Предмет: Русский язык
Класс: 10 «В»
Дата проведения: 28.01.2015
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Цель урока:
Знать о глаголе как части речи, обозначающей действие предмета. Знать особенности глаголов всех наклонений.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: частично – поисковый.
Прогнозируемый результат обучения:
Знать: - признаки глагола,
- виды и наклонения глагола.
Уметь: - находить глаголы в тексте,
- определять роль глагола в тексте.
-Знают особенности глаголов всех наклонений; виды глагола
-Умеют находить глаголы в тексте;
Ресурсы: интерактивная доска, презентация, папка с заданиями, листы оценивания, А4, маркеры.
Ход урока
1.Психологический настрой. /1 мин./
2. Повторение. /2 мин./
Прием. Вопрос-ответ. (местоимение)
3. Деление на группы. /1 мин./
4. Изучение нового материала. /15 мин./
Видеоролик «Экологический бумеранг» /1 мин./
Подтолкнуть учащихся к размышлению по определению темы.
Учитель: - Вы посмотрели видеоролик, о чем он? Кого вы видите?
- Как вы думаете, можно ли совсем не совершать действия?
- Представьте мир без действия. Какой он?
- Что нужно сделать? Как оживить мир?
- Кто догадался, какую часть речи мы будем изучать на уроке? (Глагол)
- Как отличить глаголы от других частей речи?
- Что мы с вами на этом уроке узнаем и чему научимся. Постановка цели и задачи.
- Часто ли мы используем глаголы в речи? Какую роль они играют в речи?
Знать: - признаки глагола,
- виды и наклонения глагола.
Уметь: - находить глаголы в тексте,
- определять роль глагола в тексте. (слайд 1 )
На экране рисунок 1 и рисунок 2. (слайд 2 )
Посмотреть какая разница между ними.
На какие вопросы отвечают эти глаголы? (что делает? что сделал?)
- Какой из глаголов обозначает законченность действия?
- Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?
Работа с учебником на странице 110. правило. Чтение и обсуждения. Работа в группах.
Вывод.
На экране 3 предложения, записать их.
Человек загрязняет природу.
Человек, не загрязняй природу!
Если бы каждый человек следил за своими действиями и не загрязнял природу, то …. (продолжить). (то везде была бы райская чистота) (слайд 3)
Работа с учебником на странице 111. правило. Чтение и обсуждения.
Вывод. Работа в группах.
5.Закрепление нового материала.
Инструкция по листам оценивания.
Объяснение задания №1. /5 мин./
На А4 написаны предложения. Прочитав их, найдите глаголы, определите наклонения (раскрасьте нужный круг по цвету)
красный круг – изъявительное наклонение
зеленый круг – повелительное наклонение
голубой круг – сослагательное (условное) наклонение
За каждый правильный ответ - 1 б.
Всего 10 предложений.
№ | Предложения с глаголами | Раскрасить по порядку |
1 | Я бы сейчас с удовольствием перечитала любимые книги. | |
2 | Сначала сделаешь уроки, а уж потом пойдем гулять. | |
3 | А она вдруг ни с того ни с сего возьми да заговори по-французски. | |
4 | Заплачь она сейчас, и желаемый результат был бы достигнут незамедлительно. | |
5 | В тишине ночи раздался протяжный скрип открывающейся калитки. | |
6 | Я бы сходила с ним на рынок | |
7 | Пишите, голубчик, не ленитесь и не унывайте. | |
8 | Но ведь и Вы пишите столь же неубедительно. | |
9 | Выйдите из комнаты! | |
10 | Когда выйдете из лесу, увидите поле и маленькую избушку. | |
(слайд 4)
№ | Предложения с глаголами | Раскрасить по порядку |
1 | Я бы сейчас с удовольствием перечитала любимые книги. | |
2 | Сначала сделаешь уроки, а уж потом пойдем гулять. | |
3 | А она вдруг ни с того ни с сего возьми да заговори по-французски. | |
4 | Заплачь она сейчас, и желаемый результат был бы достигнут незамедлительно. | |
5 | В тишине ночи раздался протяжный скрип открывающейся калитки. | |
6 | Я бы сходила с ним на рынок | |
7 | Пишите, голубчик, не ленитесь и не унывайте. | |
8 | Но ведь и Вы пишите столь же неубедительно. | |
9 | Выйдите из комнаты! | |
10 | Когда выйдете из лесу, увидите поле и маленькую избушку. | |
Правильные ответы на слайде 5
Объяснение задания № 2. /3 мин./
Цифровой диктант.
Я диктую вам глаголы, а вы определяете какого вида данные глаголы. Совершенного вида – 1, несовершенного вида – 2.
Всего 10 глаголов.
Опоздать, вздохнуть, отвечать, защищать, достигнуть, достигать, побеждать, укрепить, простить, стирать. (слайд 6)
Правильные ответы на слайде 7
1,1,2,2,1,2,2,1,1,2
Критерии (слайд 8)
10 правильных ответов – 5б.
8 – 9 правильных ответов – 4б.
7 – 6 правильных ответов – 3б.
5 –4 правильных ответов – 2б.
3 –2 правильных ответов – 1б
1 - 0 правильных ответов – 0б.
6.Физминутка.
Объяснение задания № 3. /3 мин./
Игра «Крокодил » (слайд 9)
На карточках я предлагаю глаголы. Каждый ученик своей группы выходит и показывает своей группе глагол с помощью действий. Всего 9 глаголов. На каждую группу по 4 глагола. Каждый угаданный глагол – 1 б. Каждой группе по 4 б.
Карточка №1 Карточка №2
Таять
ухаживать
мусорить
ремонтировать
Дарить
сломать
наелся
защищать
Записать эти глаголы по памяти. Два ученика работают у доски. /3 мин./
Объяснение задания № 4. /3 мин./
Закончите фразеологизмы с глаголами.
…. как белка в колесе. (вертеться)
…за нос (водить)
…из мухи слона. (делать)
… с огнем. (играть)
…свинью. (подложить)
… на седьмом небе. (быть)
…слова на ветер. (бросать)
…баклуши. (бить)
За каждый правильный ответ - 1б.
(слайд 10)
7.Домашнее задание. (слайд 11) /1 мин./
Повторить «Глагол как часть речи»
Упражнение 161 на странице 109.
8.Рефлексия. /2 мин./
Синквейн на тему «Глагол». (слайд 12)
Рефлексия урока. Заполнение листов оценивания. /3 мин./
Лист оценивания группа _______
№ | Фамилия, имя учащегося | Задание 1 Найди глаголы | Задание 2 Цифровой диктант | Задание 3 Игра «Крокодил» | Задание 4 Закончи фразеологизмы с глаголами | Всего баллов |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
27 – 24 – «5»
23 – 20 – «4»
19 – 16 – «3»
15 – 0 – «2»
Индивидуальный лист оценивания
Фамилия, имя ученика ____________________________________
№ | дескрипторы | достиг | стремится | итоговые |
достиг | стремится |
1 | Знаю определение глагол | | | | |
2 | Знаю значение глагол | | | | |
3 | Умею находить глагол в тексте | | | | |
4 | Умею определить роль глагола в предложении | | | | |
5 | Могу объяснять одноклассникам | | | | |
6 | Умею заменять глаголы фразеологизмами | | | | |
7 | Умею составлять предложение | | | | |
8 | Умею работать в группе: высказывал идеи, активно работал | | | | |