СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи

Категория: Русский язык
Тема: Глагол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработки урока открытия новых знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи»

Технологическая карта урока


Организационная информация



Тема

Глагол как часть речи

Предмет

Русский язык

Класс

2

Автор урока (Ф.И.О., должность)

Бардикова Людмила Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Прослаухинская СОШ-филиал МБОУ «Баевская СОШ»

Методическая информация

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Создать условия по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств на уровне учителя и уровне ученика; раскрыть основные признаки глагола как части речи.

Задачи урока

  1. Познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

  2. Познакомить с ролью глагола в речи;

  3. Развивать умение определять синтаксическую роль глаголов в предложении;

  4. Развивать умение распознавать глаголы в устной и письменной речи;

  5. Пробуждать интерес к русской поэзии.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока


Предметные:

  • Знать:

- что обозначают глаголы;

- на какие вопросы отвечают глаголы;

- роль глаголов в предложении;

- с какой целью употребляют глаголы в речи.

  • Уметь:

- распознавать глаголы среди других частей речи;

- образовывать глаголы;

- правильно употреблять в речи глаголы.

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

  • Коммуникативные УУД

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Предметные:

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы


- системно-деятельностный подход;

- информационно-коммуникационные технологии

- проблемно-диалогическая технология;

- технология оценивания уровня учебных успехов;

- личностно-ориентированное обучение;

- групповая технология;

- здоровьесверегающие технологии;

- элементы технологии развития критического мышления;

- исследовательская деятельность.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиа проектор, карточки с заданиями для всей группы, таблица «Анализ индивидуальной деятельности по теме «ГЛАГОЛ».

Список учебной литературы

Печатные:

  1. Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2020.

ЭОРы, ЦОРы:

  1. Презентация к уроку созданная учителем в программе Micrsoft Offce Power Point.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы:

  1. http://iplayer.fm/song/77734066/vyglyanulo_solnyshko_iz_za_seryh_tuch_-_Bez_nazvaniya/

  1. http://cs308129.vk.me/v308129235/8de1/n4L1DvEwOPU.jpg

Ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание урока

Примечание

(ИКТ – сопровождение)

  1. I. Организационный момент.

Цель –создание положительного эмоционального настроя к предстоящему занятию


Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой


Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. Происходит эмоциональный контакт, дети обмениваются положительными эмоциями.


Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения и успехов в работе.



Слайд №1

  1. II. Минутка чистописания

Цель - формирование каллиграфического навыка письма

Организует написание букв и слогов, даёт рекомендации по правильному написанию соединений.



Записывают число, прописывают минутку чистописания (показ в тетрадях),

Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать строчные буквы глгл глгл, а также слоги с этими буквами.

Слоги: ла, го, ол, аг, гл

Слайд №2-3

  1. III. Актуализация знаний

Цель: привлечение внимания к учебному материалу.


Предъявление практической задачи





Работают со словами, отвечают на вопросы, выполняют задания на карточках. Делают вывод.


Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.

В...Р...БЕЙ

П...НАЛ

Р...БЁНОК

ЖУЖЖ...Т

А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)

Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные.

Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?

Что вы знаете об имени существительном?

  1. Что оно обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает?

  3. Какие морфологические признаки имеет?

Слово жужжит лишнее.

- Почему оно лишнее?

- Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.

Слайд №4-5























IV. Мотивация к учебной деятельности.


Цель - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
























Формулировка и принятие УЗ.

Цель: стимулирование учащихся на постановку определенных целей



Организует письменную работу с филвордом

























Организует формулировку темы урока учащимися.



Зная тему и используя опорные слова ПОЗНАКОМИТЬСЯ и НАУЧИТЬСЯ, сформулируйте цель урока.



Работает со словами



























С помощью учителя формулируют тему урока.




С помощью учителя ставят цель урока.


«Филворд» 

- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)

- Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).

Следующее слово:

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная). (Речь).


Ф

Л

Г

О

Т

В

Ь

Н

А

А

А

Л

С

И

Л

О

В

Г.

Л

Щ

Е

Т

Е

Е

И

Т

С

У

Ь

Ч

Е

Р

-О чем будем сегодня говорить на уроке?

- О словах, обозначающих действие предметов- глаголах.

Учебник с.68

Тема урока-глагол.

-Мы ответим на вопрос «Что такое глагол?»

  1. Познакомимся с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

  2. Научимся распознавать глаголы в устной и письменной речи.

Слайд 6
























Слайд 7












Слайд 8

Слайд 9

V. Изучение нового материала.


Цель – формировать первоначальные представления о глаголе как части речи, познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает)


Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Организует работу в парах.









Организует работу над картой понятий.

Организует работу в парах.














Организует фронтальную работу по вопросам.

Даёт сведения о происхождении слова «глагол»



Работают с учебником


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.






Заполняют карту понятий. Работают в парах



Отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями.


Слушают и запоминают информацию.



Учебник с.68 упр.116

Рассмотри рисунки. Работаем в паре. Расскажи друг другу, что делает мальчик. Составь предложения. Кто готов? Слушаем.

Представить действия мальчика нам помогут глаголы.

-Так что же такое глагол?

Делаем выводы.

-Это слова, главный их признак?

Они обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? И др.


Мы вспомним, что уже знаем о глаголе и оформим наши знания в карту понятий.


Часть речи______________________________________

Обозначает _____________________________________


О твечает на вопросы



_________________ ________________ __


-Над какой частью речи мы сегодня работаем? (глагол)

-Что обозначает глагол? (действие)

-На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделали?...)

- Запишите вопросы и слова-действия. (обсуждение в парах)

-Сделаем вывод.

- Давайте откроем учебник на стр. 68 и сравним наш вывод и правило.



-Как вы думаете, что означает слово «глагол»?

- Где узнать значение слова? (В толковом словаре)

-Давайте познакомимся со значением слова «глагол»

- ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль…

В древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.

Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке









Слайд 10

VI. Физкультминутка.

Цель- создать условия для минутки отдыха

Проводит физкультминутку.

Демонстрирует

Повторяют движения,

отдыхают

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!


VII. Закрепление изученного.


Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний о глаголе, развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач.


Организует коллективную работу




Организует работу в парах осуществляет

контроль

за выполнением

задания.


Работают коллективно, отвечают на вопросы



Работают в парах, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



1)-Записать глаголы. Работа у доски. (Обучающиеся смотрят на картинки, узнают действие, устно задают вопросы и записывают глаголы. Проводится орфографическая работа)



2) Работа в парах

-Слова какой части речи записаны на карточках?

-Образуйте от имён существительных глаголы.

(Чтение- Рисование- Свист-

Плавание- ходьба- треск-) Проверка.



Слайды 11-18






Слайд 19

VIII.Контроль

Цель: учиться применять полученные знания;

выявить, умеют ли учащиеся самостоятельно работать по теме урока.

соответствуют ли их действия целям урока

Организует самостоятельную дифференцированную работу с самопроверкой по эталону

Выбирают задание для самостоятельной работы. Работают самостоятельно. Проводят самопроверку.










3) Обучающимся даны на выбор упражнения.

-Перед вами карточка с заданиями. Первое задание простое, второе сложнее. Прочитайте задания и сами выберите какое будете делать.


Уровень А.

Выпишите из стихотворения глаголы

Мороз, летит, весна, скворцы, принесут, тучи, красота, ползёт, увидишь, вернулись.


Уровень Б.

Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь.

Зима недаром …,

…. её пора-

Весна в окно ….

И … со двора. (злится, прошла, стучится, гонит)


Самопроверка

Слайд 20

IX. Рефлексия деятельности.


Цель: создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности


Организует рефлексию










Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты



По таблице рассказывают о своей работе на уроке.


- Вспомните минутку чистописания. Вставьте гласные а и о, чтобы получилось слово

глгл - глагол


-Вспомните, какие вопросы мы ставили в самом начале урока.


-Расскажите о своей деятельности по таблице.


- Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?






Слайд 21



Слайд 22

X. Итог урока

Цель– подвести итог проделанной работе на уроке.


Организует подведение итога урока

Подводят итог урока

Урок наш подходит к концу.

Чему научились?

Мне было трудно …

Мне понравилось …


Домашнее задание

Цель: создание непрерывного процесса получения знаний и формирование умений и навыков

Сообщает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость на

дифференцированное выполнение

Получив инструктаж, каждый для себя выбирает и записывает

Учебник с. 68 правило

На выбор

1.Из словарей синонимов и антонимов

с. 140-141 выписать по три пары глаголов синонимов и антонимов.

II. Учебник стр. 69 упр.118

Спасибо за урок!

Слайд 23






Слайд 24







Приложение




Карта понятий



Часть речи______________________________________

Обозначает _____________________________________


О твечает на вопросы



_________________ ________________ _________________


_________________ _______________ ________________

_________________ _______________ ________________

_________________ _______________ ________________









Уровень А.

Выпишите из стихотворения глаголы

Мороз, летит, весна, скворцы, принесут, тучи, красота, ползёт, увидишь, вернулись.



Уровень Б.

Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь.

Зима недаром ….

…. её пора

Весна в окно ….

И … со двора. (злится, прошла, стучится, гонит)












Ф

Л

Г

О

Т

В

Ь

Н

А

А

А

Л

С

И

Л

О

В

Г

Л

Щ

Е

Т

Е

Е

И

Т

С

У

Ь

Ч

Е

Р






Уровень А.

Выпишите из стихотворения глаголы

Мороз, летит, весна, скворцы, принесут, тучи, красота, ползёт, увидишь, вернулись.



Уровень Б.

Вставить в стихотворение глаголы. Стихотворение записать в тетрадь.

Зима недаром …,

…. её пора-

Весна в окно ….

И … со двора.

(злится, прошла, стучится, гонит)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!