Тема урока: «Глагольные суффиксы».
Цели урока: закрепить раннее полученные знания написания глагольных суффиксов в разных формах.
Планируемые результаты
предметные: уметь правильно определять суффиксы в глаголах, уметь обобщать и закреплять полученные знания, проявлять интерес к учению, уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.
метапредметные: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимают оценку учителя.
личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация задания для работы в группе.
Ход урока
Орг. момент .
-Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Опустите ладошки.
-Что подарили вы своему соседу?
( Сердечко своё, частичку сердца, удачу, радость, поддержку).
-Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки и мне.
Работа в тетради. Запишем дату. 21 февраля. Классная работа.
Минута красивого письма.
ть ти чь
и й л
Что спряталось в строчке?
(глагольные суффиксы)
- Какие это глагольные суффиксы?
Словарная работа.
1. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о?
а) …втобус, в…сток, б…гаж;
б) в…кзал, д…рога, к…стёр;
в) м…роз, …ллея, ур…жай.
2. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а?
а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина;
б) к…стрюля, …птека, кв…ртира;
в) к…пуста, к…рабль, ст…лица.
3. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной и?
а) д…ректор, ул…ца, сев…р;
б) п…нал, б…лет, уч…ник;
в) уж…н, р…сунок, с…рень.
Проверяем
1. б) вокзал, дорога, костер;
2. б) кастрюля, аптека, квартира;
3. в) ужин, рисунок, сирень.
Запишем эти слова под диктовку, выделим орфограммы.
V. Стадия осмысления.
1.Работа с текстом.
Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:
«+» - это я знаю;
«!» - информация, которую нужно доработать;
1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.
2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.
4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.
5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.
- Какую тему нам нужно доработать?
Какую цель вы поставите перед собой?
2. Решение проблемного вопроса.
Для решения нашей проблемы поработаем в группе.
Спишите текст, поставив глаголы в скобках в нужную форму – в форму прошедшего времени, выделите глагольный суффикс, суффикс глагола прошедшего времени и основу слова.
(Реветь) буря.
Дож…(шуметь).
Во мрак… молнии (летать).
Беспрерывно гром (греметь).
И ветры в дебрях( бушевать)
Отвечает та группа, которая закончит первой.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили это упражнение по эталону на доске.
- Итак, сохраняется ли глагольный суффикс в формах прошедшего времени?
- Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: Глагольные суффиксы – ть, ти, чь, л, и, й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.
VI. Физминутка.
VII. Первичное закрепление.
Работа в паре.
Спишите текст, поставив глаголы в скобках в нужную форму – в форму повелительного наклонения, выделите суффикс повелительного наклонения и основу слова.
(Держать) голову в холоде, а ноги в тепле.
(Отдать) спорту время, а взамен получи здоровье.
Болен – (лечить), а здоров – (беречь).
- Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: Глагольные суффиксы – ть, ти, чь, л, и, й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.
VIII. Закрепление.
Упражнение №104, стр.100.
(Взаимопроверка)
2. Дифференцированная работа.
(Задание для слабоуспевающих детей)
Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.
Трогать | Трог…л |
Гореть | Гор…л |
Видеть | Вид…л |
Лаять | Ла…л |
Сеять | Се…л |
Бурчать | Бурч..л |
Пыхтеть | Пыхт…л |
IX. Итог урока.
Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нужно знать, чтобы правильно разобрать глагол по составу?
(Глагольные суффиксы – ть, ти, чь, л, и, й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.)
- Какое настроение у вас?
Оцените своё состояние:
Красный карандаш “Я – молодец, справился с заданиями хорошо”
Синий карандаш “Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”
Жёлтый карандаш “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”
У меня тоже хорошее настроение, потому что вы сегодня очень хорошо работали и порадовали своими знаниями. Спасибо, вам. Каждому на память о нашем уроке я вручаю сердечко, чтобы оно согревало вас.
На обратной стороне сердечка написано домашнее задание. Перепишите его в дневник.
X. Домашнее задание.
1-ая группа - стр. 100, упр. 105.
2-ая группа- Придумать три предложения с глаголами повелительного наклонения и разберите глаголы по составу.
3- я группа- Тетрадь №2, упр. ___.
Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.
Трогать | Трог…л |
Гореть | Гор…л |
Видеть | Вид…л |
Лаять | Ла…л |
Сеять | Се…л |
Бурчать | Бурч..л |
Пыхтеть | Пыхт…л |
Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.
Трогать | Трог…л |
Гореть | Гор…л |
Видеть | Вид…л |
Лаять | Ла…л |
Сеять | Се…л |
Бурчать | Бурч..л |
Пыхтеть | Пыхт…л |
Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.
Трогать | Трог…л |
Гореть | Гор…л |
Видеть | Вид…л |
Лаять | Ла…л |
Сеять | Се…л |
Бурчать | Бурч..л |
Пыхтеть | Пыхт…л |
Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.
Трогать | Трог…л |
Гореть | Гор…л |
Видеть | Вид…л |
Лаять | Ла…л |
Сеять | Се…л |
Бурчать | Бурч..л |
Пыхтеть | Пыхт…л |
Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.
Трогать | Трог…л |
Гореть | Гор…л |
Видеть | Вид…л |
Лаять | Ла…л |
Сеять | Се…л |
Бурчать | Бурч..л |
Пыхтеть | Пыхт…л |
Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:
«+» - это я знаю;
«!» - информация, которую нужно доработать;
1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.
2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.
4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.
5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.
Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:
«+» - это я знаю;
«!» - информация, которую нужно доработать;
1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.
2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.
4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.
5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.
Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:
«+» - это я знаю;
«!» - информация, которую нужно доработать;
1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.
2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.
4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.
5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.
Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:
«+» - это я знаю;
«!» - информация, которую нужно доработать;
1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.
2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.
4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.
5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.
Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:
«+» - это я знаю;
«!» - информация, которую нужно доработать;
1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.
2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.
4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.
5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.