Тема урока: Глагол.
Цели: углубить знания о глаголе как части речи, о его морфологических признаках; развивать умение употреблять глаголы в речи, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять глагол по его морфологическим признакам, определять грамматическую форму глагола; применять правило написания –ь- в глаголах 2-го лица единственного числа настоящего времени; использовать приемы получения информации4 объяснять языковые явления.
Ход урока: 1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1) Проверка домашнего задания.
Чтение и анализ нескольких сочинений.
2) Выборочный диктант.
Запишите только словосочетания глаголов с наречиями.
А) Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром…
Б)Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась,
И тихонько улеглась.
(тихонько отворилась, порядком убрала, затопила жарко, тихонько улеглась).
Можно пояснить, что наречие кругом тоже зависит от глагола, но этот глагол «есть» только подразумевается в настоящем времени, а проявляется лишь в будущем или прошедшем времени: кругом будут или кругом были (лавки). Провести аналогию с изучаемыми иностранными языками, где этот глагол присутствует и в настоящем времени.
3. Работа по теме урока.
1) Беседа.
Повторение частей речи мы начинаем с глагола. Это одна из важнейших частей речи. Вы можете сказать, что все части речи важны. Это так.
В чем же предназначение глагола? Мир находится в постоянном развитии, изменении, и это отражается в речи с помощью глагола. Благодаря глаголам передаются действия людей, движение жизни.
Глагол-одна из трудных для изучения частей речи. В каждом учебном году мы будем расширять и пополнять знания об этой части речи.
-Что означает глагол как часть речи?
-На какие вопросы отвечают глаголы?
-Как изменяются глаголы?\-приведите примеры глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.
-Все ли глаголы изменяются по родам?
-как называются изменения глаголов?
-Прочитайте теоретические сведения учебника (с.39).
2) Развитие речи.
Упр. 79- устное сочинение по рисунку.
-В каком времени нужно употреблять глаголы в сочинении?
Почему? (вопрос в задании- «Что делают школьники?» - подсказывает, что глаголы следует употреблять в настоящем времени)
4. Закрепление изученного материала.
1) упр.80-выполнение задания (устно).
2) упр.81- комментированное письмо; наблюдения. Отметим чередование согласных в корнях при спряжении глаголов; употребление –ь-.
Вывод: Во 2-ом лице единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих пишется –ь-.
3) упр. 82 – обсуждение заданий ( на доске и в тетрадях).
Дополнительные вопросы.
-укажите в каком числе стоят глаголы.
-как определить ,в каком лице стоят глаголы? (примерный ответ: лицо глагола легко определить по местоимению: я лежу,. гляжу; мы сидим и смотрим. Если местоимения нет в предложении, найдем существительное, к которому относится глагол, и заменим это существительное местоимением: тучи (они) летят; собаки (они) мокнут4 вода (она) течет. Если нет и существительного, подставим подходящее местоимение к глаголу: не выйдешь (ты).
4) упр. 79 – подготовительное сочинение, самостоятельная работа.
5. Подведение итогов.
-Что обозначает глагол?
-Каковы признаки глагола?
-Как определить лицо глагола?
Домашнее задание.
1.п.16.
2.упр.83.
3.рабочая тетрадь: задание 26 (с.14-15).