2. | Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала Организация выполнения обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. | -У каждого человека своя судьба, своё предназначение. В каждом городе есть пожилые люди и их очень много. Это бабушки и дедушки. - У кого есть бабушка? (поднимите руки) - У кого есть дедушка? (поднимите руки) - Вы их любите? А вы их уважаете? А как? - Послушайте ситуацию. Вы едете в автобусе и сидите на пассажирском месте. На остановке вошёл в автобус пожилой человек. - Как вы поступите? Пожилых людей надо уважать, ведь многие из них защищали нашу Родину. -Ребята, вы бы хотели чтоб началась война? Почему? -Ребята, как вы думаете, те люди, которые воевали на войне помнят до сих пор про неё? -У кого дедушка или бабушка был на войне? -Что они рассказывали вам про войну? -Чем дальше отходят от нас события Великой Отечественной Войны, тем значительнее становится в нашем сознании исторический подвиг народа, спасшего мир от фашизма. |
Поднимают руки
-да
-уступлю место
-нет
-потому что это очень страшное событие, которые просто так не забудешь | Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации. Коммуникативные: контролировать действия партнёра |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока. | -Послушайте стихотворение ,которое нам расскажет Кристина. Их расстреляли на рассвете, Когда еще белела мгла. Там были женщины и дети И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться И встать затем ко рву спиной, Но прозвучал вдруг голос детский Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне, дядя?? Не осуждая, не браня, Смотрели прямо в душу глядя Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже" - и смятеньем на миг эсесовец объят Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат. Он словно скован взглядом синим, и кажется он в землю врос, Глаза, как у моей дочурки? - в смятенье сильном произнес
Охвачен он невольно дрожью, Проснулась в ужасе душа. Нет, он убить ее не может, Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках… Снять не успела, не смогла. Солдат, солдат, что если б дочка Вот здесь, вот так твоя легла?...
Ведь это маленькое сердце Пробито пулею твоей… Ты Человек, не просто немец Или ты зверь среди людей?...
Шагал эсэсовец угрюмо, С земли не поднимая глаз, впервые может эта дума В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд струится синий, И всюду слышится опять, И не забудется поныне: Чулочки, дядя, тоже снять?" -Скажите о чем сегодня мы с вами будем говорить? | (Учащиеся внимательно слушают)
-о детях .Героях войны | Регулятивные:осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия; Познавательный: осуществляют поиск нужной информации Личностные:интерес к учебному материалу, способность к самооценке. |
4. | Открытие нового знания. Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока. | -Какие чувства вызвало это стихотворение у вас, ребята? -Какую картину вы представили, прослушав это стихотворение? Действительно, оно пропитано слезами и болью. Во время ВОВ погибло свыше полумиллиона детей. Страдания, голод, бомбёжки, отсутствие хорошей врачебной помощи, тёплой одежды, пытки и издевательства – вот суровое детство 1941 года. Маленькие дети сражались как взрослые, брали в руки автоматы и сражались не на жизнь, а на смерть. Дети-партизаны, чьё счастливое детство забрала война. У них не было времени на игрушки, они слишком рано стали взрослыми не по своей воле. Дети, получившие звание «Герой Советского Союза». Я хочу, чтобы вы запомнили их имена Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков.
-Теперь давайте ,послушаем ваши доклады которые , вы подготовили.
-Егор ,пожалуйста начинай. -За что Марата Казея удостоили столь почётной награде? Каким вы представляете себе мальчика? -Полина ,теперь ты пожалуйста выступи.
-Какой подвиг совершил Валя? -еще она Полина выступит со своим докладом.
-Как вы думаете, почему Зина не промолвила ни слова? Если бы она выдала фашистам информацию, к чему бы это могло привести? | Отвечают на вопросы
1) Марат Казей Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
2) Валя Котик Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. 3) Зина Портнова Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: выполнение логических операций сравнения, подведение под понятия, структурирование знаний. Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и незнания; внутренняя позиция школьника
Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность; Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др.
|
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая). | - Ребята, вот мы с вами и узнали о самых главных героях войны - детях. Им было совсем немного лет, но все они сражались за Родину, во имя жизни. Я хочу, чтобы сейчас мы с вами почтили память всех погибших в этой страшной войне минутой молчания. -А теперь ребята подведём итог нашему урока. Каждый у себя в тетради составьте синквейн. Синквейн (например): 1. Война 2. Страшная, жестокая 3. Рушит, забирает, калечит 4. Война-это самое большое горе человечества. 5. Сражение, кровопролитие и др. |
Составляют синквейн. | Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия; Коммуникативные: умение работать в коллективе |