СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гидросфера - водная оболочка Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гидросфера (в перев. с греч. hydro — вода и sphaira — шар) — водная оболочка Земли. Свыше 96% гидросферы составляют моря и океаны; около 2% — подземные воды, около 2% — ледники, 0,02% — воды суши (реки, озера, болота). Общий объем гидросферы Земли — свыше 1 миллиарда 500 миллионов км3. Из них в океанах и морях — 1370 миллионов км3, в подземных водах — около 60 миллионов км3 в виде льда и снега — около 30 миллионов км3, во внутренних водах — 0,75 миллиона км3, а в атмосфере — 0,015 миллиона км3.   

Просмотр содержимого документа
«Гидросфера - водная оболочка Земли»

6 класс

Урок Гидросфера.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. сформировать понятие «гидросфера», её основные части.

  2. обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидросфере (мировом круговороте воды)

  3. начать работу по формированию понятий « мировой океан»,

  4. закрепить умение учащихся работать с картой, показывая географические объекты

Оборудование: физическая карта полушарий, схема “Мировой круговорот воды в природе”.

Конспект урока


1.Организационный

(2-3 мин.)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Назовите мне отсутствующих сегодня!

2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний-(2 мин)

Сегодня на уроке мы начнём изучение нового раздела, новой оболочки Земли. Гидросфера.


Открываем тетради, пишем число 9.09.16 тема урока «Гидросфера»


Мне бы хотелось начать со слов Антуана де Сент-Экзюпери «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете»


3.Усвоение нового материала (20 мин)

Скажите в каких состояниях на Земле находится вода?

При какой температуре вода превращается в лед, а при какой в пар?

Какой воды на земле больше?

В тетрадях пишем: Гидросфера – это водная оболочка земли.


Вода – самый удивительное вещество земле. Есть много пословиц о воде, например, восточные гласят: « где вода, там и жизнь», « земля умирает, если ушла вода».

Задание: Как вы думаете, почему люди ещё в древности придавали столь большое значение воде? Приведите примеры о роли и значении воды в природе и жизни человека.


Примерные ответы учащихся.

  • Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек, они умрут от жажды.

  • На реках строят гидроэлектростанции, вода вырабатывает электрический ток.

  • По воде ходят суда, вода используется как транспортный путь.

  • Вода используется в промышленности, сельском хозяйстве.

  • С давних времён вода служила для защиты от врагов. Люди нередко селились не на суше, а на воде: вбивали сваи в дно реки, озера. Такой дом был надёжно защищён от зверей и врагов.

  • Некоторые живые организмы, например медузы, состоят из воды на 99%, а человек состоит из воды на 2/3. Человек умрёт, если потеряет 12% влаги своего организма.

  • На берегу морей, рек человек отдыхает, на воду человек может смотреть бесконечно долго.

  • Вода разрушает горные породы, влияет на климат.


Вывод делает учитель:

Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить воду. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что голубого цвета на нем больше, чем зелёного, коричневого. Голубым цветом на глобусе и карте изображена вода. 71 % всей поверхности нашей планеты покрыто водой.


Вода создает «внешность» планеты. Но воды Земли сосредоточены не только в Мировом океане.

 Вопрос к учащимся:

Где еще находится вода в природе?

 

Ожидаемые ответы учащихся:  в реках, озерах, ледниках, прудах, водохранилищах, подземных водах и т.д.

Учитель. Все это составные части гидросферы, которые мы отразим на схеме.

                  Я рисую на доске, а вы в тетрадях.

          ГИДРОСФЕРА

Мировой             Воды             Вода в

Океан                суши           атмосфере

Все части гидросферы связаны между собой. Вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается.



Работа с учебником: ст. 82 рис. 5.2 «Части гидросферы»



Где больше всего содержится воды? Она пресная или соленая?



Зеленым цветом выделена пресная вода, где она содержится?



Пресной воды намного меньше чем соленой поэтому необходимо бережно и рационально её использовать.

Вопрос к учащимся:  Как вы понимаете бережно использовать воду?

Предполагаемые ответы: бережно значит экономно. Закрывать кран водопровода. Не засорять реки, берега, так как весь мусор всё равно попадает в реку. Очищать воду, прежде чем спускать в реки. Строить очистные сооружения. Нельзя мыть машины на берегу водоёмов.



Вода это особое вещество. На Земле она находится в трех состояних, напомните мне еще раз в каких?

Вода обладает уникальными свойствами. По середине в тетради пишем «Свойства воды»

  1. Медленно накапливает тепло и медленно его отдает

  2. Растворяет многие вещества

  3. Движущая вода изменяет рельеф

  4. Составляет часть живых организмов



  1. Мировой круговорот воды в природе.

    Пресной воды очень мало. Такого количества хватило бы человечеству на несколько лет. Но реки и озёра не пересыхают. Почему вода не исчезает? Благодаря Солнцу происходит круговорот воды в природе.

Вопрос к учащимся: Пользуясь схемой в учебнике «Мировой круговорот воды», расскажите, как происходит круговорот воды в природе, как перемещается вода в пространстве?

Ответ учащихся по схеме. Солнце нагревает океан. Вода испаряется с поверхности океана и поднимается вверх. На высоте водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды,  образуются облака. Из облаков выпадают осадки: дождь, снег. Вода попадает обратно в океан. А если подует ветер. Облака окажутся над сушей и из них выпадают осадки, которые падают на землю: в реки, или просачиваются в землю, или выпадают в горах. Реки собирают воду на суше и несут её в океан, возвращая обратно. Так происходит круговорот воды в природе.

Учитель  делает вывод: Океаны, вода в которых солёная, благодаря Солнцу являются главными поставщиками пресной воды на сушу. Мировой круговорот связывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу.




Закрепление (5 мин)

 Релаксация. « Игра «вода не вода»

Основные вопросы мы рассмотрели и у нас есть возможность расслабиться немного.

Правая рука – если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.

Левая рука – если предмет (или явление) связаны  с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.

 Ничего не поднимаете – если не связаны с водой.

 Лужа, снег, река, водопад, волна, роса, ручей,

радуга, корабль, водопровод, рыба, катер, спасательный круг, утка, зонт, ветер, камень, дверь, шапочка, тумбочка, линейка.


Домашнее задание

§31, ответить на вопросы после параграфа, в тетради нарисовать схему «Круговорот воды в природе»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!