СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет учителям, работающим в пятои классе. В  ней конкретно отражены все этапы урока с заданиями, вопросами и конкретными упражнениями.

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи.»

Тема урока: Глагол.

Цели: углубить знания о глаголе как части речи, о его морфологических признаках; развивать умение употреблять глаголы в речи, мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять глагол по его морфологическим признакам, определять грамматическую форму глагола; применять правило написания –ь- в глаголах 2-го лица единственного числа настоящего времени; использовать приемы получения информации4 объяснять языковые явления.



Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ нескольких сочинений.

2) Выборочный диктант.

Запишите только словосочетания глаголов с наречиями.

А) Дверь тихонько отворилась

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром…

Б)Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась,

И тихонько улеглась.

(тихонько отворилась, порядком убрала, затопила жарко, тихонько улеглась).



Можно пояснить, что наречие кругом тоже зависит от глагола, но этот глагол «есть» только подразумевается в настоящем времени, а проявляется лишь в будущем или прошедшем времени: кругом будут или кругом были (лавки). Провести аналогию с изучаемыми иностранными языками, где этот глагол присутствует и в настоящем времени.



3. Работа по теме урока.

1) Беседа.

Повторение частей речи мы начинаем с глагола. Это одна из важнейших частей речи. Вы можете сказать, что все части речи важны. Это так.

В чем же предназначение глагола? Мир находится в постоянном развитии, изменении, и это отражается в речи с помощью глагола. Благодаря глаголам передаются действия людей, движение жизни.

Глагол-одна из трудных для изучения частей речи. В каждом учебном году мы будем расширять и пополнять знания об этой части речи.

-Что означает глагол как часть речи?

-На какие вопросы отвечают глаголы?

-Как изменяются глаголы?\-приведите примеры глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

-Все ли глаголы изменяются по родам?

-как называются изменения глаголов?

-Прочитайте теоретические сведения учебника (с.39).

2) Развитие речи.

Упр. 79- устное сочинение по рисунку.

-В каком времени нужно употреблять глаголы в сочинении?

Почему? (вопрос в задании- «Что делают школьники?» - подсказывает, что глаголы следует употреблять в настоящем времени)

4. Закрепление изученного материала.

1) упр.80-выполнение задания (устно).

2) упр.81- комментированное письмо; наблюдения. Отметим чередование согласных в корнях при спряжении глаголов; употребление –ь-.

Вывод: Во 2-ом лице единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих пишется –ь-.

3) упр. 82 – обсуждение заданий ( на доске и в тетрадях).

Дополнительные вопросы.

-укажите в каком числе стоят глаголы.

-как определить ,в каком лице стоят глаголы? (примерный ответ: лицо глагола легко определить по местоимению: я лежу,. гляжу; мы сидим и смотрим. Если местоимения нет в предложении, найдем существительное, к которому относится глагол, и заменим это существительное местоимением: тучи (они) летят; собаки (они) мокнут4 вода (она) течет. Если нет и существительного, подставим подходящее местоимение к глаголу: не выйдешь (ты).

4) упр. 79 – подготовительное сочинение, самостоятельная работа.

5. Подведение итогов.

-Что обозначает глагол?

-Каковы признаки глагола?

-Как определить лицо глагола?

Домашнее задание.

1.п.16.

2.упр.83.

3.рабочая тетрадь: задание 26 (с.14-15).