СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гигиена дыхания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гигиена дыхания»

Донецкая Народная Республика

Министерство образования и науки

МОУ «Лицей № 37 г. Донецка»











Открытый урок по биологии 8 класс

«Гигиена дыхания. Вред курения»









Выполнила учитель биологии

Ивчина А. В.























г. Донецк 2020 г.



Урок биологии в 8 классе

Тема. «Гигиена дыхания. Вред курения»


Цели:

1. Формирование представления о заболеваниях органов дыхания ,связанных с курением , и причинах их формирования. Обоснований правил гигиены дыхания (образовательная).

2. Развивать умения анализировать и применять полученные знания в жизни (развивающая).

3.Воспитание культуры здоровья, навыков личной гигиены, бережного отношение к своему здоровью и здоровью окружающих(воспитательная)


Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний

Методы обучения: наблюдение, проблемный.

Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания об органах дыхания, конкретизируют знания о гигиенических правилах дыхания.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме «Гигиена дыхания» «Вред курения», индивидуальные инструктивные карты, марлевые салфетки, маркеры.

Оборудование:


План урока:

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

а) Актуализация знаний о роли крови и кровообращения в дыхательной функции.

б) Путь струи воздуха при дыхании (Схема).

в) Гигиена органов дыхания.

г) Проведение игры “Вы рискуете своими легкими”.

д) Составление словесного портрета курильщика.

Закрепление изученного материала.

Итог урока. (Оценки за урок, Д/З)


Ход урока


1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.


- Есть такая присказка. “если бы молодость знала, если бы старость могла”. Начать – проще всего, а вот, привыкнув, бросить … Марк Твен на вопрос “Трудно бросить курить?”, - ответил. – “Совсем нетрудно, я раз сто бросал”. Сегодня мы посмотрим и сопоставим, что положительного и отрицательного есть в курении.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний.

- Какое строение имеет дыхательная система?

- Каков механизм газообмена в легких?

- Каким образом совершаются дыхательные движения?

- Какие процессы происходят в легочных альвеолах?

- Как устроена носовая полость?


4. Изучение нового материала


УЧИТЕЛЬ:


1. Актуализация знаний о роли крови и кровообращения в дыхательной функции.

2. Путь струи воздуха при дыхании.


- При нормальном дыхании воздух поступает в носовую полость, где прогревается, увлажняется и частично очищается от механических примесей. Слизистая оболочка носовой полости покрыта мерцательным эпителием. В этом покрове много клеток, выделяющих слизь, которая вместе с осевшими на оболочку пылевыми частицами удаляется мерцательными движениями ресничек. Именно поэтому человек чихает, когда в нос попадает пыль и другие вещества.


Правила гигиены дыхания:


- Дыхание должно быть ровным и размеренным.

- Желательно заниматься физической культурой.

- Дышать через нос.

- Необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в помещениях.

- В течение суток полезно быть по 2-3 часа на свежем воздухе.

- Необходима регулярная влажная уборка.

- При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком.

- При общении с людьми заболевающими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.


УЧИТЕЛЬ:

5. Викторина “Вы рискуете своими легкими”.

Сейчас я вам предлагаю послушать притчу о вреде табака.

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!»

Подошел мудрый старец и сказал:

- Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.

Купцы с радостью посмотрели на него.

- Ты прав, о мудрый старец! — сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах божественного листа?

И мудрец пояснил:

- Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой. И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…

Отошли люди от купцов, задумавшись… 

Учитель                                                                                                             

 Ребята, как вы думаете,  о чем сегодня мы будет говорить на уроке? (предполагаемый ответ учеников: о вреде курения)Слайд 1. 


1). При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ. Этот ядовитый газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество О2 , переносимого кровью).


2). Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? (Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца).

3). Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет причиненное пагубное влияние курения организму.

4). Какая главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей? (Сигареты).

5). Если человек выкуривает в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких. (1 л).

6). Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание? (Верно. Курение поражает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему трудно бросить курить).

7). Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?

8). Что означает “пассивное курение”? (Некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков).

9). Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно во время курения? (Целоваться, принимать душ, плавать).

10). Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить. (Дурной запах, некурящие друзья, некурящие родители).

11). Какие проблемы типичны для детей курильщиков (Повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией).

12). Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови легких? (Одной).


а) ТЕСТ “Что мы знаем о курении?”


1). Подростки курят, что бы быть как все? (Да).

2) Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (Да).

3) Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (Нет).

4) В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы (Да).

5) Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. (Нет).

6) Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. (Да).

7) Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. (Да).

8) Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. (Да).

9) Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. (Нет).

10) Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. (Нет).

б) Справочная информация о никотине (Мини сценка)

- Ученик: Все, наверное, знают, о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном противнике Мефистофеле. Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был такой интересный эпизод, когда была открыта Америка, Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете. Они обнаружили невиданные растения – табак. Мефистофель заявил: “Полезная травка, не лопух, какой – нибудь, не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?” Фауст решительно ответил: “Не надо, это забава – для дураков”.


МЕДИК: При курении идет сухая перегонка табака, образуется разные химические вещества, в том числе яд – никотин. Никотин на некоторое время расширяет сосуды мозга и вызывает чувство удовлетворения, человеку нравиться это ощущение.

Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. А начинается все это тогда, когда мальчики и девочки тайком курят 1-2 сигареты в день. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме.


Если бы органы могли говорить человеческим голосом, что бы сказали они? Давайте представим себе такое.


“СЕРДЦЕ”: (В руках держит рисунок Сердца)


Мне так плохо, я так устало

И нет уже больше сил стучать.

Наверное, жить осталось мало,

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим,

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от курения пропадем.


“ЛЕГКИЕ”: (В руках держит рисунок Легкого)


Мы хотим спросить вас, люди.

А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает,

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет

Чтобы стать здоровым вновь?

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вдох!


ГОЛОВНОЙ МОЗГ: (В руках держит рисунок Головного мозга)


Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

А теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И вниманья, памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет

Не искупить бедой вину,

Строг приговор:

За страсть к куренью

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.


ВЕДУЩИЙ: - Ребята! Запомните на всю жизнь: что табак – это тоже наркотик, а наркотики – это гибель для человека!


УЧИТЕЛЬ:

- Работа с классом:

- Как, по вашему мнению, выглядят легкие курильщика?


г) Составление словесного портрета курильщика (Возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях).


7. Закрепление изученного материала.


Ну что ж, мой друг, решенье за тобой –

Ты вправе сам командовать судьбой.

Ты согласиться можешь, но отказ

Окажется получше в сотню раз.

Ты вправе жизнь свою спасти.

Подумай, может ты на правильном пути.

Но если все-таки успел свернуть

То потрудись себе здоровье вернуть.


Что из увиденного и услышанного вас больше всего удивило или встревожило?


8. Итог урока.


- Отрицательное воздействие никотина не ограничивается организмом человека, эта проблема носит социальный характер, и на одном уроке охватить все её аспекты невозможно. Здоровье – великое благо. Здоровый человек готов осуществить самые смелый и прекрасные замыслы. Каждый человек должен взять ответственность за свое здоровье на себя. Наши болезни – это последствия наших мыслей, поступков, эмоций.

9. Домашнее задание Выучить параграф № 22, повторить 20; 21, ответить на вопросы 1-4 с. 101, подготовить сообщение о вреде курения.








Приложение 1

Задания учащимся

 

1. В спальне должно быть как можно больше растений, чтобы было легче дышать ночью.

9. В морозы надо плотно закрывать окна, чтобы холодный воздух не вызвал простудные заболевания.

2. Принятие большого количества пищи затрудняет дыхание.

10. Курение успокаивает нервы и снижает частоту дыхания.

3. Во время активной работы надо дышать ртом, чтобы организм получал больше О2.

11. В табачном дыму содержатся такие яды, как мышьяк и радиоактивный полоний.

4. При заболевании голосовых связок (ларингите) надо пить горячий чай с лимоном и медом.

12. Сигареты с низким содержанием никотина мало вредны для здоровья.

5. Лучше всего дышать чистым кислородом.

13. Для защиты от простудных заболеваний надо постоянно находиться в тепле.

6. В непроветриваемом помещении тяжело находиться долгое время из-за недостатка О2.

14. Для работы на большой глубине в газовой смеси заменяют азот гелием.

7. При угаре человек страдает от удушья, так как в легкие не поступает О2.

15. С большой глубины водолазов надо поднимать медленно.

8. Для профилактики горной болезни надо применять кислородные аппараты и принимать лимонную или аскорбиновую кислоту.

16. Пассивное курение  (нахождение возле курящего человека) так же сильно вредит здоровью, как  и активное.







Донецкая Народная Республика

Министерство образования и науки

МОУ «Лицей № 37 г. Донецка»











Открытый урок по биологии 8 класс

«Гигиена дыхания. Вред курения»









Выполнила учитель биологии

Ивчина А. В.























г. Донецк 2020 г.