Русский язык
Тема «Глагол как часть речи.».
Цели: - развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу;
- формирование навыков коллективной работы;
- расширение знаний о глаголе.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи (грамматические признаки глагола: число, род, время).
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
Тип урока: актуализация знаний
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, практические.
Оборудование:
для учителя – слайдовая презентация, словарь В.Даля
для учащихся – индивидуальные карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши.
Педагогические технологии:
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Ожидаемые результаты:
— повышение активности учащихся на уроках;
— улучшение результатов обучения;
— использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической учебной деятельности.
Ход урока.
1.Орг. момент-
2. Актуализация знаний
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь не зевать,
Чтобы лучше всё понять!
-Посмотрите на доску.
Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог, …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый.
-Какие задания можно предложить к этой группе слов?
1 вариант -Запишите имена существительные.
2 вариант –Запишите имена прилагательные.
-Проверим по цепочке, вставляя букву.
-Как определили имена сущ.? Прил.?
-Какие слова не вошли в группы?
-Почему? Докажите.
-Чем они отличаются от других частей речи?(оценить ответы учеников)
3. Определение темы
«Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что думает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам… (глагол)»
Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе.
- Что вы уже знаете о глаголе?
- Значение слова глагол несколько шире известного вам. Обратите внимание на экран. На основании 3 цитат предположите, что такое глагол.
1. А.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.
2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро »
3. У А.Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали….»
- Итак, глагол – это слово…, ( сравнить своё высказывание со сведениями из истории возникновения слова + учебник стр. 63)
-Перед вами кластер «глагол».
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.
(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)
Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
вид
время
вопрос ---- что обозначает. ------ глагол------------наклон------ род
в предложении является
Возьмите зелёный карандаш и закрасьте всё, что знаете о глаголе.
Покажите. Возникло желание узнать о глаголе больше?
-Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.
-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?
На какие вопросы отвечают?
Что обозначают?
Чем являются в предложении?
Какую роль играют в речи?
4. Выберите и запишите вопросы, на которые отвечает глагол.
Что? Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?
Задание: Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.
Мальчик хлопает(показывает)
топает(показывает)
поднимает руку(показывает)
кивает головой(показывает)
мечтает
злится
Значит глаголы обозначают не только действие предмета, но и что? ( его состояние.)
Работа по учебнику: упр. № 1, стр. 62
- Вспомните и назовите, что обозначает глагол? (действие предмета)
- Все ли эти слова называют действия? (нет, называют состояние)
- К какой же части речи их можно отнести? (глагол)
-Почему? (вопрос)
Вывод:
Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др.
+ ПРАВИЛО: стр. 63
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ! с. 63-64, с.63, № 2
ФИЗМИНУТКА.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
5. Работа в парах. Учебник, стр. 63-64, № 3: запиши предложения, используя нужные по смыслу глаголы.
* Придумай предложения, в которых глаголы движения будут обозначать разное направление.
_ Разобрать по членам предложения.
6. Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте.(снег)
Что интересного заметили? (два одинаковых слова)
Но чем- то они отличаются?
Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.
Вывод:
Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др. В предложении глагол обычно является сказуемым.
+ ПРАВИЛО на стр. 64
7. Глагол-самая огнедышащая, самая живая часть речи…..
-Почему ?
Работа в группах. Образуйте группы.
На парте лежит листок с текстом.
Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.
- Прочитайте ,внимательно, текст.
- Что удивило?
- Полностью понятен смысл текста?
- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?
«Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.
(проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. )
Оригинал (презентация)
- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)
8. Итог( Рефлексия)
- Какие знания подтвердили?
- Что нового узнали о слове глагол?