Дидактический материал
Предмет: Биология
Изучение биологии необходимо для понимания явлений и законов живой природы. Для успешного освоения биологии в старших классах необходимо знать основы предмета биология, методы изучения живого мира, имена учёных и их вклад в развитие науки, элементы теории генетики. Развитие генетики очень важно в современном мире для предотвращения наследственных болезней и получения здорового потомства.
Пояснительная записка |
1. | Автор (ФИО) | Тихонова Ирина Ивановна |
| Должность | учитель биологии и химии МБОУ ООШ Оренбургского сельского поселения Бикинского района Хабаровского края |
2. | Содержание ресурса | Диктанты, тест. Задания для подготовки к решению генетических задач. |
3. | Вид ресурса | Задания для закрепления |
4. | Тема ресурса по биологии | Тема: «Генетика» |
5. | УМК | В. В. Пасечник |
6. | Цель и задачи ресурса | Конструирование урока для проверки знаний и закрепления учебного материала об основах генетики |
7. | Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс | 9 класс |
8. | Программа, в которой создан ресурс | Microsoft Office 2007 |
9. | Методические рекомендации по использованию ресурса | Осуществление промежуточного контроля знаний |
10. | Аннотация | Генетика занимается изучением наследственности, передачей признаков от родительских особей к потомкам. Дидактический материал по теме «Гинетика» предназначен обеспечить прочное освоение понятий науки генетика и умений различать генетические термины на уровне воспроизведения (вторичного осмысления пройденного), алгоритмическом (совершенствование освоенного). В заданиях к диктанту использован прием: от термина к его объяснению (10 заданий), обратно, подробное задание завершить кратким понятием (по 15 вопросов), как в кроссворде (20 вопросов). Тест на выбор одного правильного ответа (20 заданий). Применить методику решения генетических задач позволят задания для подготовки с приложением (генетическая терминология и теория). Выбор задания и его форма проведения по выбору учителя (может быть использован дополнительный электронный тест) Дидактический материал по теме «Генетика» по биологии заключает в себе основные положения, которые необходимо знать выпускникам основной общеобразовательной школы. |
12. | Источники информации | Учебник: Биология: Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2016 |
Терминологический диктант
Терминологический диктант Тема: «Генетика», 9 класс Вариант 1 | Терминологический диктант Тема: «Генетика», 9 класс Вариант 2 |
1. Генетика 2. Генотип 3. Наследственность 4. Аллельные гены 5. Дигибридное скрещивание 6. Рецессивный признак 7. Гомозигота 8. Женская и мужская особь обозначается 9. Большой буквой обозначают признак 10. аа | 1. Ген 2. Фенотип 3. Изменчивость 4. Неаллельные гены 5. Моногибридное скрещивание 6. Доминантный признак 7. Гетерозигота 8. Женская и мужская особь обозначается 9. Маленькой буквой обозначают признак 10. ВВ |
Ответы
Терминологический диктант
Тема: «Генетика», 9 класс
| Вариант 1 | Вариант 2 |
1. | Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости | Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак |
2. | Сумма генов, полученная организмом от родителей | Сумма внешних и внутренних признаков организма |
3. | Общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам | Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида |
4. | Парные гены, отвечающие за формирование одного признака | Непарные гены |
5. | Скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков. | Скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков |
6. | Подавляемый признак (признак, который подавляется доминантным): а, в, с,… | Преобладающий признак (признак, подавляющий остальные): А, В, С,… |
7. | Организм с одинаковыми аллелями в генотипе | («гетеро»=»разный») – организм с разными аллелями в генотипе (например: Аа) |
8. | из генетики: y - мужской, x - женский (тип хромосом). | ♂ - символ мужского пола, а также знак Марса - "щит и копьё" ♀ - Ручное зеркальце богини — символ Венеры, а также женского пола в биологии |
9. | Доминантный | Рецессивный |
10. | Гомозигота по рецессиву | Гомозигота по доминанте |
Тема: «Генетика», 9 класс
Диктант
-
Сумма внешних и внутренних признаков организма
-
Место расположения гена в хромосоме
-
Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида
-
Организм с одинаковыми аллелями в генотипе
-
Наука о наследственности и изменчивости
-
Организм с разными аллелями в генотипе
-
Объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган
-
Гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков
-
Сумма генов, полученная организмом от родителей
-
Основоположник генетики
-
Общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам
-
Один организм из гибридного поколения
-
Признак, подавляющий другие
-
Подавляемый признак
-
Хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий…
Ответы:
1 - генотип, 2 - локус, 3 - изменчивость, 4 - гомозиготная, 5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы, 8 – аллельные, | 9 – генотип, 10 – Мендель, 11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный, 14 – рецессивный, 15 – аутосомы |
Задания к диктанту или кроссворду
Дополнительно (индивидуальное использование, например, для детей не выполнивших предыдущий диктант)
1. Закономерности наследственности и изменчивости изучает ….
2. Основоположником генетики является….
3. Объектом своих исследований Г. Мендель выбрал….
4. Тип опыления у гороха….
5. Женская и мужская особь обозначается….
6. Родители и гибридное потомство обозначается…
7. Совокупность генов организма …
8. Гетерозигота обозначается …
9. Совокупность всех признаков организма….
10. Гомозиготы обозначаются…
11. Скрещивание по одной паре признаков называется…
12. Подавляющий признак называется…
13. Подавляемый признак называется…
14. Большой буквой обозначают признак…
15. Анализирующее скрещивание проводят для….
16. При неполном доминировании проявляется признак…
17. При полном доминировании гибриды первого поколения …
18. Во втором поколении при полном доминировании наблюдается расщепление по генотипу…
19. Во втором поколении при полном доминировании наблюдается расщепление по фенотипу…
20. Аллельные гены- это гены отвечающие за…
Тема: «Генетика», 9 класс Биологический диктант «Генетические термины»
1. Участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющий возможность развития отдельного элементарного признака
2. Совокупность всех генов организма; совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей.
3. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа и окружающей среды.
4. Парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов.
5. Участок хромосомы, в котором расположен ген.
6. Взаимоисключающие, контрастные признаки (например, желтые и зеленые семена гороха).
7. Пара генов, расположенных в одних и тех же локусах гомологичных хромом и контролирующих развитие контрастных альтернативных признаков. Каждый ген этой пары называется аллелью.
8. Клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоида). Содержит диплоидный (двойной) набор хромом.
9. Зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные АА или оба рецессивные аа).
10. Преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.
11. Признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.
12. Половая клетка организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы содержат по одной хромосоме из каждой пары.
13. Способность организмов изменять свои признаки и свойства
14. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости двух противоположных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.
15. Это способность родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.
Тест по теме «Генетика»
1. Как называется наука о наследственности и изменчивости?
а) Биология; б) эмбриология;
в) генетика; г) геология.
2. Кто является основателем генетики?
а) Г. Мендель; б) Т. Морган;
в) Р. Гук; г) К. Бер.
3. Скрещивание по одной паре признаков называется:
а) тригибридным; б) дигибридным;
в) моногибридным; г) тетрогибридным;
4. Скрещивание по двум парам признаков называется:
а) тригибридным; б) дигибридным;
в) моногибридным; г) тетрогибридным;
5. Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВв?
а) 1; б) 2;
в) 3; г) 4.
6. Сколько типов гамет образует особь с генотипом ААВв?
а) 1; б) 2;
в) 3; г) 4.
7. Буквой «Р» обозначают:
а) скрещивание; б) родителей;
в) потомство; г) пол.
8. Знаком «Ч» обозначают:
а) мужчин; б) женщин;
в) гены; г) скрещивание.
9. Мужские хромосомы (у человека):
а) ХХ; б) ХY;
в) Х0; г) YХ.
10. Женские хромосомы (у человека):
а) ХХ; б) ХY;
в) Х0; г) YХ.
11. Особи, не дающие расщепления:
а) гомозиготные; б) гетерозиготные;
12. Особи, дающие расщепление:
а) гомозиготные; б) гетерозиготные.
13. Подавляющий признак:
а) рецессивный; б) доминатный.
14. Подавляемый признак:
а) рецессивный; б) доминатный.
15. Большой буквой обозначают признак:
а) доминатный; б) рецессивный.
16. Совокупность внешних признаков организма:
а) генотип; б) фенотип.
17. Совокупность генов данного организма
а) генотип; б) фенотип.
18. Ген гемофилии передается сцепленно:
а) с Х-хромосомой; б) с Y-хромосомой.
19. Анализирующее скрещивание:
а) Аа Ч АА; б) Аа Ч аа.
20. Соотношение фенотипов при неполном доминировании:
а) 3 : 1; б) 1 : 2 : 1.
Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – в, 4 – б, 5 – г, 6 – б, 7 – б, 8 – г, 9 – б, 10 – а, 11 – а, 12 – б,
13 – б, 14 – а, 15 – а, 16 – б, 17 – а, 18 – а, 19 – б, 20 – б.
Дополнительно
Тест | https://obrazovaka.ru/test/po-genetike-9-klass-biologiya-s-otvetami.html |
| Чтобы успешно написать онлайн-тест по теме «Генетика», необходимо знать симптомы и признаки таких болезней, как сахарный диабет, дальтонизм, синдром Дауна. В задания включены вопросы о функциях и значении в развитии плода набора хромосом, а также болезни, которые связаны с недостающими или лишними хромосомами. |
Задания для подготовки к решению генетических задач
Задание 1. Соотнесите термины
А - аллельные гены Б – генотип В – гетерозигота Г – гомозигота Д – доминантный признак Е – рецессивный признак Ж - фенотип | -
Сумма внешних и внутренних признаков организма -
Преобладающий признак -
Организм с одинаковыми аллелями в генотипе -
Сумма генов, полученных организмом от родителей -
Подавляемый признак -
Организм с разными аллелями в генотипе -
Гены, определяющие развитие альтернативных признаков |
Задание 2. Сколько аллельных пар в следующих генотипах?
Задание 3. Сколько доминантных генов в генотипах?
-
ааВВСс
-
ААввСсDDee
-
AaBbccDdEe
Задание 4. Сколько гетерозиготных аллелей в генотипах?
Задание 5. Доминантный или рецессивный признак будет проявляться у особей с таким генотипом?
-
ААВвсс
-
ааВвСсDDEe
-
aaBbccDdee
Приложение
ЗАПОМНИ!!!
Генетическая терминология
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Наследственность - свойство организмов передавать наследственную(генетическую) информацию от предков к потомкам.
Изменчивость - свойство организмов приобретать новые признаки под воздействием различных факторов, взамен утраченных старых.
Генотип - совокупность всех генов организма.
Фенотип - совокупность всех признаков организма.
Альтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастные признаки (голубоглазость и кареглазость; белый и серый цвет шерсти; гладкие и морщинистые семена).
Доминантный ген - преобладающий, подавляющий.
Рецессивный ген - подавляемый.
Гомозиготный организм - организм, имеющий одинаковые аллели одного гена.
Гетерозиготный организм - организм, имеющий разные аллели одногогена.
Гамета - половая клетка.
Моногибридное скрещивание - скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку.
Генетическая символика
Р - родители;
А; В; С;D; К - доминантные гены;
a; b; с; d; k- рецессивные гены;
Аа; Вb; Сс; Dd; Кk - гетерозиготные организмы;
АА; ВВ; СС; DD; КК - гомозиготные организмы по доминантному гену;
аa; bb; сс; dd; kk - гомозиготные организмы по рецессивному гену;
F – потомство (гибриды);
F1 - гибриды первого поколения;
F2 - гибриды второго поколения;
× - скрещивание;
♂ - мужская особь;
♀ - женская особь;
Г - гаметы;
Х и У - половые хромосомы;
ХХ - женский (гомогаметный) пол;
ХУ - мужской (гетерогаметный) пол;
Ха ; ХА – признак сцеплен с Х-хромосомой;
Уа - признак сцеплен с У-хромосомой;
- гаметы.
Приложение
Теория (Из истории генетики)
Термин «генетика» предложил в 1905 году У. Бэтсон.
Генетика — наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Наследственностью называется свойство организмов передавать потомкам особенности строения, физиологические свойства и характер индивидуального развития.
Изменчивостью называется способность живых организмов изменять свои признаки.
В своём развитии генетика прошла ряд этапов.
Наследственностью люди интересовались очень давно. С развитием сельского хозяйства сформировалась прикладная наука селекция, которая занималась созданием и формированием новых пород животных и сортов растений. Но объяснить механизмы передачи признаков потомкам селекционеры не могли.
Первый этап развития генетики — изучение наследственности и изменчивости на организменном уровне.
Этот этап связан с работами Г. Менделя. В 1865 г. в работе «Опыты над растительными гибридами» он описал результаты своих исследований закономерностей наследования признаков у гороха.
Г. Мендель установил дискретность (делимость) наследственных факторов и разработал гибридологический метод изучения наследственности.
Дискретность наследственности состоит в том, что отдельные свойства и признаки организма развиваются под контролем наследственных факторов, которые при слиянии гамет и образовании зиготы не смешиваются, а при формировании новых гамет наследуются независимо друг от друга.
В 1909 г. В. Иоганнсен назвал эти факторы генами.
Значение открытий Г. Менделя оценили только после того, как его результаты были подтверждены в 1900 г. тремя биологами независимо друг от друга: Х. де Фризом в Голландии, К. Корренсом в Германии и Э. Чермаком в Австрии. Этот год считается годом возникновения науки генетики.
Менделевские законы наследственности заложили основу теории гена, а генетика превратилась в быстро развивающуюся отрасль биологии.
В 1901–1903 гг. де Фриз выдвинул мутационную теорию изменчивости, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики.
Второй этап развития генетики — изучение закономерностей наследования признаков на хромосомном уровне.
Была установлена взаимосвязь между менделевскими законами наследования и распределением хромосом в процессе клеточного деления (митоз) и созревания половых клеток (мейоз).
Изучение строения клетки привело к уточнению строения, формы и количества хромосом и помогло установить, что гены — это участки хромосом.
В 1910–1911 гг. американский генетик Т. Г. Морган и его сотрудники провели исследования закономерностей наследования на мушках дрозофилах. Они установили, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группы сцепления.
Морган установил также закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.
Эти открытия позволили сформулировать хромосомную теорию наследственности.
Третий этап развития генетики — изучение наследственности и изменчивости на молекулярном уровне.
На этом этапе были изучены взаимоотношения между генами и ферментами и сформулирована теория «один ген — один фермент»: каждый ген контролирует синтез одного фермента, а фермент контролирует одну биохимическую реакцию.
В 1953 г. Ф. Крик и Дж. Уотсон создали модель молекулы ДНК в виде двойной спирали и объяснили способность ДНК к самоудвоению. Стал понятен механизм изменчивости: любые отклонения в структуре гена, однажды возникнув, в дальнейшем воспроизводятся в дочерних нитях ДНК.
Эти положения были подтверждены экспериментами. Уточнилось понятие гена, был расшифрован генетический код и изучен механизм биосинтеза. Были разработаны методы искусственного получения мутаций и с их помощью созданы новые ценные сорта растений и штаммы микроорганизмов.
В последние десятилетия сформировалась генная инженерия — система приёмов, позволяющих синтезировать новый ген или выделить его из одного организма и ввести в генетический аппарат другого организма.
В последнее десятилетие 20 века были расшифрованы геномы многих простых организмов. В начала 21 века (2003 г.) был завершён проект по расшифровке генома человека.
На сегодняшний день существуют базы данных геномов многих организмов. Наличие такой базы данных человека имеет большое значение в предупреждении и исследовании многих заболеваний.
14