Тема урока «Генетика человека»
Цель урока: обобщить знания о основах наследственности и изменчивости; Обеспечить знакомство учащихся с особенностями изучения генетики человека, ее методами и некоторыми наследствеными болезнями человека; раскрыть области практического значения генетических знаний для медицины и здравоохранения; развивать умения выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать самостоятельно, в группах, парах; воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: учебники, раздаточный материал с текстами наследственных и врожденных заболеваний человека, материалы подготовленные учащимися.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Минутка настроения.
2 . Актуализация опорных знаний.
Диктант по генетической символике и терминологии. (Фронтально.)
1. Наука, изучающая изменчивость и наследственность. (Генетика)
2. Способность приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития (Изменчивость)
3. Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка (Ген)
4. Американский генетик заложил основу хромосомной теории наследственности ... (Т.Морган)
5. Оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной набор хромосом ... (зигота)
14. Система взаимодействующих генов организма ... (генотип)
6. Результат дигибридного скрещивания в Ғ2 поколении ... (9:3:3:1)
3. Мотивация учебной деятельности.
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку...» А.С.Пушкин
Учитель: Эти строки из известной сказки А.С.Пушкина о царе Салтане.
Вопрос: Возможно ли это? (Ответы детей)
Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний. Статистика приводит печальные факты – сейчас в роддомах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты.
Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди. Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособные и больные.
ВЫВОД совместно сучащимися: Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.
Учитель: Какая наука изучает наследственность и изменчивость?
Тема урока “Генетика и человека»
П роблемный вопрос: Распространяются ли закономерности передачи наследственных свойств, открытые Г. Менделем, на человека?
4. Основная часть урока.
Класс разделен на 3 лаборатории – Ученые-медики, Медико-генетическое консультирование, Технологи.
Каждая команда подготовила материал, который они представили в виде презентации, ситуационных задач, газет и докладов.
Что изучает генетика человека?
Какие затруднения возникают при изучении генетики человека? большое количество хромосом и генов;
Проект «ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА»
Методы изучения генетики человека.
1. Ситуация №1 (Суд)
Женщина (заходит). Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож, ну точная копия своего папочки.
Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.
Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова?
Женщина. Первая.
Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка, какая?
Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка тоже 4 группа.
Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.
Учитель. Какое же решение вынесет суд?
С итуация №2 (на приеме у врача мама с сыном)
Доктор. Ваш сын – дальтоник. Дальтонизм – одна из форм цветовой слепоты. Одни не различают красный, другие – зеленый, третьи – фиолетовый цвет. Есть люди, для которых весь мир окрашен в серые цвета.
Мать. Я так и знала! Я различаю цвета нормально, а муж мой - дальтоник! Все беды от этих мужчин!
Доктор. Совершенно напрасно вы вините своего мужа – отца вашего ребенка. Он здесь совершенно не виноват.
Учитель. Почему доктор так ответил женщине? Помогите разобраться в этой ситуации.
Задачи
Мужчина – гемофилик. Его здоровый брат обратился в медико-генетическую консультацию по поводу прогноза потомства. Может ли здоровый брат гемофилика передать своему ребёнку ген гемофилии?
Часть членов семьи страдает на ангиоматоз сетчатки глаза (аутосомно-доминантный признак). Муж и жена больны, но их матери были здоровыми. Какова вероятность рождения в этой семье больных детей?
В медико-генетическую консультацию обратилась женщина, которая имеет II группу крови, по поводу установления отцовства своего ребёнка, который имеет IV группу крови. Она считает отцом мужчину со II группой крови. Может ли такое быть?
4. Хочу привести пример из жизни человека, описанный в книге Николая Павловича Бочкова “Гены и судьба”. Автор книги посвятил изучению генетики человека 30 лет своей жизни.
О днажды на пороге его кабинета появился молодой, приятной наружности человек. Как выяснилось чуть позже, человек очень талантливый. Привела его к Н.П. Бочкову тревога. Дело в том, что в возрасте трех с половиной лет у него скончался первый ребёнок, который родился в срок, нормального веса, отлично развивался, но вдруг с 5-6 месяцев малыша словно подменили. Он перестал улыбаться, ему стало трудно держать головку, и уже через 2-3 месяца невропатологи констатировали болезнь Тея-Сакса. Суть этой болезни в том, что врождённые генетические нарушения в организме привели к демиелинизации нервных волокон, то есть миелиновые оболочки, которыми покрыты нервы, начали распадаться, растворяться. Беда непоправимая.
Потерявший сына отец хотел знать: ожидает ли его последующих детей такая же участь? Или судьба подарит им счастливый шанс?
Метод “Синтез мыслей”
Из предложенных вариантов выберите трудности, с которыми сталкиваются учёные при изучении наследования признаков у человека.
Ответ оформите в виде цифровой последовательности.
Позднее половое созревание;
Малочисленное потомство;
Есть возможность ставить прямые эксперименты;
Вид относительно медленно размножается;
Невозможность направленных скрещиваний;
Использование методов, связанных с вмешательством в его наследственный материал;
Невозможность обеспечения одинаковых и строго контролируемых условий для развития потомства от разных браков (Ответы: 1,2,4,5,7)
6. Домашнее задание
Знать конспект, подготовить сообщение «Изменчивость»
7. Итоги урока.
Выводы к уроку формулируют сами учащиеся.
Выставление оценок.
8. Рефлексия.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОШ №29 г. Махачкалы
Тема урока «Генетика человека»
10 «1» класс
Урок провела:
учитель биологии высшей категории,
к.б.н. Пашаева М.Э.
Махачкала, 2021 г.