Лабораторное оборудование: штатив, пробирка, спиртовка, держатель для пробирок, спички.
Вещества: сульфат меди (II), гидроксид натрия, серная кислота, медная проволока, оксид меди(II)
Предметные | Метапредметные | Личностные |
В результате урока учащиеся смогут 1.Научиться давать определения понятию генетический ряд; 2.Иллюстрировать: А) примерами положения ТЭД, Б) генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество – оксид – гидроксид – соль). 3. Составлять уравнения реакций с участием электролитов в ионном виде, соответствующие цепочке превращений. | Получат возможность научиться 1.Выявлять взаимосвязи, существующие между различными классами неорганических веществ. 2.Прогнозировать взаимосвязь между веществами, образующими генетический ряд | В результате урока учащиеся смогут Познавательные: Использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять классификацию; делать выводы; интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в виде схем; выполнять прямые индуктивные доказательства. Регулятивные: Формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные: Строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | В результате урока учащиеся смогут Сформировать добросовестное отношение к учению и умение управлять своей познавательной деятельностью. Сформировать ответственное отношение к своему здоровью. |
Этапы урока | Деятельность учителя (методы и приёмы, задания и упражнения…) | Деятельность учащихся | Примечания |
1этап Мотивация | Приветствует учащихся Настроивает учащихся на активное восприятие учебного материала. Методы: методы стимулирования и мотивации. | Взаимодействуют с учителем во время приветствия. Эмоционально настраиваются на урок | |
2 этап Целеполагание и планирование | «Доводы, которые человек додумывает сам убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль) - давайте посмотрим на экран Слайд Демонстрация бус
Почему БУСЫ?? - превращение - или генезис. Учитель создает проблемную ситуации. Перед вами в хаотичном порядке представлены различные химические вещества (попробуйте распределить формулы этих веществ в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. В каждой цепи есть что-то общее? Что это? Правильно, поскольку они переходят от одного вещества к другому (словно по наследству). Как в биологии называется носитель наследственной информации? Как вы думаете, какие элементы будут являться «генами» для данных двух цепей? Итак, тема урока «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Определение генетической связи, «генезис» - происхождение. Какую цель поставим на урок? Какие знания нам нужны для знакомства с этой темой? Каков дальнейший план нашей работы? |
Анализируют, объясняют свою точку зрения. Учащиеся отвечают на вопросы.
Ba BaO Ba(OH)2 S SO2 SO3 H2SO4 Ba и S. Ген Барий и сера. Поэтому цепи и ряды называются генетическими. Формулируют цель урока и составляют план действий. | |
3 этап Актуализация знаний | Форма работы: групповая, индивидуальная Предлагае задание: распределите по классам формулы указанных веществ, согласно заданной тематике. Дайте определения каждому классу веществ и названия веществам | Работают в группах Каждая группа работает на цветных листах, отражающих классификацию оксидов (желтые листы), оснований (зеленые), кислот (синие) и солей (красные). Формулы веществ представлены на доске: SO2, NaOH, KCl, MgO, H2SO4, CaCO3, N2O3, Fe2O3, Zn(OH)2, H2SiO3, HNO3, Al(OH)3, HMnO4, CsOH, PbS, CuOHNO3. Выступления от каждой группы. Проверка правильности выполнения. | |
4 этап Открытие нового знания | Организовывает усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи
Задание: Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения, лежащие в основе приведенных генетических рядов металлов и неметаллов.
| Составляют алгоритм действий: ┌Генетический ряд┐ Металлы Неметаллы ↓ ↓ ↓ ↓ соответствует ↓ ↓ ↓ ↓ Щелочь, кислота Нерастворимое основание ↓ ↓ соль
Работа по учебнику: стр. 259 – 261 (§43) по предложенному учителем алгоритму 1 группа – генетический ряд кальция 2 группа – генетический ряд меди 3 группа – генетический ряд фосфора 4 группа – генетический ряд кремния Комментируют выполнение заданий (по цепочке) | |
| Физкультминутка |
5 этап Включение нового знания в систему знаний | Организует работу по выполнению лабораторных опытов. Проводит инструктаж по технике безопасности. Просит составить уравнения проведенных реакций. Просит выписать в ряд вещества, содержащие атомы меди. Задает вопросы, связанные с понятием «генетический ряд» | Выполняют лабораторную работу (по рядам): Взаимодействие меди с кислородом, Взаимодействие оксида меди с серной кислотой, взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия. Слушают учителя Отвечают на вопросы учителя по вопросам техники безопасности. Отвечают на вопросы о генетической связи. Контролируют правильность и логичность своих высказываний. | |
6 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предлагает задания из рабочей тетради. Проверяет и при необходимости корректирует ответы учащихся. Фиксирует затруднения в выполнении учащимися индивидуального задания | Обучающиеся выполняют задания по вариантам из рабочей тетради стр. 196 №2 И проверяют выполнение заданий по эталону. Самостоятельно выбирают способ решения учебных задач. | |
7этап Рефлексия и оценивание | Помогает обучающимся оценить свои действия и действия товарищей. Сегодня мы с вами выяснили, что между веществами существует генетическая связь. Ребята, пришло время подводить итоги. Проверим свои листы самооценивания. Посмотрите на свои результаты на различных этапах урока и поставьте итоговую отметку за свою работу. Закончите, пожалуйста, предложения: 1) Сегодня на уроке я повторил(а)… 2) Сегодня на уроке я узнал(а)… 3) Сегодня на уроке я научился (научилась) … | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку и оценку работы каждого члена группы | |
8 этап Домашнее задание | Объясняет сущность домашнего задания, просит учащихся записать его в дневники: § 43, упражнения 1-4 с. 198-200 в рабочей тетради письменно. | Обучающиеся записывают домашнее задание. Слушают инструктаж учителя по выполнению домашнего задания, Обращают внимание на возможность поиска информации по изученной теме в иных источниках. Взаимодействуют с учителем Осуществляют восприятие и осмысление информации. | |