СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гигиена органов чувств

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект к уроку

Просмотр содержимого документа
«Гигиена органов чувств»

Гигиена органов чувств.

Обобщающий урок по предмету: здоровье и охрана безопасности жизнедеятельности.

Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.

Задачи:

  • образовательные:

- актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;

- формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)

- актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.

  • Коррекционно-развивающие:

- продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через выполнение практических заданий в ходе урока;

- развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;

- продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.

Ход урока.

  1. Введение

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте! Мы друг другу сказали:

Здравствуйте! И как будто светлее на улице стало.

Здравствуйте! Этим словом здоровья мы всем пожелали!

Здравствуйте! А вроде совсем ничего не сказали.

Здравствуйте!

-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня к нам на урок пришёл гость. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ...

Дети: Айболит. (Слайд 2)

Учитель: Правильно. Сегодня у нас в гостях Доктор Айболит. Посмотрите ребятки, он принёс с собой цветок. (цветок с лепестками – «органы чувств» закреплён на магнитной доске). Этот цветок не простой, он волшебный. С помощью этого цветка мы вспомним, какие органы чувств есть у человека.

А вы помните, для чего нам нужны органы чувств? С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.

Доктор Айболит: Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними. Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Учащиеся: личная гигиена (Слайд 3 )

Доктор Айболит: Правильно. Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

  1. Основная часть урока

Учитель: А теперь, давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека. Отгадайте загадку:

На ночь два оконца. Сами закрываются,

А с восходом солнца. Сами открываются. (глаза) (Слайд 4)

Учитель переворачивает лепесток цветка «Глаз – зрение» на доске.

Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.

Доктор Айболит: (Слайд 5)

Правила гигиены органа зрения

К глазам необходимо относиться бережно. Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.

  • Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.

Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.

  • Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.

  • Не находиться на ярком солнце без солнце защитных очков.

Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.

  • Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов.

Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.

  • Не переутомлять глаза.

Учитель: А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

Гимнастика для глаз

Учитель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ... (ухо) (Слайд 6)

Учитель переворачивает лепесток «Ухо – слух».

Учитель: Правильно ребята, это ухо – это орган слуха. Сейчас закройте пожалуйста глаза. Я включу вам запись звуков, а вы расскажете, что вы услышали, где побывали.

Игра «Где мы находимся?» (дети закрывают глаза. Учитель ставит МР3 записи: звуки леса, звук морского прибоя, звуки города и просит детей после прослушивания рассказать где они находились).

Доктор Айболит: (Слайд 7)

За ушами нужно тоже бережно ухаживать.

Правила гигиены органа слуха

  • Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку

  • Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.

  • Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.

  • В случае болезни обязательно обращаться к врачу

Учитель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.

Меж двух озёр стоит утёс,

В нём две пещеры, это - ... (нос) (Слайд 8)

Правильно нос является органом чувства обоняние. Обоняние - это способность человека чувствовать запахи.

Учитель переворачивает лепесток «Нос-обоняние».

Практические задания:

- Определить, что лежит в стаканчике. (Детям раздаются пронумерованные стаканчики с перфорированной крышкой. Внутри лежат 1. ЛИМОН 2. ЧЕСНОК 3. КОФЕ. Ученики по запаху должны определить, что находится в стаканчиках.)

Доктор Айболит: (Слайд 9) А теперь давайте посмотрим какие правила нужно соблюдать, чтоб сохранить наш орган обоняния.

Правила гигиены органа обоняния

  • Нельзя резко вдыхать пахучие вещества

  • Необходимо регулярно проветривать помещение.

  • Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.



  1. Учитель: А теперь немного отдохнём и наше тело разомнём. Физкультминутка

Учитель: Что ж, продолжим наш урок. Наш следующий орган чувств отгадайте.

Всегда во рту, но его не проглотишь.

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (язык) (Слайд 10)

Учитель переворачивает лепесток «Язык - вкус».

Учитель: Правильно, это язык. Он является органом вкуса. Благодаря ему мы можем понять, что мы едим. А давайте сейчас проверим как работает наш язык.

Практическое задание. Учитель просит учеников определить на вкус сладкое (сахар), солёное (соль), кислое (лимонная кислота или лимон).

Доктор Айболит: (Слайд 11) Вы ребята молодцы. А теперь я расскажу вам о правилах гигиены органа вкуса.

Правила гигиены органа вкуса

  • Не употребляй слишком горячую пищу.

  • Соблюдай режим и рацион питания.

  • Мой руки перед едой.

  • Не бери в рот незнакомые растения.

  • Содержи в порядке полость рта.

  • Соблюдай правило «Когда я ем - я глух и нем».

Учитель: Ну что же, на нашем цветке осталось перевернуть только один лепесток.

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу,

Пот наружу выделяю,

Температурой руковожу. (Кожа) (Слайд 12)

Учитель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. А давайте проведём небольшой эксперимент.

Практические задания:

Задания на тактильное восприятие.

1. «Тепло\холодно». Дети закрывают глаза. Им предлагают потрогать бутылки с водой тёплой и холодной водой и определить где и какая.

2. « По ладошке побежала белка\ёжик». Учитель проводит по ладони ученика поочерёдно мягкой кисточкой, кисточкой для клея /или щетиной / и спрашивает: «Кто побежал по ладошке? Белочка или ёжик?»

Доктор Айболит: (Слайд 13) За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!

Правила гигиены органа осязания

  • Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры

  • Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.

  • Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.

  • Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.

  • Не трогай незнакомых животных на улицах.



4. Подведение итогов

Учитель: Ну вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека. (Слайд 14) Все лепестки нашего волшебного цветка открылись. А замечательный Доктор Айболит рассказал нам какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств. Ребята, давайте поблагодарим его и пообещаем соблюдать все эти правила.

Доктор Айболит: (Слайд 15)

«Пожелание друзьям»

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условие.



Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.



Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Автор: С.Я.Маршак