СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрический смысл производной

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку алгебры 10 класс "Геометрический смысл производной"

Просмотр содержимого документа
«Геометрический смысл производной»

10 класс

10 класс

ЦЕЛЬ УРОКА ОБУЧАЮЩАЯ : обобщить и закрепить идею геометрического смысла производной на основе знакомства с математическими «портретами»; сформировать начальное представление об истории развития математического анализа; учить работать с теоретическими вопросами учебника; «открыть» зависимость между свойствами монотонности  функции , экстремумами и значениями производной .  РАЗВИВАЮЩАЯ : способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания, развитие навыков исследовательской деятельности (планирование, выдвижение гипотез, анализ, обобщение).  ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ : развивать у учащихся коммуникативные компетенции , способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.

ЦЕЛЬ УРОКА

ОБУЧАЮЩАЯ :

  • обобщить и закрепить идею геометрического смысла производной на основе знакомства с математическими «портретами»;
  • сформировать начальное представление об истории развития математического анализа;
  • учить работать с теоретическими вопросами учебника;
  • «открыть» зависимость между свойствами монотонности функции , экстремумами и значениями производной .

РАЗВИВАЮЩАЯ :

  • способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания,
  • развитие навыков исследовательской деятельности (планирование, выдвижение гипотез, анализ, обобщение).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ :

  • развивать у учащихся коммуникативные компетенции ,
  • способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.
ПЛАН УРОКА I . Организационный момент . Проверка домашнего задания и        постановка проблемы. II . III . Анализ наблюдений. IV . Обобщение наблюдений. V . Работа с учебником. VI . Экскурс в историю. VII . Подведение итогов. VIII . Домашнее задание.

ПЛАН УРОКА

I . Организационный момент .

Проверка домашнего задания и постановка проблемы.

II .

III . Анализ наблюдений.

IV . Обобщение наблюдений.

V . Работа с учебником.

VI . Экскурс в историю.

VII . Подведение итогов.

VIII . Домашнее задание.

ЭПИГРАФ «НАЧИНАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ... Все равно начало почти всегда оказывается весьма несовершенной, нередко безуспешной попыткой . ЕСТЬ ИСТИНЫ, как страны,  НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЙ ПУТЬ К КОТОРЫМ СТАНОВИТСЯ ИЗВЕСТНЫМ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ ИСПРОБУЕМ ВСЕ ПУТИ. Кому-то приходится, рискуя собой, сходить с проторенной дороги, чтобы указать другим правильный путь...  НА ПУТИ К ИСТИНЕ МЫ ПОЧТИ ВСЕГДА ОБРЕЧЕНЫ СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ».

ЭПИГРАФ

«НАЧИНАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ... Все равно начало почти всегда оказывается весьма несовершенной, нередко безуспешной попыткой . ЕСТЬ ИСТИНЫ, как страны, НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЙ ПУТЬ К КОТОРЫМ СТАНОВИТСЯ ИЗВЕСТНЫМ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ ИСПРОБУЕМ ВСЕ ПУТИ. Кому-то приходится, рискуя собой, сходить с проторенной дороги, чтобы указать другим правильный путь... НА ПУТИ К ИСТИНЕ МЫ ПОЧТИ ВСЕГДА ОБРЕЧЕНЫ СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ».

 1 .  В чем состоит  геометрический смысл  производной ? f ´(x₀) = tg α = к  2 . В любой ли точке графика можно провести  касательную? Какая функция называется  дифференцируемой в точке? тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ  3 . Касательная наклонена под тупым углом к  положительному направлению оси ОХ.  Следовательно, • • • . 4 . Касательная наклонена под острым углом к  положительному направлению оси ОХ.  Следовательно, • • • . значение производной в точке  Х₀  угловой коэффициент касательной  5 . Касательная наклонена под прямым углом к  положительному направлению оси ОХ.  Следовательно, • • • . 6 . Касательная параллельна оси ОХ, либо с ней совпадает. Следовательно, • • • . ГРАФИК

1 . В чем состоит геометрический смысл

производной ?

f ´(x₀) = tg α = к

2 . В любой ли точке графика можно провести

касательную? Какая функция называется

дифференцируемой в точке?

тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ

3 . Касательная наклонена под тупым углом к

положительному направлению оси ОХ.

Следовательно, • • • .

4 . Касательная наклонена под острым углом к

положительному направлению оси ОХ.

Следовательно, • • • .

значение производной в точке Х₀

угловой коэффициент касательной

5 . Касательная наклонена под прямым углом к

положительному направлению оси ОХ.

Следовательно, • • • .

6 . Касательная параллельна оси ОХ, либо с ней совпадает. Следовательно, • • • .

ГРАФИК

0 f ´(x ₁ ) 0 α = 0 tg α =0 f ´(x ₂ ) = 0 вопросы " width="640"

для дифференцируемых функций : 0° ≤ α ˂180°, α ≠ 90°

α = 90°

tg α не сущ.

f ´(x₃) не сущ.

α - тупой

tg α

f ´(x₀)

α – острый

tg α 0

f ´(x ) 0

α = 0

tg α =0

f ´(x ) = 0

вопросы

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ х min х min х min х max х max - - - + + + + Не сущ. Не сущ. 0 0 0 0

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ

х min

х min

х min

х max

х max

-

-

-

+

+

+

+

Не

сущ.

Не

сущ.

0

0

0

0

Что выяснили?  существует  связь Свойства  f '(x): Свойства  f(x): Какая? возрастания, убывания, точки минимума, точки максимума существование, нули, знакопостоянство План действий 1. А нализ наблюдений (фактов). 2. Обобщение фактов. 3. Проверка и выдвижение нового  плана действий.

Что выяснили?

существует

связь

Свойства

f '(x):

Свойства

f(x):

Какая?

  • возрастания,
  • убывания,
  • точки минимума,
  • точки максимума
  • существование,
  • нули,
  • знакопостоянство

План действий

1. А нализ наблюдений (фактов).

2. Обобщение фактов.

3. Проверка и выдвижение нового

плана действий.

Какими из перечисленных свойств обладают заданные на промежутке (a , b ) функции,  графики которых будут представлены ниже. 1  - + + - - - + +  - + - + - + - + - - - - + - - + А . Функция  возрастает .   - - - - - + Б . В каждой точке можно  провести касательную .  ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА В . В каждой точке  f ´(x) ≥ 0 .  Г . В каждой точке касательная  наклонена под острым углом .  Д . Существует конечное число точек, в которых f ´(x) = 0 .   Е . Существует конечное число  точек, в которых f ´(x) не  существует .

Какими из перечисленных свойств обладают заданные на промежутке (a , b ) функции,

графики которых будут представлены ниже.

1

-

+

+

-

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

А . Функция возрастает .

-

-

-

-

-

+

Б . В каждой точке можно

провести касательную .

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

В . В каждой точке f ´(x) ≥ 0 .

Г . В каждой точке касательная

наклонена под острым углом .

Д . Существует конечное число точек, в которых f ´(x) = 0 .

Е . Существует конечное число

точек, в которых f ´(x) не

существует .

Какие из заданных на промежутке (a , b ) функций, графики которых будут представлены ниже, обладают указанными свойствами?  2 4 2 3 1 1 1 1 5 5 5 5 Е . Существует  конечное число  точек на (a , b ),  в которых  f ´(x) не  существует .   Б . В каждой точке  (a , b ) можно  провести  касательную .  В . В каждой точке  (a , b ) f ´(x) ≤  0 .  А . Функция   убывает  на (a , b ) .  Д . Существует  конечное число  точек на (a , b ),  в которых  f ´(x) = 0 .   Г . В каждой точке  (a , b ) касательная  наклонена под  тупым углом .  ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА

Какие из заданных на промежутке (a , b ) функций,

графики которых будут представлены ниже, обладают указанными свойствами?

2

4

2

3

1

1

1

1

5

5

5

5

Е . Существует

конечное число

точек на (a , b ),

в которых

f ´(x) не

существует .

Б . В каждой точке

(a , b ) можно

провести

касательную .

В . В каждой точке

(a , b ) f ´(x) ≤ 0 .

А . Функция

убывает

на (a , b ) .

Д . Существует

конечное число

точек на (a , b ),

в которых

f ´(x) = 0 .

Г . В каждой точке

(a , b ) касательная

наклонена под

тупым углом .

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

Используя принцип игры в «Домино» , расположите картинки так , чтобы утверждение описывало свойство точки Х₀ .  3

Используя принцип игры в «Домино» , расположите картинки так , чтобы утверждение описывало свойство точки Х₀ .

3

Е с л и  свойства f(x): свойства  f '(x): ,то . проходя через точку  х₀, f ´(x) меняет  знак с « - » на « + » функция возрастает на  промежутке и имеет на нем производную  6 1 функция убывает на  промежутке и имеет   на нем производную  проходя через точку  х₀, f ´(x) меняет  знак с « +» на « - » 7 2 неверно, что  f ´(x) ˃ 0  4 функция возрастает  на промежутке 3 функция убывает  на промежутке 3 4 неверно, что f ´(x) ˂ 0 1 в точке Х₀ функция  имеет экстремум 5 П О М О Щ Ь f ´(x) ≥ 0 f ´(x) ≤ 0 6 Х₀ - точка  минимума  функции 2 f ´(x₀) = 0  или  f ´(x₀)  не  существует Х₀ - точка  максимума функции 7 5

Е с л и

свойства

f(x):

свойства

f '(x):

,то

.

проходя через точку

х₀, f ´(x) меняет

знак с « - » на « + »

функция возрастает на

промежутке и имеет на нем производную

6

1

функция убывает на

промежутке и имеет

на нем производную

проходя через точку

х₀, f ´(x) меняет

знак с « +» на « - »

7

2

неверно, что f ´(x) ˃ 0

4

функция возрастает

на промежутке

3

функция убывает

на промежутке

3

4

неверно, что f ´(x) ˂ 0

1

в точке Х₀ функция имеет экстремум

5

П

О

М

О

Щ

Ь

f ´(x) ≥ 0

f ´(x) ≤ 0

6

Х₀ - точка минимума функции

2

f ´(x₀) = 0 или f ´(x₀) не существует

Х₀ - точка

максимума функции

7

5

Т А Б Л И Ц А Возможные случаи : В Г Б А Д Ж Е Ё З И Для проверки нажать указателем номер задания 5 7 1 3 4 6 2

Т

А

Б

Л

И

Ц

А

Возможные случаи :

В

Г

Б

А

Д

Ж

Е

Ё

З

И

Для проверки нажать указателем номер задания

5

7

1

3

4

6

2

I. свойства f(x): Е с л и свойства  f '(x): ,то .   1 функция возрастает на промежутке и имеет на нем производную  f ´(x) ≥ 0 Почему ??? Утверждение верно ??? II. свойства f(x): свойства  f '(x): Е с л и ,то .   функция возрастает на промежутке и имеет на нем производную  f ´(x) ≥ 0

I.

свойства

f(x):

Е с л и

свойства

f '(x):

,то

.

1

функция возрастает на промежутке и имеет на нем производную

f ´(x) ≥ 0

Почему ???

Утверждение верно ???

II.

свойства

f(x):

свойства

f '(x):

Е с л и

,то

.

функция возрастает на промежутке и имеет на нем производную

f ´(x) ≥ 0

I ряд II ряд §44, п.1, стр. 353 III ряд §44, п.2, стр.355, 357 §44, п.2, стр.360, 362  Среди выделенных утверждений укажите те, которые удовлетворяют одной из предложенных схем. Дайте объяснения по принятому решению. I. свойства  f '(x): свойства f(x): Е с л и ,то . II. свойства  f '(x): свойства f(x): Е с л и Е с л и ,то . III. свойства f(x): тогда и только тогда, свойства  f '(x): когда .

I ряд

II ряд

§44, п.1,

стр. 353

III ряд

§44, п.2,

стр.355, 357

§44, п.2,

стр.360, 362

  • Среди выделенных утверждений укажите те, которые удовлетворяют одной из предложенных схем. Дайте объяснения по принятому решению.

I.

свойства

f '(x):

свойства

f(x):

Е с л и

,то

.

II.

свойства

f '(x):

свойства

f(x):

Е с л и

Е с л и

,то

.

III.

свойства

f(x):

тогда и только тогда,

свойства

f '(x):

когда

.

Подведение итогов I ряд Почему ??? стр. 353 I. I. II. II.

Подведение итогов

I ряд

Почему ???

стр. 353

I.

I.

II.

II.

II ряд I. Почему ??? Думай !!!

II ряд

I.

Почему ???

Думай !!!

Почему ? III ряд II. II. II. стр. 362 III.

Почему ?

III ряд

II.

II.

II.

стр. 362

III.

интегральное исчисление дифференциальное исчисление «Новый метод максимумов и минимумов» Исаак Ньютон (1643-1727) Жозеф Луи  Лагранж  (1736-1813) Ферма Пьер (1601-1665) Архимед из Сиракуз (287г.до н.э. -212 г. до н.э .

интегральное

исчисление

дифференциальное

исчисление

«Новый метод максимумов и минимумов»

Исаак Ньютон

(1643-1727)

Жозеф Луи

Лагранж

(1736-1813)

Ферма Пьер

(1601-1665)

Архимед

из Сиракуз

(287г.до н.э.

-212 г. до н.э .

"Без настоящих единиц не может быть и множества."

Эпоха Просвещения Петр I Россия

Ньютон рококо

Готфрид

Лейбниц

(1646-1716), немецкий философ и математик.

арифмометр кратер на Луне подводная лодка

Образец архитектуры Рококо в Германии. Дворец в Брюле.

французский математик и механик

английский учёный

французский математик

древнегреческий ученый

Арифмометр Лейбница в работе.

Петр Первый

«Философский век»

Что выяснили? Что сделали? План Необходимое условие 1. Существует связь между  свойствами функции (монотонность, экстремумы) и значениями производной (существование, знакопостоянство, нули). 2 . Провели анализ фактов по существующей связи. 3 . Провели обобщение наблюдений. 4 . Познакомились с математическими «портретами». 5 . Познакомились с историзмом проблемы. 6 . Наибольшее практическое применение имеет обратная связь . Достаточное условие Необходимое  и  достаточное условие 1 . Изучить обратную связь. 2 . Научиться её применять к решению задач.

Что выяснили?

Что сделали?

План

Необходимое условие

1. Существует связь между свойствами функции (монотонность, экстремумы) и значениями производной (существование, знакопостоянство, нули).

2 . Провели анализ фактов по существующей связи.

3 . Провели обобщение наблюдений.

4 . Познакомились с математическими «портретами».

5 . Познакомились с историзмом проблемы.

6 . Наибольшее практическое применение имеет обратная связь .

Достаточное условие

Необходимое и достаточное условие

1 . Изучить обратную связь.

2 . Научиться её применять к решению задач.

1 . Сделать опорный конспект (§44, п.1-2, стр. 352 – 362). 2. Ответить на вопросы: – Почему признак возрастания (убывания) называется достаточным? – Почему условие существования экстремума в точке называется необходимым?

1 . Сделать опорный конспект (§44, п.1-2, стр. 352 – 362).

2. Ответить на вопросы:

Почему признак возрастания (убывания) называется достаточным?

Почему условие существования экстремума в точке называется необходимым?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!