СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетическая связь между классами неорганических соединениями

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь между классами неорганических соединениями»

Тема: Генетическая связь между классами неорганических соединений

ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования представления о генетической связи между основными классами неорганических соединений; рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

Образовательные:

- создать условия для усвоения знаний о генетической связи между классами неорганических соединений; рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов, через выполнение практической работы.

Развивающие:

- развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные:

- способствовать формированию навыков самоконтроля, самоанализа, коммуникативной компетентности через общение и сотрудничество со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;

Планируемые результаты обучения

Предметные.

- Знать определения и классификацию неорганических веществ.

- Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества, иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Метапредметные УУД.

 Познавательные: 

- давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Регулятивные:

 - самостоятельно определять цели своего обучения, планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парной работе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Личностные:

- Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению предмета химии; умение самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно­й и исследовательской деятельности.

- в предметном направлении:

«ученик научится»:

- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

- объяснять понятие «генетическая связь», составлять генетические ряды металла и неметалла;

«ученик получит возможность научиться»:

- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, по вариантам.

Средства обучения: раздаточный материал (технологическая карта урока), презентация.

Тип урока: обобщение знаний и умений, их систематизация.

Методы : проблемный, словесный, частично-поисковый . 

Ход урока

I.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1 Оргмомент.
- Добрый день, ребята! Я как всегда рада видеть, что вы готовы к совместной творческой работе.

Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться

Чтоб в ступе воду не толочь

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

1.2 Актуализация знаний
Проводится эвристическая беседа с классом по пройденному материалу. Давайте вспомним, что же изучает наука химия?

(Наука о веществах, их свойствах и превращениях)

- Что называют веществом? (- то из чего состоят тела)

Какие вещества нас окружают в повседневной жизни?(Простые и сложные)
Какие простые вещества вам известны? (металлы и неметаллы)

Где находятся металлы и неметаллы в периодической таблице Д.И.Менделеева?
Какие сложные вещества?(оксиды, основания, кислоты, соли)
СЛАЙД

Задание «Найди лишнее вещество»

P2O5, HNO2, Na2O, CO2, CaO. (лишнее HNO2, т.к. оксиды)
Что такое оксид?
• На какие группы делятся оксиды?

• Какие оксиды называют кислотными?

• Какие оксиды называют основными?

KOH, Fe(OH)2, Ba, Mn(OH)2, Ba(OH)2. (лишнее Ba, т.к. основания)

Что такое основание?

• На какие группы делятся основания?

HNO3, Fe(OH)3, HCl, H3PO4, H2S. (лишнее Fe(OH)3т.ккислоты)

Что такое кислота?
• На какие группы делятся кислоты?

BaSO4, NaCl, (CuOH)2CO3, BaO, NaHCO3  (лишнее BaO, т.к. соли)
Что такое соль?
• Какие бывают соли?

II. ОПЕРАЦИОННО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

СЛАЙД Постановка проблемы.  Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам сегодня на уроке подтвердить или опровергнуть его, опираясь на уже полученные знания и на знания, которые вы получите на этом уроке.

СЛАЙД

А философские вопросы Что? Почему? Как?, помогут нам сформулировать тему урока

Что?

Вам известны разные виды связей, назовите мне имена прилагательные, какие могут быть связи?

-А какие-то из них очень значимы в вашей жизни (учащиеся называют разные виды связей: дружеская, родственная, и т.д.). А что такое связи? Связи удерживают друг друга, а чтобы их разъединить, необходимо приложить усилие (показываю сцепленные кулаки с помощью согнутых указательных пальцев рук). (учащиеся, размышляя, говорят, что в связях сила).

Почему?

В чём причина любых связей? Почему вы вступаете в связи? Зачем дружите, общаетесь, влюбляетесь? (по мнению ребят, это необходимость, это нужно для удовлетворения своих потребностей).

Как?

-Как объединить вещества между собой? Наверное, какой-то связью, в которой проявится их сила и единство?

-Что объединяет данные соединения? (наличие атома СЕРЫ)

-Можем мы сказать, что в данных веществах наблюдаем наличие родственной связи?

- Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
-А что является носителем наследственной информации?
Ученик: Ген. 
-Какой элемент будет являться «геном» для данной цепи? (СЕРА)

-В данной цепи мы наблюдаем наличие родственной или генетической связи между соединениями.

- И теперь мы, ответив на философские вопросы «Что? Почему? Как?» формулируем тему урока, назовите тему урока

Тема урока: Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Какие цели урока мы поставим?

Цели: -

  1. Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.

  2. Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.

  3. Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.

На этом уроке эти знания необходимо привести в стройную систему, продолжить их совершенствование, установить связь между изученными веществами, выяснить причины взаимного превращения одних веществ в другие, что поможет понять сущность многих процессов, происходящих вокруг.


  • Для чего нам необходимо изучить данный материал? (Ответы учащихся: получение веществ, необходимы в быту, медицине и т.д.)

III. СТАДИЯ «Осмысление».

СЛАЙД

- Расположить данные соединения в ряд по мере усложнения состава, начиная с простого.

В данной цепи мы наблюдаем наличие родственной или генетической связи между соединениями?

-Кто может сказать определение, что такое генетические связи?

Генетические связи – это связь между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

- Что такое генетический ряд?

Генетический ряд – это цепочка превращений веществ, которые имеют в составе один и тот же химический элемент.

3.1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
С чем взаимодействуют оксиды?

С чем взаимодействуют основания?

С чем взаимодействуют кислоты?

С чем взаимодействуют соли?

Расположить данные соединения в ряд по мере усложнения состава.

3.2. Закрепление знаний. Работа в парах по карточкам.

Задание по карточкам, выполняется учениками класса в рабочей тетради. Работа в парах

Вам даны вещества: ВaO, P , H3PO4 , Вa(OH)2, Ca 3(PO4)2,, ВаSO4 , Вa, P2O5.
Подумайте, какой элемент будет являться «геном» для каждой цепочки?

1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы.

2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:
Проверка, запись на доске учащимися
Ba BaO Ba(OH)ВаSO4
P P2OH3POCa 3(PO4)2
Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ba и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству). 
Посмотрите внимательно на эти генетические ряды, каким простым веществом образован первый ряд, а каким простым веществом образован второй ряд.

.

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.


3.3 Согласно «генетическому ряду», знанию химических свойств неорганических классов, запишите уравнения химических реакций, с помощью которых из предыдущего члена можно получить последующий.

Осуществить цепочку превращений. Составьте уравнения реакций.

Самостоятельная работа по вариантам.

Проверка у доски. Повторение типов химических реакций, закон сохранения массы вещества.

IV. ИТОГ УРОКА

4.1 Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагала в начале урока подтвердить или опровергнуть его.

Формулировка вывода: 
Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие.

Достигли поставленной цели на уроке?

Что сегодня вы узнали и чему научились на уроке?

Исходя из определения генетический ряд, выявите характерные признаки генетических рядов:

  1. Все вещества должны быть образованы …. (одним и тем же химическим элементом).

  2. В генетическом ряду химический элемент должен быть представлен разными формами соединений: …., …., …. и …. (простым веществом, оксидом, гидроксидом, солью).

  3. Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны …. (взаимопревращениями).

  1. Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.

  2. Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).

  3. Научились осуществлять цепочки превращений.

Термин генетическая связь означает, что …….вещество одного класса способно превращаться в вещество другого класса.

Генетическая связь записывается в виде…… генетических рядов – цепочек превращений веществ, имеющих в составе один и тот же химический элемент.

4.2 РЕФЛЕКСИЯ 
ОтВетьте, насколько хорошо ты усвоили новый материал:
1. Усвоил полностью
2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома
3. Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?

4.3 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
4.4 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 
Повторить тему: «Основные классы неорганических соединений», с.116-117,

119 № 2, 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Расположить данные соединения

в 2 генетических ряда

по мере усложнения состава.


ВaO, P , H3PO4 , Вa(OH)2, Ca 3(PO4)2,, ВаSO4 , Вa, P2O5.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!