 70-х гг. ХХ в. и использовалось сначала в истории, историографии, социологии, а затем и в психологии для описания социальных “последствий” природного пола человека. В отечественной научной литературе оно впервые появилось в 1992 г.
В отличие от русского языка, в котором “пол” единственное слово, отображающее половую принадлежность человека, английский язык имеет для этого два понятия: секс (sex) пол и гендер (gender) социальный пол. Sex обозначает биологический пол. Он детерминирован биологическими различиями. Gender является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий. Sex и gender находятся на разных полюсах в жизни человека. Sex (пол) является стартовой позицией, с ним человек рождается. Gender своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Человек в своей эволюции движется от sex к gender
Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентации в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. В связи с этим возникает необходимость изучения гендерной идентичности детей и подростков, выявления особенностей ее формирования.
Невнимание к проблеме полоролевой идентификации и социализации в целом обернулось многими проблемами для современного общества. Результаты “бесполой” педагогики и психологии не заставили себя ждать: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Это является одним из факторов кризиса современной семьи, ведет к возрастанию психосоматических заболеваний и общей невротизации. Современные исследователи все чаще обращают свое внимание именно на проблему половой и гендерной идентичности, как на одну из базовых структур личности.
А ведь именно в школе дети получают не только знания, но, в первую очередь, социальные навыки. Очень многие установки, в том числе, и взаимоотношение полов, усвоенные в детстве, остаются на всю жизнь.
Давайте рассмотрим особенности семейного воспитания, учитывая особенности мальчиков и девочек.
Девочка Самой природой девочке предопределена высокая миссия – стать в будущем матерью. С раннего детства это отражается в особенностях её поведения, специфике интересов, выборе игр. Они баюкают кукол, готовит для них еду, устраивает уютное жилище. Если в семье есть дети младше, опекает их, заботится. Девочки послушнее, старательнее, аккуратнее мальчиков. Они легче приспосабливаются к обстоятельствам. Они стремятся произвести на взрослых благоприятное впечатление, охотно обращаются к ним за помощью, любят пожаловаться.
Воспитывая девочек, важно учитывать, что их физиологическое созревание наступает раньше, чем у мальчиков. Они имеют в среднем в два раза меньше близких друзей своего пола, чем мальчики. Если юноши в общении ориентированы на сверстниц, то большинство девушек – на более старших представителей мужского пола.
Общение родителей с дочерью требует особого такта, понимания, бережного отношения. В силу повышенной эмоциональности девочки ранимы, обидчивы. Важно беречь и лелеять в будущей женщине скромность, мягкость, уважение к мужчине. Для многих родителей самый тревожным периодом становится пора первой девичьей любви. И напрасно. Установлено, что девочка, которая пережила чувство любви, будет всю жизнь избегать легких отношений, случайных связей, она будет искать именно это прекрасное душевное состояние, поднимающее человека над обычной жизнью.
В чем заключается специфика воспитания мальчика? Наибольшее беспокойство родителей обычно вызывают непоседливые и неорганизованные мальчики, не всегда ответственное отношение к учебе (известно, среди неуспевающих школьников 80% составляют мальчики). Для мальчиков характерны неожиданные перепады настроения и резкие колебания самооценки – от излишней уверенности в себе до самоунижения.
Следует помнить, что всё перечисленное – ни столько проявления невоспитанности либо злонамеренности, сколько внешнее выражение, во-первых, тех процессов, которые происходят в его организме и психике, во-вторых, потребности реализовать свое “я” в соответствии с принятыми в среде сверстников нормами, кодексом мальчишеской чести.
Мальчишке труднее быть чистеньким, он любит подвижные игры. У мальчиков больше синяков и шишек, порезанных пальцев, ссадин на коленях, потому что они больше мастерят и более дотошные. Мальчики стыдливы не меньше девочек. Только мальчики говорят нехорошие слова громче. А делают что-нибудь неприличное из озорства или чтобы “себя показать”.
С мальчиками особенно трудно в подростковом возрасте. От родителей в этом возрасте требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к ребенку.
Что надо учитывать , помогая ребенку учиться и оценивать результаты его учебного труда?
Обратимся к сравнительной таблице, которая отражает отличия мальчиков и девочек в учебном труде.
Мальчики
Девочки
1. Больше развиты левые полушария – рациональное мышление.
1. Больше развиты правые полушария – проявление эмоций.
2. Лучше выполняет задания в одиночку.
2. Лучше работает в смешанной по полу группе.
3. Требуется длительная разрядка.
3. Более усидчивы, исполнительны.
4. Утомляемость к концу работы выше, чем у девочек.
5. Успешно выполняют “мужские” задания.
5. Успешно выполняют “женские” задания.
6. Повышается интерес к заданию при материальном поощрении успеха.
6. Всё видят в образе.
7. Степень влияния и помощь педагога ниже, чем у девочки.
8. Информацию перерабатывают медленнее, чем девочки, но более последовательно.
9. Мальчики, прежде всего, видят смысл, сразу переходят к действию.
9. Смысл считывают хуже, требуется время.
10. Плохо воспринимают повторы, поэтому мальчика ободряй.
10. Любят много повторений, поэтому девочкам повторяй.
11. Похвала кажется бессмысленной. Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности.
11. Похвала – движущая сила. Им очень важно “быть хорошими” в глазах взрослых, им практически неважно, что оценивается в их деятельности.
12. Меньше, чем девочки, отступают от правил.
12. В ходе работы, игры могут вносить изменения.
13. При ответе на вопрос мальчики обычно смотрят в окно или в другую сторону.
13. Почти всегда при ответе смотрят на учителя и улавливают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа , или указывающие на его ошибочность, могут моментально корректировать ответ.
14. При оценке “плохо слушали” активизируются слуховые отделы головного мозга, поэтому необходимо сказать “плохо выполнили”, чтобы мальчики вновь пережили те фрагменты деятельности, которые оцениваются.
14. Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо или неверно выполнили задания, так как бурная реакция не позволит им рационально осознать, а в чем именно они неправы.
Психологические различия мальчиков и девочек находят отчетливое выражение в качестве причин неуспеваемости.
К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся преодолеть зависимость от взрослых. Порой возникают у них спонтанные агрессивные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.
Родителям надо помнить: если ребенок чувствует заботу, любовь родителей, у него складывается ощущение: «Со мной все в порядке». А постоянное недовольство со стороны родителей, наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!» Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство ценности для самого себя.
Как же найти золотую середину, как избежать конфликтов с ребенком?
Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы:
Требования, выполнение которых не обсуждается. Это те требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься, а также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому и в школе.
Требования, выполнения которых родители должны обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время.
К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.
Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверенны в том, что ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему. Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!
Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет
значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним.
В школе гендерное просвещение реализуется в учебном процессе. Спектр преподаваемых предметов в школе предполагает вопросы, связанные с нравственно-половым воспитанием. Естественные предметы дают детям научные сведения, связанные с биологическими процессами в природе и человеке. На уроках ботаники обучающиеся узнают о способах распространения плодов и семян в природе, знакомятся с этими явлениями во время экскурсий. Изучение зоологии дает подросткам знания о сущности, функциях размножения различных животных. Это формирует в сознании школьников понятие о естественности половых различий в природе, причинах и способах размножения. Анатомия, физиология, гигиена человека знакомят ребят со специальным разделом: «Размножение и развитие». В нем говорится о половых органах, железах и клетках, об оплодотворении, развитии зародыша человека, особенностях становления его организма, значении физкультуры для нормального развития. Отдельный параграф посвящен характеристике периода полового созревания, особенностям его протекания у мальчиков и девочек. Подчеркивается опасность алкоголя и никотина для развития организма вообще и, особенно, в этом возрасте. Подростковый период характеризуется как время повышенной эмоциональности, необъяснимой тревожности, смятения чувств. Усиливается внимание мальчиков и девочек друг к другу. В физиологическом плане ребята узнают о половом акте, зародышевом и плодовом периодах внутриутробного развития. Особое внимание уделено гигиене беременной женщины, опасности употребления ею вина и табака. Дается краткий очерк вскармливания младенца, проблем его роста и развития, а также периодов детства, отрочества и юности. С помощью всех этих сведений подростки осознают происходящие с ними и в них процессы, что облегчает их нравственно-половое воспитание и самовоспитание. Тема размножения и индивидуального развития организмов продолжается и в курсе общей биологии. Человек, предстает перед старшеклассниками как часть природы, а развитие организма - как явление, подчиненное биологическим законам и социальным требованиям.
Гуманитарные предметы формируют понимание сущности человека как общественного существа и дают понятия об отношениях полов, их взаимодействии в обществе. Уже в начальных классах на уроках чтения ребята узнают об отношениях мальчиков и девочек, о детской дружбе, совместных играх и делах. На уроках литературы в старших и средних классах, в процессе изучения произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Чехова, Есенина, Шолохова школьникам открывается мир отношений между женщиной и мужчиной, подлинной человеческой привязанности и любви. Литература, изобразительное искусство, музыка формируют духовно- эстетические идеалы женской и мужской красоты, раскрывают духовную ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание учащимися чувств дружбы и любви с помощью искусства становится для них объективным воспитателем, стимулом к самосовершенствованию.
На уроках по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе формируются такие понятия как семья, материнство, дружба, мужественность, нравственность. Уроки обществознания призваны сформировать у подрастающего поколения ответственность за свои поступки, делать осознанный гражданский выбор.
Большие возможности осуществления полового воспитания предоставляются во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. В воспитательные планы школы должны быть включены вопросы нравственно-полового воспитания. Для реализации воспитательного процесса в данном направлении необходимо включать в воспитательную программу школы вопросы по гендерному воспитанию обучающихся. Система работы школы должна включать не только работу с обучающимися, но и работу с педагогическим коллективом и родителями. Для работы с обучающимися начальной школы - это классные часы, беседы, проведение спортивных мероприятий, уроков нравственности, уроков здоровья. Для старшего и среднего звена- проведение отдельных бесед для мальчиков и для девочек, встречи с психологами и медицинскими работниками, посещение тематических выставок, классные часы, уроки нравственности, уроки здоровья, беседы-консультации компетентных специалистов.
Рекомендуемая литература для педагогов:
1. Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации.- СПб.: Речь, 2006.-144 с.
2. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Василькова Ю.В. Быть мужчиной, быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков. М.: Речь, 2010. – 126 с.
4. Виноградов Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие.- ТЦ Сфера, 2012.
5. Черникова Т.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия. – Улан-Уде, 2006.- 186 с.
6. Градусова Л.В. К вопросу о внедрении программ полоролевого воспитания дошкольников в образовательный процесс ДОУ//Актуальные проблемы дошкольного образования: ребенок в мире информационной куль- туры.- Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007.- С.96-100.
7. Дочки-матери. Азы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Из опыта работы образовательных учреждений/Сост. С.М. Гунич. – Изд-во Белый ветер, 2009.
8. Мигунова Е.В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мальчики и девочки//Дошкольное образование.- 2011.- № 13. – С.17-19.
9. Носов С.С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие. – М.: Флинта, 2010.
10.Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей.-М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 11.Шелухина И.Л. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М. ТЦ Сфера, 2006. - 96с. 1
7