СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Глагол как часть речи", повторение изученного

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи»

Глагол как часть речи   Казакова А.В. Учитель МОУ СШ № 43 им. А.С,Пушкина Г.Ярославль

Глагол как часть речи

Казакова А.В. Учитель МОУ СШ № 43 им. А.С,Пушкина

Г.Ярославль

Цель :  повторить и систематизировать материал по теме  в рамках подготовки к ЕГЭ

Цель :

повторить и систематизировать

материал по теме

в рамках подготовки к ЕГЭ

Задачи : 1. Повторить морфологические признаки глагола. 2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением. 3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

Задачи :

1. Повторить морфологические признаки глагола.

2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением.

3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

 Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать? 2.Действие предмета. 3.Грамматические категории: А) вид, переходность-непереходность, возвратность; Б) наклонение, время, лицо, число 4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

Морфологические признаки

1.Что делать? что сделать?

2.Действие предмета.

3.Грамматические категории:

А) вид, переходность-непереходность,

возвратность;

Б) наклонение, время, лицо, число

4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

 Вид глагола : Совершенный (что сделать?)-законченное действие; Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

Вид глагола :

  • Совершенный (что сделать?)-законченное действие;
  • Несовершенный (что делать?)-длительное действие.
 Переходные глаголы  действие, направленное на объект:  А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас  Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение .  Непереходные глаголы  не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение : препятствовать движению:

Переходные глаголы

действие, направленное на объект:

А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас

Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение .

Непереходные глаголы

не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение : препятствовать движению:

 Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (- сь ): учиться, купаюсь.  Действительный залог : старушка поднимает ся по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимает ся рабочими (формообразующий постфикс).

Возвратные глаголы

имеют постфикс – ся (- сь ): учиться, купаюсь.

Действительный залог : старушка поднимает ся по лестнице (словообразовательный постфикс).

Страдательный залог: груз поднимает ся рабочими (формообразующий постфикс).

 Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

Наклонение глагола :

  • Изъявительное (реальный факт).
  • Повелительное (побуждение к действию).
  • Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.
 В значении повелительного употребляются:  а ) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку.  б ) условное наклонение:  Ты бы отдохнул немного.  в ) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно.  В значении условного употребляется:  а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

В значении повелительного употребляются:

а ) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку.

б ) условное наклонение:

Ты бы отдохнул немного.

в ) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно.

В значении условного употребляется:

а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

 Категория времени: Настоящее, прошедшее, Будущее простое -напишу, принесу, Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).

Категория времени:

  • Настоящее, прошедшее,
  • Будущее простое -напишу, принесу,
  • Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).
Определите синтаксическую роль инфинитива 1.Ум нужно тренировать. 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать. 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги. 4.Я спешил скорее видеть вас. 5.Жить-родине служить. 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

Определите синтаксическую роль инфинитива

  • 1.Ум нужно тренировать.
  • 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
  • 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
  • 4.Я спешил скорее видеть вас.
  • 5.Жить-родине служить.
  • 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.
 Спряжение глагола   2 спряжение: А ) все на – ИТЬ ,  (кроме брить, стелить, зиждиться); Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В ) 4 на - АТЬ :  гнать, дышать, слышать, держать.

Спряжение глагола

2 спряжение:

А ) все на – ИТЬ ,

(кроме брить, стелить, зиждиться);

Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:

В ) 4 на - АТЬ :

гнать, дышать, слышать, держать.

 Личные окончания глагола :  А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т (- ю т) (суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).  2 спр . –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т). (суф. прич. 2спр. - а щ, - я щ, - и м.) Б ) вы летите –лет и те,  вы гоните –гон и те(2спр.) В ) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда – ИТЕ

Личные окончания глагола :

А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т (- ю т)

(суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).

2 спр . –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т).

(суф. прич. 2спр. - а щ, - я щ, - и м.)

Б ) вы летите –лет и те,

вы гоните –гон и те(2спр.)

В ) сохраняй вид при образовании инфинитива;

В повелительном наклонении всегда – ИТЕ

 Разноспрягаемые глаголы :  Ед.ч. Хочу, хоч ешь , хоч ет ,  Мн.ч. Хот им , хот ите , хот ят  Ед.ч. бегу, беж ишь , беж ит  Мн.ч. беж им , беж ите , бег ут  Брезж ишь – но : брезж ут

Разноспрягаемые глаголы :

Ед.ч. Хочу, хоч ешь , хоч ет ,

Мн.ч. Хот им , хот ите , хот ят

Ед.ч. бегу, беж ишь , беж ит

Мн.ч. беж им , беж ите , бег ут

Брезж ишь – но : брезж ут

Сложные случаи согласования: 1. Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе. 2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч. 3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч. 4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа . 5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

Сложные случаи согласования:

1. Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.

2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.

3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч.

4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа .

5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

 Ключи: 1 . 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2. 1-А, 2-Б, 3-Б; 3 .1-А, 2-Б, 3-А; 4. 1-А, 2-А, 3-Б.

Ключи:

  • 1 . 1-Б, 2-Б, 3-А ;
  • 2. 1-А, 2-Б, 3-Б;
  • 3 .1-А, 2-Б, 3-А;
  • 4. 1-А, 2-А, 3-Б.
Правописание суффиксов глагола :  А ) - ова- , - ева = - ую (- юю ):  бесед ова л -бесед ую ,  Б )- ыва (- ива ) = - ываю (- иваю ):  разве ива л-разве иваю .  В ) одол е ть -одол е вать, одол е ваю.  Г ) Запомни : застр е вать, затм е вать, продл е вать, увещ е вать, обур е вать, недоум е вать.

Правописание суффиксов глагола :

А ) - ова- , - ева = - ую (- юю ):

бесед ова л -бесед ую ,

Б )- ыва (- ива ) = - ываю (- иваю ):

разве ива л-разве иваю .

В ) одол е ть -одол е вать, одол е ваю.

Г ) Запомни : застр е вать, затм е вать, продл е вать, увещ е вать, обур е вать, недоум е вать.

 Правописание суффиксов  после приставок обез - ( обес-):  1.В переходных - И :  обезлес и ть, обезвод и ть (кого-то), обессил и ть врага  2. В непереходных – Е :  обезлес е ть, обезвод е ть(самому), обессил е ть самому

Правописание суффиксов

после приставок обез - ( обес-):

1.В переходных - И :

обезлес и ть, обезвод и ть (кого-то), обессил и ть врага

2. В непереходных – Е :

обезлес е ть, обезвод е ть(самому), обессил е ть самому

1 . Чтение теории : стр. 158-161,165-166. 2 . Упражнения: 252,253. Домашнее задание:

1 . Чтение теории :

стр. 158-161,165-166.

2 . Упражнения: 252,253.

Домашнее задание:

1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., «Русское слово»,2009 год. 2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год. Литература :

1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,

«Русское слово»,2009 год.

2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.

Литература :


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!