Гигиена органов чувств.
Обобщающий урок по предмету: здоровье и охрана безопасности жизнедеятельности.
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;
- формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)
- актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.
- продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через выполнение практических заданий в ходе урока;
- развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;
- продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.
Ход урока.
Введение
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте! Мы друг другу сказали:
Здравствуйте! И как будто светлее на улице стало.
Здравствуйте! Этим словом здоровья мы всем пожелали!
Здравствуйте! А вроде совсем ничего не сказали.
Здравствуйте!
-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня к нам на урок пришёл гость. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ...
Дети: Айболит. (Слайд 2)
Учитель: Правильно. Сегодня у нас в гостях Доктор Айболит. Посмотрите ребятки, он принёс с собой цветок. (цветок с лепестками – «органы чувств» закреплён на магнитной доске). Этот цветок не простой, он волшебный. С помощью этого цветка мы вспомним, какие органы чувств есть у человека.
А вы помните, для чего нам нужны органы чувств? С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.
Доктор Айболит: Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними. Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Учащиеся: личная гигиена (Слайд 3 )
Доктор Айболит: Правильно. Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Основная часть урока
Учитель: А теперь, давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека. Отгадайте загадку:
На ночь два оконца. Сами закрываются,
А с восходом солнца. Сами открываются. (глаза) (Слайд 4)
Учитель переворачивает лепесток цветка «Глаз – зрение» на доске.
Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.
Доктор Айболит: (Слайд 5)
Правила гигиены органа зрения
К глазам необходимо относиться бережно. Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.
Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.
Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.
Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.
Не находиться на ярком солнце без солнце защитных очков.
Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.
Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.
Учитель: А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
Гимнастика для глаз
Учитель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ... (ухо) (Слайд 6)
Учитель переворачивает лепесток «Ухо – слух».
Учитель: Правильно ребята, это ухо – это орган слуха. Сейчас закройте пожалуйста глаза. Я включу вам запись звуков, а вы расскажете, что вы услышали, где побывали.
Игра «Где мы находимся?» (дети закрывают глаза. Учитель ставит МР3 записи: звуки леса, звук морского прибоя, звуки города и просит детей после прослушивания рассказать где они находились).
Доктор Айболит: (Слайд 7)
За ушами нужно тоже бережно ухаживать.
Правила гигиены органа слуха
Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку
Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
В случае болезни обязательно обращаться к врачу
Учитель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.
Меж двух озёр стоит утёс,
В нём две пещеры, это - ... (нос) (Слайд 8)
Правильно нос является органом чувства обоняние. Обоняние - это способность человека чувствовать запахи.
Учитель переворачивает лепесток «Нос-обоняние».
Практические задания:
- Определить, что лежит в стаканчике. (Детям раздаются пронумерованные стаканчики с перфорированной крышкой. Внутри лежат 1. ЛИМОН 2. ЧЕСНОК 3. КОФЕ. Ученики по запаху должны определить, что находится в стаканчиках.)
Доктор Айболит: (Слайд 9) А теперь давайте посмотрим какие правила нужно соблюдать, чтоб сохранить наш орган обоняния.
Правила гигиены органа обоняния
Нельзя резко вдыхать пахучие вещества
Необходимо регулярно проветривать помещение.
Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
Учитель: А теперь немного отдохнём и наше тело разомнём. Физкультминутка
Учитель: Что ж, продолжим наш урок. Наш следующий орган чувств отгадайте.
Всегда во рту, но его не проглотишь.
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (язык) (Слайд 10)
Учитель переворачивает лепесток «Язык - вкус».
Учитель: Правильно, это язык. Он является органом вкуса. Благодаря ему мы можем понять, что мы едим. А давайте сейчас проверим как работает наш язык.
Практическое задание. Учитель просит учеников определить на вкус сладкое (сахар), солёное (соль), кислое (лимонная кислота или лимон).
Доктор Айболит: (Слайд 11) Вы ребята молодцы. А теперь я расскажу вам о правилах гигиены органа вкуса.
Правила гигиены органа вкуса
Не употребляй слишком горячую пищу.
Соблюдай режим и рацион питания.
Мой руки перед едой.
Не бери в рот незнакомые растения.
Содержи в порядке полость рта.
Соблюдай правило «Когда я ем - я глух и нем».
Учитель: Ну что же, на нашем цветке осталось перевернуть только один лепесток.
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (Кожа) (Слайд 12)
Учитель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. А давайте проведём небольшой эксперимент.
Практические задания:
Задания на тактильное восприятие.
1. «Тепло\холодно». Дети закрывают глаза. Им предлагают потрогать бутылки с водой тёплой и холодной водой и определить где и какая.
2. « По ладошке побежала белка\ёжик». Учитель проводит по ладони ученика поочерёдно мягкой кисточкой, кисточкой для клея /или щетиной / и спрашивает: «Кто побежал по ладошке? Белочка или ёжик?»
Доктор Айболит: (Слайд 13) За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!
Правила гигиены органа осязания
Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры
Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
Не трогай незнакомых животных на улицах.
4. Подведение итогов
Учитель: Ну вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека. (Слайд 14) Все лепестки нашего волшебного цветка открылись. А замечательный Доктор Айболит рассказал нам какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств. Ребята, давайте поблагодарим его и пообещаем соблюдать все эти правила.
Доктор Айболит: (Слайд 15)
«Пожелание друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
Автор: С.Я.Маршак