СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ", изучается в 8 классе (ФГОС). Тип урока: урок формирования и закрепления знаний. Образовательная цель - cформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде металла и неметалла. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь между классами неорганических веществ.»

Генетическая связь между классами неорганических соединений Тип урока: урок формирования и первичного закрепления  знаний Разработала: Хмелева  Наталья Юрьевна 8 класс  «Химия. 8 класс» под ред.  О.С. Габриеляна»

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Тип урока:

урок формирования и первичного закрепления

знаний

Разработала:

Хмелева

Наталья

Юрьевна

8 класс «Химия. 8 класс» под ред. О.С. Габриеляна»

Цель: Образовательная: сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде металла и неметалла; Деятельностная: создать условия для выявления учащимися генетической связи между классами неорганических веществ, способствовать развитию представления о взаимопревращениях веществ разных классов.

Цель:

Образовательная:

сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде металла и неметалла;

Деятельностная:

создать условия для выявления учащимися генетической связи между классами неорганических веществ, способствовать развитию представления о взаимопревращениях веществ разных классов.

Задачи: Обучающие:  систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ.  Развивающие:  развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.  Воспитательные:  продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.

Задачи:

Обучающие:  систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ.

Развивающие:  развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные:  продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Выпускник научится:

Личностные

  • Обобщать и систематизировать знания учащихся об оксидах, основаниях, кислотах и солях, их химических свойствах.
  • Сформировать умения находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.
  • Выявлять взаимосвязь между различными классами неорганических соединений.

Регулятивные:

  • Управлять своей деятельностью на уроке совместно с учителем и одноклассниками; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Совершенствовать имеющиеся знания, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Познавательные:

  • Осуществлять сравнение, обобщать понятия, использовать средства информационных и коммуникативных технологий; делать необходимые выводы.

Коммуникативные :

  • Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, рефлексия своих действий отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)
Методы обучения:  упражнения, мозговой штурм, создание кластеров, тестирование.   Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, тесты, учебник.

Методы обучения: упражнения, мозговой штурм, создание кластеров, тестирование.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, тесты, учебник.

Этапы урока: Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности

Этапы урока:

  • Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
  • Постановка учебной задачи
  • Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
  • Первичное закрепление во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия деятельности
1 . Мотивация к учебной деятельности.   Постановка проблемы.   Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.

1 . Мотивация к учебной деятельности.

Постановка проблемы.  

Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.

Ребята, давайте вначале урока, разделимся на группы. У вас на столах лежат карточки с химическими формулами:  Cu(NO 3 ) 2; Cl 2 ; MqO; H 2 SO 3; Fe(OH) 3; CuO; HCl;  SO 2; S; Na 2 SO 3; Cu; Al; ZnCl 2; Ba(OH) 2; K 2 O;  H 3 PO 4 ; HNO 2 ; KHCO 3 ; NaOH.  - Вы должны объединиться в группы, по принадлежности веществ к определённому классу неорганических соединений.  - Как называется ваш класс соединений?  (на доску: название класса и химические формулы)    металлы   неметаллы оксиды   кислоты   основания     соли  

Ребята, давайте вначале урока, разделимся на группы. У вас на столах лежат карточки с химическими формулами: Cu(NO 3 ) 2; Cl 2 ; MqO; H 2 SO 3; Fe(OH) 3; CuO; HCl; SO 2; S; Na 2 SO 3; Cu; Al; ZnCl 2; Ba(OH) 2; K 2 O; H 3 PO 4 ; HNO 2 ; KHCO 3 ; NaOH. - Вы должны объединиться в группы, по принадлежности веществ к определённому классу неорганических соединений. - Как называется ваш класс соединений? (на доску: название класса и химические формулы)

металлы

 

неметаллы

оксиды

 

кислоты

 

основания

 

 

соли

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Задание - Составьте кластер по классификации неорганических соединений

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задание

- Составьте кластер по классификации неорганических соединений

Классификация неорганических соединений вещества сложные простые кислоты оксиды металлы неметаллы соли основания

Классификация неорганических соединений

вещества

сложные

простые

кислоты

оксиды

металлы

неметаллы

соли

основания

Основные классы неорганических соединений Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы оксидов. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все. HBr CaСО 3  СО 2  MgО  Na 2 О NaОH

Основные классы неорганических соединений

Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы оксидов. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.

HBr

CaСО 3

СО 2

MgО

Na 2 О

NaОH

Основные классы неорганических соединений Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы кислот. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все. Н 2 СО 3 CaСО 3 SiО 2  НCl NaОH НNО 3

Основные классы неорганических соединений

Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы кислот. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.

Н 2 СО 3

CaСО 3

SiО 2

НCl

NaОH

НNО 3

Основные классы неорганических соединений Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы оснований. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все. Сa(ОH) 2 CaСО 3 CaО CuОH NaNO 3 NaОH

Основные классы неорганических соединений

Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы оснований. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.

Сa(ОH) 2

CaСО 3

CaО

CuОH

NaNO 3

NaОH

Основные классы неорганических соединений Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы солей. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все. CO 2  H 2 СО 3 K 2 СО 3  KNO 3  FeCl 3 NaОH

Основные классы неорганических соединений

Помоги построить домик. Найди кирпичики на которых формулы солей. Не ошибайся. Твои ошибки увидят все.

CO 2

H 2 СО 3

K 2 СО 3

KNO 3

FeCl 3

NaОH

 Задание 1. Вещества по классам соединений вы распределили.  Назовите вещества.  Cu(NO 3 ) 2; Cl 2 ; MqO; H 2 SO 3; Fe(OH) 3; CuO; HCl; SO 2; S; Na 2 SO 3; Cu; Al; ZnCl 2; Ba(OH) 2; K 2 O; H 3 PO 4 ; HNO 2 ; KHCO 3 ; NaOH.   металлы   неметаллы оксиды   кислоты   основания     соли  

Задание 1. Вещества по классам соединений вы распределили. Назовите вещества. Cu(NO 3 ) 2; Cl 2 ; MqO; H 2 SO 3; Fe(OH) 3; CuO; HCl; SO 2; S; Na 2 SO 3; Cu; Al; ZnCl 2; Ba(OH) 2; K 2 O; H 3 PO 4 ; HNO 2 ; KHCO 3 ; NaOH.

металлы

 

неметаллы

оксиды

 

кислоты

 

основания

 

 

соли

 

Проверка.  Распределите вещества по классам соединений.  Назовите вещества.   металлы неметаллы   Cu медь   Cl 2  оксиды хлор   MqO кислоты  Al   H 2 SO 3 оксид магния S алюминий основания сера сернистая кислота CuO   Fe(OH) 3 соли HCl оксид меди (II) Cu(NO 3 ) 2 гидроксид железа (III ) нитрат меди (II) соляная кислота SO 2 Ba(OH) 2 Na 2 SO 3 H 3 PO 4 гидроксид оксид фосфорная кислота сульфит натрия бария серы (IV) K 2 O ZnCl 2 NaOH  HNO 2 хлорид цинка азотистая кислота оксид калия гидроксид натрия KOН  KHCO 3  гидрокарбонат калия гидроксид калия

Проверка. Распределите вещества по классам соединений. Назовите вещества.

металлы

неметаллы

  Cu

медь

  Cl 2

оксиды

хлор

  MqO

кислоты

Al

  H 2 SO 3

оксид магния

S

алюминий

основания

сера

сернистая кислота

CuO

  Fe(OH) 3

соли

HCl

оксид меди (II)

Cu(NO 3 ) 2

гидроксид железа (III )

нитрат меди (II)

соляная кислота

SO 2

Ba(OH) 2

Na 2 SO 3

H 3 PO 4

гидроксид

оксид

фосфорная кислота

сульфит натрия

бария

серы (IV)

K 2 O

ZnCl 2

NaOH

HNO 2

хлорид цинка

азотистая кислота

оксид калия

гидроксид натрия

KOН

KHCO 3

гидрокарбонат калия

гидроксид калия

 2. Работа по группам (4 вар.)  Исключи лишнее вещество из группы соединений. Обоснуйте свой ответ. металлы неметаллы   Cu  Al   Cl 2  оксиды S   MqO кислоты CuO   H 2 SO 3 основания HCl соли SO 2   Fe(OH) 3 H 3 PO 4 K 2 O Ba(OH) 2 Cu(NO 3 ) 2  HNO 2 Na 2 SO 3 NaOH  КОН ZnCl 2  KHCO 3

2. Работа по группам (4 вар.) Исключи лишнее вещество из группы соединений. Обоснуйте свой ответ.

металлы

неметаллы

  Cu

Al

  Cl 2

оксиды

S

  MqO

кислоты

CuO

  H 2 SO 3

основания

HCl

соли

SO 2

  Fe(OH) 3

H 3 PO 4

K 2 O

Ba(OH) 2

Cu(NO 3 ) 2

HNO 2

Na 2 SO 3

NaOH

КОН

ZnCl 2

KHCO 3

 Работа по вариантам (4 вар.)  Исключи лишнее вещество из группы соединений. Обоснуйте свой ответ.  Проверка работы. металлы неметаллы   Cu  Al   Cl 2  оксиды S   MqO кислоты CuO   H 2 SO 3 основания H 3 PO 4 соли K 2 O Ba(OH) 2 SO2  HNO 2 Cu(NO 3 ) 2 NaOH HCl Na 2 SO 3 КОН  ZnCl 2 Fe(OH)3  KHCO 3

Работа по вариантам (4 вар.) Исключи лишнее вещество из группы соединений. Обоснуйте свой ответ. Проверка работы.

металлы

неметаллы

  Cu

Al

  Cl 2

оксиды

S

  MqO

кислоты

CuO

  H 2 SO 3

основания

H 3 PO 4

соли

K 2 O

Ba(OH) 2

SO2

HNO 2

Cu(NO 3 ) 2

NaOH

HCl

Na 2 SO 3

КОН

ZnCl 2

Fe(OH)3

KHCO 3

3. Постановка учебной задачи  3адание. Составьте из различных классов 1, 2 группа. Генетический ряд металла 3, 4 группа. Генетический ряд неметалла металлы Cu неметаллы  Al оксиды Cl 2  MqO кислоты S H 2 SO 3 основания CuO Fe(OH) 3 соли SO 2 HCl Ba(OH) 2 K 2 O Cu(NO 3 ) 2 H 3 PO 4 NaOH  HNO 2 Na 2 SO 3 КОН ZnCl 2 KHCO 3

3. Постановка учебной задачи 3адание. Составьте из различных классов

1, 2 группа.

Генетический ряд металла

3, 4 группа.

Генетический ряд неметалла

металлы

Cu

неметаллы

Al

оксиды

Cl 2

MqO

кислоты

S

H 2 SO 3

основания

CuO

Fe(OH) 3

соли

SO 2

HCl

Ba(OH) 2

K 2 O

Cu(NO 3 ) 2

H 3 PO 4

NaOH

HNO 2

Na 2 SO 3

КОН

ZnCl 2

KHCO 3

4. «Открытие» нового знания     Cu CuO Cu(NO 3 ) 2 S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3 Cl2 HCl ZnCl 2

4. «Открытие» нового знания

  • Cu CuO Cu(NO 3 ) 2
  • S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3
  • Cl2 HCl ZnCl 2
5. Первичное закрепление  во внешней речи    - Дайте определение генетическому ряду. - Составьте общую схему генетического ряда металла и генетического ряда неметалла.

5. Первичное закрепление во внешней речи

- Дайте определение генетическому ряду.

- Составьте общую схему генетического ряда металла и генетического ряда неметалла.

Генетический ряд -  это ряд веществ, разных классов соединений, содержащих в своем составе один и тот химический элемент

Генетический ряд -

это ряд веществ,

разных классов соединений, содержащих в своем составе один и тот химический элемент

 Генетический ряд   простое вещество  оксид     гидроксид  соль    Металл  основный оксид   основание  соль Неметалл  кислотный оксид   кислота  соль

Генетический ряд простое вещество оксид гидроксид соль

  • Металл основный оксид

основание соль

  • Неметалл кислотный оксид

кислота соль

 Генетический ряд   простое вещество  оксид     гидроксид  соль    Металл  основный оксид   основание  соль Неметалл  кислотный оксид   кислота  соль

Генетический ряд простое вещество оксид гидроксид соль

  • Металл основный оксид

основание соль

  • Неметалл кислотный оксид

кислота соль