СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация к моему уроку русского языка в 10 классе "Глагол как часть речи" 

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи»

Я свою задачу вижу в том, Чтоб сказать о действии любом. И счастливый мой удел таков – В речи быть одним из главных слов.

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом.

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов.

Эпиграф Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе. Л. Н. Толстой

Эпиграф

Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе.

Л. Н. Толстой

Знаменательная часть речи глагол действие, состояние (что делать? что сделать?), вид, спряжение, переходность, наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть), сказуемым (чаще всего)

Знаменательная часть речи

глагол

действие, состояние (что делать? что сделать?),

вид, спряжение, переходность,

наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть),

сказуемым (чаще всего)

Спряжение глагола 2 спряжение: А ) все на – ИТЬ , (кроме брить, стелить, зиждиться); Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; В ) 4 на – АТЬ : гнать, дышать, слышать, держать

Спряжение глагола

2 спряжение:

А ) все на – ИТЬ , (кроме брить, стелить, зиждиться);

Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

В ) 4 на – АТЬ : гнать, дышать, слышать, держать

Личные окончания глагола: А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т(- ю т) (суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).  2 спр. –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т) (суф. прич. 2 спр. – а щ, - я щ, - и м). Б ) вы летите – лет и те,  вы гоните – гон и те (2спр.) В ) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда - ИТЕ

Личные окончания глагола:

А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т(- ю т) (суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).

2 спр. –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т)

(суф. прич. 2 спр. – а щ, - я щ, - и м).

Б ) вы летите – лет и те,

вы гоните – гон и те (2спр.)

В ) сохраняй вид при образовании инфинитива;

В повелительном наклонении всегда - ИТЕ

Разноспрягаемые глаголы: Ед. ч. хочу, хоч ешь , хоч ет Мн. ч. хот им , хот ите , хот ят Ед. ч. бегу, беж ишь , беж ит Мн. ч. беж им , беж ите , бег ут Брезж ишь – но : брезж ут

Разноспрягаемые глаголы:

Ед. ч. хочу, хоч ешь , хоч ет

Мн. ч. хот им , хот ите , хот ят

Ед. ч. бегу, беж ишь , беж ит

Мн. ч. беж им , беж ите , бег ут

Брезж ишь – но : брезж ут

 После долгой зимы все с нетерпением ждут наступления весны, всем хоч…тся тепла и солнца.  Всё вокруг ожива…т, сия…т яркими красками. Небо нежно – голубое, а по нему, будто белые барашки, бегут кучерявые облака. Ярко – жёлтое солнышко согрева…т землю. А за ними (облаками), словно пастух, наблюда…т ярко – жёлтое солнышко. Оно посыла…т свои тёплые, ласковые лучи на землю.  На деревьях появля…тся нежные листочки. Деревья окутыва…тся нежно – зелёной дымкой. А тем временем на деревьях появля…тся клейкие пахучие зелёные листочки. Зацвета…т черёмуха.

После долгой зимы все с нетерпением ждут наступления весны, всем хоч…тся тепла и солнца.

Всё вокруг ожива…т, сия…т яркими красками. Небо нежно – голубое, а по нему, будто белые барашки, бегут кучерявые облака. Ярко – жёлтое солнышко согрева…т землю. А за ними (облаками), словно пастух, наблюда…т ярко – жёлтое солнышко. Оно посыла…т свои тёплые, ласковые лучи на землю.

На деревьях появля…тся нежные листочки. Деревья окутыва…тся нежно – зелёной дымкой. А тем временем на деревьях появля…тся клейкие пахучие зелёные листочки. Зацвета…т черёмуха.

Знаменательная часть речи глагол действие, состояние (что делать? что сделать?), вид, спряжение, переходность, наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть), сказуемым (чаще всего)

Знаменательная часть речи

глагол

действие, состояние (что делать? что сделать?),

вид, спряжение, переходность,

наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть),

сказуемым (чаще всего)

Многие сёла в последние годы обезлюд…ли, потому что молодёжь уехала в город. В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюд…ли много сёл и деревень.
  • Многие сёла в последние годы обезлюд…ли, потому что молодёжь уехала в город.
  • В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюд…ли много сёл и деревень.
Знаменательная часть речи глагол действие, состояние (что делать? что сделать?), вид, спряжение, переходность, наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть), сказуемым (чаще всего)

Знаменательная часть речи

глагол

действие, состояние (что делать? что сделать?),

вид, спряжение, переходность,

наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть),

сказуемым (чаще всего)

Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (- сь ): учить ся , купаю сь . Действительный залог: старушка поднимает ся по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимает ся рабочими (формообразующий постфикс).

Возвратные глаголы

имеют постфикс – ся (- сь ): учить ся , купаю сь .

Действительный залог: старушка поднимает ся по лестнице (словообразовательный постфикс).

Страдательный залог: груз поднимает ся рабочими (формообразующий постфикс).

Знаменательная часть речи глагол действие, состояние (что делать? что сделать?), вид, спряжение, переходность, наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть), сказуемым (чаще всего)

Знаменательная часть речи

глагол

действие, состояние (что делать? что сделать?),

вид, спряжение, переходность,

наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть),

сказуемым (чаще всего)

Определите синтаксическую роль инфинитива Ум нужно тренировать. Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать. Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги. Я спешил скорее видеть вас. Жить – родине служить. Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

Определите синтаксическую роль инфинитива

  • Ум нужно тренировать.
  • Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
  • Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
  • Я спешил скорее видеть вас.
  • Жить – родине служить.
  • Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!