СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока составлени в соответствии с требованиями ФГОС.  Может быть полезен для учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи»

Артюшина М.С., учитель литературы МБОУ «Школа №70» Кировского района г. Казани Тема урока: Глагол как часть речи

Тип урока: урок- рефлексия.

Цели урока:

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы определять вид, времена глагола( фиксирование собственных затруднений в определении вида, спряжения глаголов, выявление причин затруднения и реализация проекта выхода из затруднения

Содержательная: повторение, закрепление, обобщение и коррекция первичных знаний о глаголе как части речи

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится правильно ставить вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида, определять их вид, правильно писать гласные е и и в безударных окончаниях глаголов, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится определять вид, спряжение глагола; обучающийся получит возможность правильно задавать вопросы к глаголам, определять времена глаголов, находить и исправлять ошибки в правописании гласных в безударных окончаниях глаголов.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 6 класс, часть 2. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки глаголов совершенного и несовершенного видов, эталоны для самопроверки


Ход урока:


1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Прочтите пословицу, которая написана на доске. Как вы её понимаете?

Повторение- мать учения.

Ученик. Я понимаю пословицу так: если хочешь хорошо знать, надо неоднократно, много раз, повторять и закреплять знания.

Ученик. Если ты не повторяешь изученное ранее, то оно со временем забудется. Например, мы изучали части речи в предыдущих классах, но каждый год продолжаем их повторять и расширять свои знания.

Ученик. Это как строить здание по кирпичикам: чем больше повторяешь, тем больше знаешь.

Учитель. Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?

Ученик. Учиться- всегда пригодится! Готовы!


2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение 496, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 498, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.


Эталон №1 к упражнению 496

1. Всякому овощу своё время. 2. Своя земля и в горсти мила. 3. Сколько голов, столько и умов. 4. Ты ему по секрету, а он- всему свету. 5. Ты ему слово, он тебе- десять. 6. Много говорено, да мало сказано. 7. Немного думано, да хорошо сказано.

Местоимения в в предложениях замещают:

1) Всякому- какому?- прилагательное, своё- чьё?- прилагательное, 2) своя- чья?- прилагательное,3) сколько, столько- сколько?- числительное,4) ты, он- кто?- существительное; ему-кому?- существительное, всему-какому?- прилагательное, 5) ты, он- кто?- существительное; ему, тебе- кому?- существительное


Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 496 без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?


Ученик. Я по невнимательности отнес к местоимениям наречия много, немного, мало. Я понял: задание надо читать внимательно.


Эталон № 2 к упражнению № 506

В один из летних дней соседский рыжий кот Васька охотился за воробушками. Потревоженные Васькой, воробьи дружно взлетели и сели на ветки ближайшей сосны. Васька не сдался: полез на сосну. Вася был чересчур упитанный и избалованный, но упорно вскарабкался по дереву и начал передвигаться по ветке- именно на конце веточки сидел один из пернатых. Но Васька не учел, что для такой ветки чересчур грузен. Выпучив и издавая неприятные звуки, «тяжеловес» свалился на землю и с позором покинул место происшествия.


Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 506?

Ученик. Стихотворение В.Лунина небольшое, написано с юмором. Но я постарался передать его содержание, не используя местоимения.


Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 6 класса по теме: «Глагол как часть речи»

ФИ______________


Домашнее задание упр. № 496, упр. № 506, упр. №501

Составление алгоритма

  1. Упражнение 507

  1. Упражнение 517- работа в группах

  1. Упражнение 508- работа в парах

Самостоятельная работа по упражнению № 511

Самостоятельная работа по упражнению № 516

Творческая работа : 513


-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено неточно, ставьте знак вопроса(?).


Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, но давайте работать дальше.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3 этап. Этап локализации индивидуальных затруднений

Учитель. На доске записаны слова, распределите слова в таблицу(что делать?; что сделать?; что делает?; что сделает?), укажите спряж

Учит(…)ся, ужит(…)ся, держат(…)ся, боит(…)ся, стел(…)тся


что делать?

что сделать?

что делает?

что сделает?





Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон

что делать?

что сделать?

что делает?

что сделает?

Учиться (2 с)

Ужиться (1 с)

Держаться (2 с)


Учится (2 с)

Боится (2 с)

Стелется (1 с)



Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик. У меня ошибка в слове стелется.

Ученик. Я не учел, что слово учиться может быть и во втором столбце- учится.

Ученик. Неправильно указал спряжение глагола ужиться.

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроках?

Ученик. Да, если повторить их, то сможем.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Необходимо повторить ранее полученные знания


4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Повторить глаголы совершенного и несовершенного вида, спряжение глагола, правописание гласных в окончаниях глаголов.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Ответы на вопросы.


5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Что вы знаете о глаголе?

Ученик. Глагол- часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Ученик. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а несовершенного вида- на вопрос что сделать?

Учитель проводит физкультминутку. Я буду называть глаголы, а вы «показывать» их вид. Если глагол сов в, то просто выполняете названное действие. Если глагол несов в, то выполняете действие, но при выполнении поднимаете руки вверх. Встаём, сели, встали, шагнули, шагаем, поворачиваемся влево, повернулись вправо. Молодцы, садитесь. Продолжим работу.

Ученик. Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени.

Ученик. Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Ученик. Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению. Это зависит от правописания гласных е и и в окончаниях глаголов.

Учитель. Вы ответили на вопрос?

Ученик. Да, но мы хотели бы поработать, выполнить задания по теме.

Учитель. Продолжаем работать. Прочитайте параграф 88.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного?

Ученик. Мы вспомнили, что в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени. Единственном числе- по числам и родам.


Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте свой алгоритм.

Учитель. Представьте свой алгоритм.

Ученик. Наша группа создала алгоритм, который называется

«Глагол как часть речи»

Глагол- несовершенный вид- что делать?; совершенный вид- что сделать?

Глаголы бывают в форме настоящего, прошедшего. Будущего времени.

Глаголы изменяются по лицам и числам, в форме ед.ч прошедшего времени- по числам и родам.

Глагол в предложении бывает сказуемым.

Ученик. На конце глаголов в неопределённой форме пишутся окончание –ть(-ти), после –ть может стоять суффикс –ся.

Учитель. У всех так получилось?


Алгоритм

Глагол:

что делать?- несов в, что сделать?- сов в; (-ть, -ти, -ться);

-тся 3 л ед ч-наст вр, -ться- неопр ф;

Относятся к I или II спр( е-и в оконч);

В предл - ==========.




На экране проецируется образец рассуждения: Глагол- часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? На конце глаголов в неопределённой форме пишутся окончание –ть(-ти), после –ть может стоять суффикс –ся.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а несовершенного вида- на вопрос что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению. Это зависит от правописания гласных е и и в окончаниях глаголов. Глагол в предложении бывает сказуемым.


6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда выполните упражнение 507. Назовите глаголы несовершенного и совершенного видов.

Ученик. Глаголы несов вида: зеленеет- что делает?, проходят- что делают?, сушит- что делает?, веет- что делает?; сов вида: растаял-что сделал?, повеселели- что сделали?


Эталон -упр 507

Несов вид

Зеленеет(1)- что делает?

Проходят(2)- что делают?

Сушит(2)- что делает?

Веет(1)- что делает?

Соверш вид

Растаял(1)-что сделал?

Повеселели(1)- что сделали?



Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я правильно выполнил задание.

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.


Учитель. Объединитесь в пары. Прочитайте задание к упражнению 508 и данный в упражнении текст. Выполните задание, используя составленный алгоритм.

Ученик. В пословицах и поговорках есть и глаголы в неопределённой форме, и в форме 3 л. ед ч наст вр. Чтобы правильно определить вид, необходимо правильно задать вопрос.

Ученик. Важно не ошибиться в написании –ться и -тся на конце глаголов. Для этого нужно правильно задать вопрос к глаголам.

Эталон к упр 508

С тем не ужиться(что сделать?-с, -ться- -ть- окончание, -ся-суффикс, 1 спр), кто любит браниться(что делать?- н, -ться- -ть- окончание, -ся-суффикс, 2 спр). И мудрому человеку совет требуется( что делает?- н, -ет- оконч гл 3 л ед ч наст вр, -ся-суфф, 1 спр). Будете друг за дружку держаться- можете ничего не бояться (что делать?- н, -ться- -ть- окончание, -ся-суффикс, 2 спр). Вместе и беда легче переносится (что делает?- н, -ет- оконч гл 3 л ед ч наст вр, -ся-суфф, 2 спр). Кто хвалится, тот с горы свалится (что делает?- н, -ет- оконч гл 3 л ед ч наст вр, -ся-суфф, 2 спр). Кто работы не боится, у того она и спорится (что делает?- н, -ет- оконч гл 3 л ед ч наст вр, -ся-суфф, 2 спр). Дело мастера боится (что делает?- н, -ет- оконч гл 3 л ед ч наст вр, -ся-суфф, 2 спр).


Ученик. В пословицах много глаголов на правописание –тся и –ться. Но мы справились с заданием.

Учитель. Объединитесь в группы. Выполните упражнение 517. Составьте сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет».

Стёпа хвастун страшный. Похвастался, что вчера дрова колол. Мы попросили его показать, как он это делает. Стёпа взял топор, подошёл к пенькам, которые лежали во дворе возле домика. До этого он никогда не колол дрова, а только наблюдал, как это делают его сверстники- деревенские ребятишки. Чем же он хуже их? Со всей силы размахнувшись, он ударил топором по первому пеньку. Но не тут-то было: пенёк не желал колоться, он зажал топор, не отдавал его. Стёпа, наступив на пенёк, со всей силой потянул топор на себя. Получилось и хуже, и больнее: топор чуть не снёс ему подбородок и челюсти. Действительно, кто хвалится, тот с горы свалится


Ученик. Гл сов. вида- похвастался, попросили, взял, подошёл, ударил, зажал, потянул, не снёс, не свалится; н – колол, делает, лежали, не желал колоться, не отдавал, хвалится.

Учитель .Согласны ли вы с одноклассником?

Ученик. Да, он хорошо справился с заданием.

Учитель. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.


7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да, уверены!

Учитель. Выполните упр 511.



Эталон

Упражнение 511

Увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят.

Прошу, просишь, просит, просим, просите, просят.

Выращу, вырастишь, вырастит, вырастим, вырастят.


Вырасту, вырастешь, вырастет, вырастем, вырастете, вырастут.

Услышу, услышишь, услышит, услышим, услышите, услышат.


Учитель.Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, при спряжении гл вырастить, вырасти.

Учитель. Чем же вы руководствовались?

Ученик. Гл вырасти оканчивается на –ти, а не на –ить. Его в искл нет, в 3 л мн ч окончание –ут, значит, глагол относится к 1 спр.

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Выполнили. Мы повторили спряжение глагола.


8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили свои знания?

Ученик. Да, но давайте работать дальше. Повторение- мать учения.

Ученик. Дайте нам ещё задания.

Учитель. Упр. 513. Объясните условия выбора е и и в безударных окончаниях гласных.

Эталон к упр 513

Цветёт(на -ёт,1), летать, порхать(на –ать, 1), суетиться, торопиться ( на –ить,2), прилетать, возвращаться( на –ать, 1)


Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы легко справились с заданием.

Ученик. Я также легко справился с заданием.

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе работы.

Учитель. Упражн. 516. Прочитайте текст, выпишите глаголы, укажите их вид, спряжение.

Эталон к упр 516

С. Не упал( на –сть,1), открыл( 1с), увидел(2с), посмотрел(2с), спросил(2), узнаешь(1), пошел(1), воскликнул(1), послушай(1), подожди(1), пригорит(2).

Н.Горел(2), был(1).


Учитель. Проверьте, правильно вы выполнили задание.

Ученик. Да, правильно.

Учитель. Какие изобразительно-выразительные средства языка употребил в тексте автор?

Ученик. Сравнение: как будто приходил к нему каждый день. Я так горел нетерпением- метафора.

Учитель. Да, молодцы.

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы повторили и закрепили знания о глаголе, полученные в 5 классе. С определением совершенного и несовершенного видов глагола справились легко. С определением спряжения глаголов было труднее. Здесь пришлось вспоминать правила, пользоваться эталоном.

Ученик. Мы вспомнили, что все глаголы на –ить(кроме брить, стелить), 7 глаголов на –еть(терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть), 4 глагола на –ать(держать, слышать, дышать, гнать) относятся ко 2 спряжению.

Ученик. Узнали, то бывают и разноспрягаемые глаголы, встретились с разноспрягаемым глаголом поесть.

Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?

Ученик. Как уже сказали, трудность возникла при спряжении глагола вырасти.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки, толковый словарь помогли справиться с заданиями.


Учитель. Запишите домашнее задание

1)Повторить §88 и выполнить упражнение № 515.

2)Выполнить упражнение № 514.

3)Сочините сказку о глаголе.

Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!