Организационная информация |
| |
Тема | Глагол как часть речи |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Автор урока (Ф.И.О., должность) | Бардикова Людмила Николаевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | Прослаухинская СОШ-филиал МБОУ «Баевская СОШ» |
Методическая информация |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Создать условия по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств на уровне учителя и уровне ученика; раскрыть основные признаки глагола как части речи. |
Задачи урока | Познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает); Познакомить с ролью глагола в речи; Развивать умение определять синтаксическую роль глаголов в предложении; Развивать умение распознавать глаголы в устной и письменной речи; Пробуждать интерес к русской поэзии. |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Предметные: - что обозначают глаголы; - на какие вопросы отвечают глаголы; - роль глаголов в предложении; - с какой целью употребляют глаголы в речи. - распознавать глаголы среди других частей речи; - образовывать глаголы; - правильно употреблять в речи глаголы. Личностные: – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать свое предположение (версию) - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - уметь высказывать свое мнение; - слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре Предметные: - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры; - овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; - осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры; - освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка; - формирование умений анализировать основные единицы языка. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | - системно-деятельностный подход; - информационно-коммуникационные технологии - проблемно-диалогическая технология; - технология оценивания уровня учебных успехов; - личностно-ориентированное обучение; - групповая технология; - здоровьесверегающие технологии; - элементы технологии развития критического мышления; - исследовательская деятельность. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, мультимедиа проектор, карточки с заданиями для всей группы, таблица «Анализ индивидуальной деятельности по теме «ГЛАГОЛ». |
Список учебной литературы | Печатные: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2020. ЭОРы, ЦОРы: Презентация к уроку созданная учителем в программе Micrsoft Offce Power Point. Ссылки на использованные интернет-ресурсы: http://iplayer.fm/song/77734066/vyglyanulo_solnyshko_iz_za_seryh_tuch_-_Bez_nazvaniya/ http://cs308129.vk.me/v308129235/8de1/n4L1DvEwOPU.jpg |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание урока | Примечание (ИКТ – сопровождение) |
I. Организационный момент. Цель –создание положительного эмоционального настроя к предстоящему занятию | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой | Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. Происходит эмоциональный контакт, дети обмениваются положительными эмоциями. | Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения и успехов в работе. | Слайд №1 |
II. Минутка чистописания Цель - формирование каллиграфического навыка письма | Организует написание букв и слогов, даёт рекомендации по правильному написанию соединений. | Записывают число, прописывают минутку чистописания (показ в тетрадях), | Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать строчные буквы глгл глгл, а также слоги с этими буквами. Слоги: ла, го, ол, аг, гл | Слайд №2-3 |
III. Актуализация знаний Цель: привлечение внимания к учебному материалу. | Предъявление практической задачи | Работают со словами, отвечают на вопросы, выполняют задания на карточках. Делают вывод. | Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы. В...Р...БЕЙ П...НАЛ Р...БЁНОК ЖУЖЖ...Т А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка) - Посмотрите на слова. Найдите лишнее. Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные. - Ребята! Как определили, что эти слова – существительные? Что вы знаете об имени существительном? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какие морфологические признаки имеет? Слово жужжит лишнее. - Почему оно лишнее? - Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее. | Слайд №4-5 |
IV. Мотивация к учебной деятельности. Цель - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Формулировка и принятие УЗ. Цель: стимулирование учащихся на постановку определенных целей | Организует письменную работу с филвордом Организует формулировку темы урока учащимися. Зная тему и используя опорные слова ПОЗНАКОМИТЬСЯ и НАУЧИТЬСЯ, сформулируйте цель урока. | Работает со словами С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | «Филворд» - Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться. Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово: Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. (Алфавит) - Ищем второе слово: Кто спешит так рано в школу? Все спешат ученики! Что несут они в портфелях? Книги, ручки, дневники. Как вы сделали открытие Это удивительное? Помогло нам всем ответить Имя… (существительное). Следующее слово: Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. (Она бывает письменная и устная). (Речь). Ф | Л | Г | О | Т | В | Ь | Н | А | А | А | Л | С | И | Л | О | В | Г. | Л | Щ | Е | Т | Е | Е | И | Т | С | У | Ь | Ч | Е | Р | -О чем будем сегодня говорить на уроке? - О словах, обозначающих действие предметов- глаголах. Учебник с.68 Тема урока-глагол. -Мы ответим на вопрос «Что такое глагол?» Познакомимся с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает); Научимся распознавать глаголы в устной и письменной речи. | Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
V. Изучение нового материала. Цель – формировать первоначальные представления о глаголе как части речи, познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает) | Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. Организует работу в парах. Организует работу над картой понятий. Организует работу в парах. Организует фронтальную работу по вопросам. Даёт сведения о происхождении слова «глагол» | Работают с учебником Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Заполняют карту понятий. Работают в парах Отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями. Слушают и запоминают информацию. | Учебник с.68 упр.116 Рассмотри рисунки. Работаем в паре. Расскажи друг другу, что делает мальчик. Составь предложения. Кто готов? Слушаем. Представить действия мальчика нам помогут глаголы. -Так что же такое глагол? Делаем выводы. -Это слова, главный их признак? Они обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? И др. Мы вспомним, что уже знаем о глаголе и оформим наши знания в карту понятий. Часть речи______________________________________ Обозначает _____________________________________ О твечает на вопросы _________________ ________________ __ -Над какой частью речи мы сегодня работаем? (глагол) -Что обозначает глагол? (действие) -На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделали?...) - Запишите вопросы и слова-действия. (обсуждение в парах) -Сделаем вывод. - Давайте откроем учебник на стр. 68 и сравним наш вывод и правило. -Как вы думаете, что означает слово «глагол»? - Где узнать значение слова? (В толковом словаре) -Давайте познакомимся со значением слова «глагол» - ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… В древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке | Слайд 10 |
VI. Физкультминутка. Цель- создать условия для минутки отдыха | Проводит физкультминутку. Демонстрирует | Повторяют движения, отдыхают | Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом! Мы топаем ногами: топ –топ – топ. Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп. Мы руки разведём И побежим кругом! | |
VII. Закрепление изученного. Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний о глаголе, развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач. | Организует коллективную работу Организует работу в парах осуществляет контроль за выполнением задания. | Работают коллективно, отвечают на вопросы Работают в парах, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 1)-Записать глаголы. Работа у доски. (Обучающиеся смотрят на картинки, узнают действие, устно задают вопросы и записывают глаголы. Проводится орфографическая работа) 2) Работа в парах -Слова какой части речи записаны на карточках? -Образуйте от имён существительных глаголы. (Чтение- Рисование- Свист- Плавание- ходьба- треск-) Проверка. | Слайды 11-18 Слайд 19 |
VIII.Контроль Цель: учиться применять полученные знания; выявить, умеют ли учащиеся самостоятельно работать по теме урока. соответствуют ли их действия целям урока | Организует самостоятельную дифференцированную работу с самопроверкой по эталону | Выбирают задание для самостоятельной работы. Работают самостоятельно. Проводят самопроверку. | 3) Обучающимся даны на выбор упражнения. -Перед вами карточка с заданиями. Первое задание простое, второе сложнее. Прочитайте задания и сами выберите какое будете делать. Уровень А. Выпишите из стихотворения глаголы Мороз, летит, весна, скворцы, принесут, тучи, красота, ползёт, увидишь, вернулись. Уровень Б. Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь. Зима недаром …, …. её пора- Весна в окно …. И … со двора. (злится, прошла, стучится, гонит) Самопроверка | Слайд 20 |
IX. Рефлексия деятельности. Цель: создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты По таблице рассказывают о своей работе на уроке. | - Вспомните минутку чистописания. Вставьте гласные а и о, чтобы получилось слово глгл - глагол -Вспомните, какие вопросы мы ставили в самом начале урока. -Расскажите о своей деятельности по таблице. - Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему? | Слайд 21 Слайд 22 |
X. Итог урока Цель– подвести итог проделанной работе на уроке. | Организует подведение итога урока | Подводят итог урока | Урок наш подходит к концу. Чему научились? Мне было трудно … Мне понравилось … | |
Домашнее задание Цель: создание непрерывного процесса получения знаний и формирование умений и навыков | Сообщает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость на дифференцированное выполнение | Получив инструктаж, каждый для себя выбирает и записывает | Учебник с. 68 правило На выбор 1.Из словарей синонимов и антонимов с. 140-141 выписать по три пары глаголов синонимов и антонимов. II. Учебник стр. 69 упр.118 Спасибо за урок! | Слайд 23 Слайд 24 |
Мороз, летит, весна, скворцы, принесут, тучи, красота, ползёт, увидишь, вернулись.
Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь.
…. её пора-
Весна в окно ….
И … со двора.