СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герои Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технологическая карта по окружающему миру. Цель урока:  формирование гражданской и нравственной направленности личности.

Просмотр содержимого документа
«Герои Великой Отечественной войны»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: окружающий мир

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Яшинина Надежда Андреевна

КЛАСС: 4 «Б»

ТЕМА УРОКА: «Герои войны»

РЕСУРСЫ: УМК : раздаточный материал; презентация

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ УРОКА:  формирование гражданской и нравственной направленности личности.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: ознакомить учащихся с основными сведениями о ВОВ, подвигах детей-героев; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину

Развивающая: развивать речь, умение анализировать и сравнивать

Воспитывающая: воспитывать интерес к родной истории, гордость за свой народ, культуру учебного труда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ: 

ПРЕДМЕТНЫЕ: понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:РУУД: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

ПУУД: проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

КУУД: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

ЛИЧНОСТНЫЕ: этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок окружающего мира. Я вам желаю успехов и с рабочим настроением садимся и начинаем урок.

-Давайте проверим все ли у вас готово к уроку, учебник, пенал, раздаточный материал.


Приветствуют учителя . Садятся.












Личностные: самоопределение роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и слышать

Регулятивные: планирование работы на уроке

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала Организация выполнения обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.


-У каждого человека своя судьба, своё предназначение. В каждом городе есть пожилые люди и их очень много. Это бабушки и дедушки.

- У кого есть бабушка? (поднимите руки)

- У кого есть дедушка? (поднимите руки)

- Вы их любите? А вы их уважаете? А как?

- Послушайте ситуацию.

Вы едете в автобусе и сидите на пассажирском месте. На остановке вошёл в автобус пожилой человек.

- Как вы поступите?

Пожилых людей надо уважать, ведь многие из них защищали нашу Родину.

-Ребята, вы бы хотели чтоб началась война? Почему?

-Ребята, как вы думаете, те люди, которые воевали на войне

помнят до сих пор про неё?

-У кого дедушка или бабушка был на войне?

-Что они рассказывали вам про войну?

-Чем дальше отходят от нас события Великой Отечественной Войны, тем значительнее становится в нашем сознании исторический подвиг народа, спасшего мир от фашизма.










Поднимают руки







-да











-уступлю место







-нет



-потому что это очень страшное событие, которые просто так не забудешь

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра


3.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока.


-Послушайте стихотворение ,которое нам расскажет Кристина.

Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели им раздеться
И встать затем ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский
Наивный, чистый и живой:



Чулочки тоже снять мне, дядя??
Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

"Чулочки тоже" - и смятеньем на миг эсесовец объят
Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим, и кажется он в землю врос,
Глаза, как у моей дочурки? - в смятенье сильном произнес



Охвачен он невольно дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить ее не может,
Но дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках…
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Вот здесь, вот так твоя легла?...


Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей…
Ты Человек, не просто немец
Или ты зверь среди людей?...

Шагал эсэсовец угрюмо,
С земли не поднимая глаз,
впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд струится синий,
И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
Чулочки, дядя, тоже снять?"

-Скажите о чем сегодня мы с вами будем говорить?


(Учащиеся внимательно слушают)































































-о детях .Героях войны


Регулятивные:осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия;

Познавательный: осуществляют поиск нужной информации

Личностные:интерес к учебному материалу, способность к самооценке.


4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.


-Какие чувства вызвало это стихотворение у вас, ребята?

-Какую картину вы представили, прослушав это стихотворение?

Действительно, оно пропитано слезами и болью. Во время ВОВ погибло свыше полумиллиона детей. Страдания, голод, бомбёжки, отсутствие хорошей врачебной помощи, тёплой одежды, пытки и издевательства – вот суровое детство 1941 года. Маленькие дети сражались как взрослые, брали в руки автоматы и сражались не на жизнь, а на смерть. Дети-партизаны, чьё счастливое детство забрала война. У них не было времени на игрушки, они слишком рано стали взрослыми не по своей воле. Дети, получившие звание «Герой Советского  Союза». Я хочу, чтобы вы запомнили их имена Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков.





-Теперь давайте ,послушаем ваши доклады которые , вы подготовили.



-Егор ,пожалуйста начинай.

-За что Марата Казея удостоили столь почётной награде? Каким вы представляете себе мальчика?

-Полина ,теперь ты пожалуйста выступи.



























































-Какой подвиг совершил Валя?

-еще она Полина выступит со своим докладом.



















































 -Как вы думаете, почему Зина не промолвила ни слова? Если бы она выдала фашистам информацию, к чему бы это могло привести?

Отвечают на вопросы













































1) Марат Казей

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.



2) Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

3) Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.




Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: выполнение логических операций сравнения, подведение под понятия, структурирование знаний.

Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и незнания; внутренняя позиция школьника









































































Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность;

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес.

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др.








5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая).


- Ребята, вот мы с вами и узнали о самых главных героях войны - детях. Им было совсем немного лет, но все они сражались за Родину, во имя жизни. Я хочу, чтобы сейчас мы с вами почтили память всех погибших в этой страшной войне минутой молчания.

-А теперь ребята подведём итог нашему урока. Каждый у себя в тетради составьте синквейн.

Синквейн (например):

1. Война

2. Страшная, жестокая

3. Рушит, забирает, калечит

4. Война-это самое большое горе человечества.

5. Сражение, кровопролитие и др.


















Составляют синквейн.

Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия;

Коммуникативные: умение работать в коллективе

6.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.


-на ваших партах лежат лучи Солнца. Я попрошу вас написать на них слова благодарности тем , кто пал за наше с вами чистое небо над головой. Я желаю, чтобы в мире никогда не было войны

Пишут слова благодарности.

РУУД:

Выделить учащимися то, что уже освоено и что еще нужно усвоить через закрепление материала


7.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценка обучающимися собственной учебной деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания.


-Молодцы! Вы все хорошо поработали на уроке.

-Выбери любое начало для ответа и закончи предложение:

На этом уроке я узнал…

На этом уроке мне понравилось…

Я хочу подробнее узнать о…



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование