Глагол как часть речи
Казакова А.В. Учитель МОУ СШ № 43 им. А.С,Пушкина
Г.Ярославль
Цель :
повторить и систематизировать
материал по теме
в рамках подготовки к ЕГЭ
Задачи :
1. Повторить морфологические признаки глагола.
2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением.
3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ
Морфологические признаки
1.Что делать? что сделать?
2.Действие предмета.
3.Грамматические категории:
А) вид, переходность-непереходность,
возвратность;
Б) наклонение, время, лицо, число
4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.
Вид глагола :
- Совершенный (что сделать?)-законченное действие;
- Несовершенный (что делать?)-длительное действие.
Переходные глаголы
действие, направленное на объект:
А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас
Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение .
Непереходные глаголы
не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение : препятствовать движению:
Возвратные глаголы
имеют постфикс – ся (- сь ): учиться, купаюсь.
Действительный залог : старушка поднимает ся по лестнице (словообразовательный постфикс).
Страдательный залог: груз поднимает ся рабочими (формообразующий постфикс).
Наклонение глагола :
- Изъявительное (реальный факт).
- Повелительное (побуждение к действию).
- Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.
В значении повелительного употребляются:
а ) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку.
б ) условное наклонение:
Ты бы отдохнул немного.
в ) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно.
В значении условного употребляется:
а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.
Категория времени:
- Настоящее, прошедшее,
- Будущее простое -напишу, принесу,
- Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).
Определите синтаксическую роль инфинитива
- 1.Ум нужно тренировать.
- 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
- 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
- 4.Я спешил скорее видеть вас.
- 5.Жить-родине служить.
- 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.
Спряжение глагола
2 спряжение:
А ) все на – ИТЬ ,
(кроме брить, стелить, зиждиться);
Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:
В ) 4 на - АТЬ :
гнать, дышать, слышать, держать.
Личные окончания глагола :
А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т (- ю т)
(суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).
2 спр . –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т).
(суф. прич. 2спр. - а щ, - я щ, - и м.)
Б ) вы летите –лет и те,
вы гоните –гон и те(2спр.)
В ) сохраняй вид при образовании инфинитива;
В повелительном наклонении всегда – ИТЕ
Разноспрягаемые глаголы :
Ед.ч. Хочу, хоч ешь , хоч ет ,
Мн.ч. Хот им , хот ите , хот ят
Ед.ч. бегу, беж ишь , беж ит
Мн.ч. беж им , беж ите , бег ут
Брезж ишь – но : брезж ут
Сложные случаи согласования:
1. Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.
2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.
3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч.
4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа .
5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих
Ключи:
- 1 . 1-Б, 2-Б, 3-А ;
- 2. 1-А, 2-Б, 3-Б;
- 3 .1-А, 2-Б, 3-А;
- 4. 1-А, 2-А, 3-Б.
Правописание суффиксов глагола :
А ) - ова- , - ева = - ую (- юю ):
бесед ова л -бесед ую ,
Б )- ыва (- ива ) = - ываю (- иваю ):
разве ива л-разве иваю .
В ) одол е ть -одол е вать, одол е ваю.
Г ) Запомни : застр е вать, затм е вать, продл е вать, увещ е вать, обур е вать, недоум е вать.
Правописание суффиксов
после приставок обез - ( обес-):
1.В переходных - И :
обезлес и ть, обезвод и ть (кого-то), обессил и ть врага
2. В непереходных – Е :
обезлес е ть, обезвод е ть(самому), обессил е ть самому
1 . Чтение теории :
стр. 158-161,165-166.
2 . Упражнения: 252,253.
Домашнее задание:
1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,
«Русское слово»,2009 год.
2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.
Литература :