СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку по химии 8 класс. По теме Генетическая связь между классами неорганических соединений. С видео опытов.

Просмотр содержимого документа
«" Генетическая связь между классами неорганических соединений"»

Апрель 2021 Генетическая связь между классами неорганических веществ. ХИМИЯ – 8 Учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная Школа № 1» Хузина Э.М.

Апрель 2021

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

ХИМИЯ – 8

Учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная

Школа № 1» Хузина Э.М.

Цель урока Повторить и обобщить изученный материал: о классификации неорганических веществ; свойствах кислот, оснований, оксидов и солей . Сформировать понятие «генетический ряд», познакомить с генетическими рядами металлов и неметаллов и их видами. Формировать умение составлять генетические ряды металлов и неметаллов и записывать соответствующие им уравнения химических реакций.

Цель урока

  • Повторить и обобщить изученный материал:
  • о классификации неорганических веществ;
  • свойствах кислот, оснований, оксидов и солей .
  • Сформировать понятие «генетический ряд», познакомить с генетическими рядами металлов и неметаллов и их видами.
  • Формировать умение составлять генетические ряды металлов и неметаллов и записывать соответствующие им уравнения химических реакций.

Задание 1 Заполните схему «Классификация неорганических веществ» , выбрав из перечня необходимые слова. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ Металлы Неметаллы ОКСИДЫ ОСНОВАНИЯ КИСЛОТЫ СОЛИ Приведите примеры для каждой группы веществ.

Задание 1

  • Заполните схему «Классификация неорганических веществ» , выбрав из перечня необходимые слова.

ПРОСТЫЕ

ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ

Металлы

Неметаллы

ОКСИДЫ

ОСНОВАНИЯ

КИСЛОТЫ

СОЛИ

  • Приведите примеры для каждой группы веществ.

Задание 2 Посмотрим видео-опыты: Горение фосфора в кислороде 2. Растворение оксида фосфора (V) в воде Запишите уравнения химических реакций, показанных в опытах.  4Р + 5О 2 = 2Р 2 О 5  Р 2 О 5 + 3Н 2 О = 2Н 3 РО 4

Задание 2

  • Посмотрим видео-опыты:
  • Горение фосфора в кислороде

2. Растворение оксида фосфора (V) в воде

Запишите уравнения химических реакций, показанных в опытах.

4Р + 5О 2 = 2Р 2 О 5

Р 2 О 5 + 3Н 2 О = 2Н 3 РО 4

Последовательность превращений в этих опытах можно выразить схемой: Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4  Что общего между веществами в этом ряду? В состав всех веществ в этом ряду входит элемент фосфор.
  • Последовательность превращений в этих опытах можно выразить схемой:

Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4

  • Что общего между веществами в этом ряду?
  • В состав всех веществ в этом ряду входит элемент фосфор.

Задание 3 Посмотрим видео-опыты: Горение кальция Взаимодействие оксида кальция с водой Запишите уравнения химических реакций, показанных в опытах.  2Са + О 2 = 2СаО  СаО + Н 2 О = Са(ОН) 2

Задание 3

  • Посмотрим видео-опыты:
  • Горение кальция
  • Взаимодействие

оксида кальция с водой

Запишите уравнения химических реакций, показанных в опытах.

2Са + О 2 = 2СаО

СаО + Н 2 О = Са(ОН) 2

Последовательность превращений в этих опытах можно выразить схемой: Са → СаО → Са(ОН) 2  Что общего между веществами в этом ряду? В состав всех веществ в этом ряду входит элемент кальций.
  • Последовательность превращений в этих опытах можно выразить схемой:

Са → СаО → Са(ОН) 2

  • Что общего между веществами в этом ряду?
  • В состав всех веществ в этом ряду входит элемент кальций.

Таким образом мы получили две цепочки превращений: Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4  Са 3 (РО 4 ) 2 Са → СаО → Са(ОН) 2  - А возможна ли реакция между Н 3 РО 4 и Са(ОН) 2 ?  Запишем уравнение реакции: 2Н 3 РО 4 + 3Са(ОН) 2 = Са 3 (РО 4 ) 2 ↓ + 6Н 2 О
  • Таким образом мы получили две цепочки превращений:

Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4

Са 3 (РО 4 ) 2

Са → СаО → Са(ОН) 2

- А возможна ли реакция между Н 3 РО 4 и Са(ОН) 2 ?

Запишем уравнение реакции:

3 РО 4 + 3Са(ОН) 2 = Са 3 (РО 4 ) 2 + 6Н 2 О

Выделим общие признаки в записанных нами рядах:  Все вещества одного ряда образованы одним химическим элементом.  Вещества, образованные одним и тем же элементом, принадлежат к различным классам неорганических веществ.  Вещества, образующие ряд одного элемента, связаны взаимопревращениями . Такие ряды получили название « генетические ».
  • Выделим общие признаки в записанных нами рядах:
  • Все вещества одного ряда образованы одним химическим элементом.
  • Вещества, образованные одним и тем же элементом, принадлежат к различным классам неорганических веществ.
  • Вещества, образующие ряд одного элемента, связаны взаимопревращениями .
  • Такие ряды получили название « генетические ».

Генетические ряды Генетический ряд - это ряд веществ представителей разных классов , являющихся соединениями одного химического элемента , связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ. Генетические ряды металлов неметаллов

Генетические ряды

Генетический ряд - это ряд веществ представителей разных классов , являющихся соединениями одного химического элемента , связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ.

Генетические ряды

металлов

неметаллов

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, образованных одним и тем же металлическим элементом . Генетические ряды металлов 1 вид – металлу соответствует щелочь 2 вид – металлу соответствует нерастворимое основание
  • Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, образованных одним и тем же металлическим элементом .

Генетические ряды металлов

1 вид – металлу соответствует щелочь

2 вид – металлу соответствует нерастворимое основание

Генетические ряды металлов 1 вид – генетический ряд металлов , которым соответствует щелочь: металл → основный оксид →  щелочь  →  соль Пример: Ba → BaO → Ba(OH) 2 → BaCl 2  2Ba + O 2 = 2BaO BaO + H 2 O = Ba(OH) 2  Ba(OH) 2 + 2HCl = BaCl 2 + 2H 2 O

Генетические ряды металлов

  • 1 вид – генетический ряд металлов , которым соответствует щелочь:

металл основный оксид щелочь соль

Пример:

Ba BaO Ba(OH) 2 BaCl 2

  • 2Ba + O 2 = 2BaO
  • BaO + H 2 O = Ba(OH) 2
  • Ba(OH) 2 + 2HCl = BaCl 2 + 2H 2 O

Генетические ряды металлов 2 вид - генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание : металл → основной оксид → соль →  основание (Н)  → основной оксид → металл Пример: генетический ряд цинка Zn → ZnO → ZnCl 2  → Zn(OH) 2  → ZnO → Zn Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Генетические ряды металлов

  • 2 вид - генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание :

металл основной оксид соль основание (Н) основной оксид металл

Пример: генетический ряд цинка

Zn ZnO ZnCl 2 Zn(OH) 2 ZnO Zn

Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, образованных одним и тем же неметаллическим элементом . Генетические ряды неметаллов 1 вид – неметаллу соответствует растворимая кислота 2 вид – неметаллу соответствует нерастворимая кислота
  • Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, образованных одним и тем же неметаллическим элементом .

Генетические ряды неметаллов

1 вид – неметаллу соответствует растворимая кислота

2 вид – неметаллу соответствует нерастворимая кислота

Генетические ряды неметаллов 1 вид – генетический ряд неметаллов , которым соответствует растворимая кислота: неметалл → кислотный оксид →  кислота  →  соль. Пример: S → SO 2 → H 2 SO 3 → Na 2 SO 3  S + O 2 = SO 2 SO 2 + H 2 O = H 2 SO 3 H 2 SO 3 + 2NaOH = Na 2 SO 3 + 2H 2 O

Генетические ряды неметаллов

  • 1 вид – генетический ряд неметаллов , которым соответствует растворимая кислота:

неметалл кислотный оксид кислота соль.

Пример:

S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3

  • S + O 2 = SO 2
  • SO 2 + H 2 O = H 2 SO 3
  • H 2 SO 3 + 2NaOH = Na 2 SO 3 + 2H 2 O

Генетические ряды неметаллов 2 вид - генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимая кислота : неметалл → кислотный оксид → соль →  кислота  (Н) → кислотный оксид Из изученных нами кислот нерастворимой является только кремниевая кислота , поэтому рассмотрим в качестве примера генетический ряд кремния: Si → SiO 2  → Na 2 SiO 3  → H 2 SiO 3  → SiO 2  Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Генетические ряды неметаллов

  • 2 вид - генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимая кислота :

неметалл кислотный оксид соль кислота (Н) кислотный оксид

  • Из изученных нами кислот нерастворимой является только кремниевая кислота , поэтому рассмотрим в качестве примера генетический ряд кремния:

Si SiO 2 Na 2 SiO 3 H 2 SiO 3 SiO 2

Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Генетическая взаимосвязь веществ Неметалл Металл СОЛЬ Основный оксид Кислотный оксид СОЛЬ СОЛЬ Основание Кислота СОЛЬ

Генетическая взаимосвязь веществ

Неметалл

Металл

СОЛЬ

Основный оксид

Кислотный оксид

СОЛЬ

СОЛЬ

Основание

Кислота

СОЛЬ

- Где можно применить? Более сложные вещества могут быть получены из простых, минуя одну или две стадии в приведенных схемах, например, металл, взаимодействуя с кислотой, дает соль. Возможно образование не только более сложных веществ из менее сложных, но и наоборот. Различные способы получения оксидов, оснований, солей, кислот широко используют как в химических лабораториях, так и в химической промышленности. Производство кислот (серной, соляной, азотной, фосфорной), солей (минеральных удобрений — аммиачной и калийной селитры, суперфосфата, аммофоса), оксидов (например, негашеной извести СаО) и многих других неорганических соединений имеет важное значение для деятельности человека. Выбирая наиболее рациональные способы получения какого-либо вещества, обычно используют сырье, встречающееся в природе в достаточно большом количестве, или выпускаемое промышленностью. Известняк

- Где можно применить?

  • Более сложные вещества могут быть получены из простых, минуя одну или две стадии в приведенных схемах, например, металл, взаимодействуя с кислотой, дает соль.
  • Возможно образование не только более сложных веществ из менее сложных, но и наоборот.
  • Различные способы получения оксидов, оснований, солей, кислот широко используют как в химических лабораториях, так и в химической промышленности.
  • Производство кислот (серной, соляной, азотной, фосфорной), солей (минеральных удобрений — аммиачной и калийной селитры, суперфосфата, аммофоса), оксидов (например, негашеной извести СаО) и многих других неорганических соединений имеет важное значение для деятельности человека.
  • Выбирая наиболее рациональные способы получения какого-либо вещества, обычно используют сырье, встречающееся в природе в достаточно большом количестве, или выпускаемое промышленностью.

Известняк

Экспериментальная задача Составьте генетический ряд по предложенному эксперименту и напишите соответствующие химические уравнения. Прокалить медную проволоку, удерживая ее тигельными щипцами, в верхней части пламени спиртовки (1–2мин). Удалить черный налет с проволоки и поместить его в пробирку. Прилить в пробирку 1-2 мл раствора соляной кислоты. Для ускорения реакции можно слегка нагреть ее содержимое. Что будет наблюдаться? Осторожно погрузить в пробирку с раствором железный гвоздь. Через 2–3 мин извлечь гвоздь из раствора. Что будет наблюдаться?

Экспериментальная задача

  • Составьте генетический ряд по предложенному эксперименту и напишите соответствующие химические уравнения.
  • Прокалить медную проволоку, удерживая ее тигельными щипцами, в верхней части пламени спиртовки (1–2мин).
  • Удалить черный налет с проволоки и поместить его в пробирку. Прилить в пробирку 1-2 мл раствора соляной кислоты. Для ускорения реакции можно слегка нагреть ее содержимое. Что будет наблюдаться?
  • Осторожно погрузить в пробирку с раствором железный гвоздь. Через 2–3 мин извлечь гвоздь из раствора. Что будет наблюдаться?

Домашнее задание: Повторить параграф 40-47

Домашнее задание:

  • Повторить параграф 40-47
Источники: ЛИТЕРАТУРА ВИДЕО-ОПЫТЫ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия, 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений – 6-е изд., – М.: Просвещение, 2018г. https://www.youtube.com/watch?v=hsQCMg26-r0  - Взаимодействие оксида фосфора V с водой. https://www.youtube.com/watch?v=ITVcUT6renQ - Горение фосфора в кислороде. https://www.youtube.com/watch?v=sk9II9jG_vA  – горение кальция на воздухе (обработано). https:// www.youtube.com/watch?v=enOR6DKQMn4 – Взаимодействие оксида кальция с водой. https:// www.youtube.com/watch?v=M4s0Ni392cs – CuO + HCl (фото). https:// www.youtube.com/watch?v=zxkOWCvXpdc – бородатый гвоздь (фото).

Источники:

ЛИТЕРАТУРА

ВИДЕО-ОПЫТЫ

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Химия, 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений – 6-е изд., – М.: Просвещение, 2018г.

  • https://www.youtube.com/watch?v=hsQCMg26-r0 - Взаимодействие оксида фосфора V с водой.
  • https://www.youtube.com/watch?v=ITVcUT6renQ - Горение фосфора в кислороде.
  • https://www.youtube.com/watch?v=sk9II9jG_vA – горение кальция на воздухе (обработано).
  • https:// www.youtube.com/watch?v=enOR6DKQMn4 – Взаимодействие оксида кальция с водой.
  • https:// www.youtube.com/watch?v=M4s0Ni392cs – CuO + HCl (фото).
  • https:// www.youtube.com/watch?v=zxkOWCvXpdc – бородатый гвоздь (фото).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!