География 8 класс
Тема: Географические энциклопедии, справочники, словари, календари. Географические периодические издания.
цель: углубить и расширить знания о особенности и значение методов исследования природных условий и ресурсов;
расширить знания учащихся об источниках географической информации; сформировать умение и навыки пользования ими; систематизировать знания учащихся о научно-исследовательскую работу;
продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, разнообразные источники информации о природе нашего края .
Опорные и базовые понятия: метод исследования, источник знаний, средство научного исследования.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.проверка Д/з
2. Решение задач на проверку умений определение разницы местного времени разных пунктов нашего края .
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Какими источниками знаний вы пользовались при изучении предыдущих курсов географии?
• Назовите основные методы географических исследований.
• Чем отличаются между собой энциклопедии, справочники, словари?
• Вам нужно получить как можно больше информации о известное место нашего края (по выбору). Каким образом вы это будете делать?
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
В современном информационном пространстве достаточно несложно найти данные о любой уголок нашей стране. А как вообще появляется эта информация?
V. Изучение нового материала.
1. Специализированная научная и популярная литература
Энциклопедии, словари, справочники — сборники информационных данных определенного научного направления (словарь топографо-геодезических терминов, геологическая энциклопедия) или комплексной информации, сгруппированных по определенному критерию (Географическая энциклопедия Украины).
2. Интернет-источники
Содержащие информацию, накопленную в различных странах мира (научные, популярные описания, статистические данные, фото - и видеоинформация, форумный обмен мнениями и тому подобное).
3. Периодические издания и средства массовой информации -это ( журналы,атласы,энциклопедии,географические словари,карты,справочники, газеты.)Отражают современные текущие изменения в географическом пространстве.
4. Нетрадиционные источники географической информации
— Художественная литература;
— произведения изобразительного искусства;
— произведения прикладного искусства.
VI. Закрепление изученного материала
• Назовите источники географической информации. Какую информацию можно из них получить?
• Демонстрация умений поиска определенной информации в имеющихся в классе энциклопедиях или словарях.
• Приведите примеры географических изданий. Продемонстрируйте их.
• Составьте аннотацию к одной из них.
VII. Итоги урока.
VIII. Домашнее задание: выучить конспект .
Приложение 1
Организация сбора географической информации
• Стационарные исследования — регулярная деятельность «на одном месте». В зависимости от объектов наблюдения (цели): геоморфологические, гидрологические, почвенные, биогеографические, комплексные и др;
• экскурсии — кратковременное ознакомление с физико-географическими объектами для углубления знаний, отработки определенных навыков;
• экспедиции — долговременные исследования (сочетание стационарных и экскурсионных форм) отдельных природных компонентов и условий или природных комплексов в целом;
• дистанционные исследования — современная форма организации основана на использовании достижений техники (космической, аэро-, подводного и др).