Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действи | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1. Этап мотивации. Создание эмоционально- образной ситуации | Слайд №1 учитель проговаривает Мотив «Доводы, которые человек додумывает сам убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль) - давайте посмотрим на экран | Настраиваются на урок. | Устанавливаются рабочие отношения в классе. | Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения | Готовятся к началу урока. Умение преобразовывать теорию в практику. | Умение формулировать ответ. | Принятие социальной роли обучающегося |
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Образ (рисунок бус) | Слайд№2 Демонстрация бус
Почему БУСЫ?? - превращение - или генезис | Осмысливают материал | Настраиваются на решение проблемы | Сотрудничество учителя и ученика | Отвечая на вопросы, готовятся к поиску проблемы | Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое. | Проявляют интерес к новому. |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Понятие | Формулировка темы урока. Тему: записать в тетрадь тему Слайд №3 Тема: «Генетическая связь между классами неорганических веществ» Какая связь называется генетической? - Генетической называется связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающих единство преображения т.е генезис (превращение) веществ. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Поиск и выделение необходимой информации. | Планирование учебного сотрудничества. | Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Учащиеся записывают в тетрадь | Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Составим план наших действий План урока формулируется в совместной беседе 1. Вспомнить классификацию, номенклатуру неорганических соединений. 2. Вспомнить свойства и получения неорганических веществ . 3. Применить полученные знания при решении задач. 4. Решить предложенное практическое задание. Слайд №4 Записать в тетрадь 1. Классификация, номенклатура неорганических соединений. 2. Свойства и получения 3. Решение теоретических задач 4. Решение практических задач | Составление плана работы. | Работают в парах. | Сотрудничество учителя и ученика | Составляют план для добывания новых знаний | Оценивают объективные трудности и возможности самостоятельной деятельности. Учащиеся записывают в тетрадь. | Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы |
5. Этап реализации построенного проекта Теоретические знания | Оборудование: (т. Д.И.Менделеева) Беседа: Заполняем таблицу вместе Посмотрим, что получилось Слайд №5 Беседа: - Мы все классы связали? - Можно сказать, что это генетическая связь? -ДА - Ребята, если вы посмотрите на таблицу, какую закономерность можно проследить? - ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РЯДЫ Слайд №6 Записать в тетрадь Генетическая связь это единство и многообразие веществ которые бесконечно превращаются друг в друга. Вывод: генетическая связь проявляется в рядах. Слайд №7 Игра - «Убери лишнее» В предложенных рядах присутствуют лишние вещества. Найдите их и зачеркните. а) Ca, P, N2O, CaO, H3PO4, CaCl2 Ca(OH)2 б) P,MgO,P2 O5, Zn(OH)2 ,CO2, H3PO4, Ca3 (PO4)2 Почему вы оставили эти вещества? - так как в их состав входят - Ca и P | Умение структурировать знания. Установление причинно-следственных связей. | Умение работать с учебником в парах; осуществлять самопроверку. Решать задачи по предложенному алгоритму. | Умение слушать собеседника; работать с текстом; выражать свои мысли. Понимание существования различных точек зрения. | Планирование учебного сотрудничества;.добывание новых знаний. | Умение формулировать ответ записывать его в тетрадь. | Умение самостоятельно добывать знания |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Составьте генетический ряд из веществ которые Вы оставили Вызываю к доске. 1- ученик а) Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 2 - ученик б) P→P2 O5 → H3PO4 → Ca3 (PO4)2 Это не завершённый ряд. - Ряд завершён, если он начинается и заканчивается одним и тем же простым веществом. Предлагаю дописать | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; | Применение полученных знаний. | Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. | Отвечать на поставленный вопрос; аргументировать планировать учебное сотрудничество. | Закрепляют полученные знания. | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
7. Этап самостоятельной работы работа в парах | Работа у доски Предложите план осуществления данного превращения, запишите химические реакции. Над стрелками запишите, что Вы будете делать. 1 -ученик 2Ca + О2 = 2CaO CaO + H2O = Ca(OH)2 Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O CaCl2 → Ca + Cl2 2- ученик 4P + 5О2 = 2P2 O5 P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 = Ca3 (PO4)2 + 6H2O 2H3PO4 + 3CaO = Ca3 (PO4)2 + 3H2O Ca3 (PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO | Применять полученные знания. Решать задачи по предложенному алгоритму. | Работают в парах. | Умение проводить взаимопроверку | Умение преобразовывать теорию в практику. | Предвосхищение результата и уровня усвоения. | Закрепляют полученные знания. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Исследовательская деятельность | Слайд №8 Техника безопасности *Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами и щелочами. *Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус. *Остатки веществ не высыпайте обратно в сосуд с чистыми веществами. *Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой. *При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Слайд №9 Задания!!! Используя предложенные вещества проделайте цепь последовательных превращений - генезис неорганических веществ. Результат работы занесите в журнал отчёта, сделайте вывод. Оборудование: спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, химическая ложечка Вещества: Cu, H2SО4, NaOH. Слайд №10 Давайте проверим. Ответ: Генетический ряд: Cu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → → CuO → Cu Уравнения 1. 2Cu + O2 = 2CuO 2. CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O 3. CuSO4 +2NaOH = Cu(OH)2 +Na2SO4 4. Cu(OH)2 = CuO + H2O 5. 3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu Что наблюдали — зачитывают Вывод: зачитывают Журнал отчёта № | Уравнения | Что наблюдали | 1 | | | 2 | | | 3 | | | 4 | | | | Осмысливают задание | Задают уточняющие вопросы. | Умение слушать | Анализировать. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение формами речи; знаниями т/б. | проверяют повтаряют Т/Б работы с кислотами и щелочами делают опыт | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено. |
9. Возврат к эмоционально-образной ситуации. | Подведение итога: Ребята, согласитесь наша генетическая цепочка очень похожа 1) на бусы (это чередование, только бусинок) Слайд №11
| Осмысливают задание | Задают уточняющие вопросы. | Умение слушать | Анализировать. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. | Учащиеся записывают д/з в дневник | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено. |
10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | С
лайд №12 * С каким настроением Вы сегодня уходите с урока? Возьмите смайлик и покажите мне Заберите его себе на память об уроке. *Еще, хочу подарить бусинку, соединив их Вы получите сплоченный, дружный, единый коллектив. Я это сегодня увидела. Слайд №13 Мои методические разработки, можно посмотреть на сайтах: 1) http://nsportal.ru/semenycheva-larisa-vitalevna 2) http://multiurok.ru/semenycheva/ В комментариях отвечу на все вопросы. Слайд №14 Спасибо за внимание! | Участвуют в обсуждении. | Осознанно подводят итоги. Умение структурировать знания. | Отвечают на вопросы учителя. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме. | Осуществляют самооценку. | Умение правильно оценивать выполнение действий. |