СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 4 класса. Конспект разработан по требованиям обновленного содержания образования.

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи. 4 класс»


Раздел: Природные явления

Лексическая тема: Гроза

Тема: Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи.

УРОК: русский язык

Школа: КГУ «Основная средняя школа-интернат»

Дата:

Имя учителя: Кашкинбаева Алия Тохтаровна

Класс 4

Количество присутствующих 8

Количество отсутствующих 1

Цели обучения, которым посвящен урок:

4.1.5.1 строить монологическое высказывание наглядные материалы;

4.2.4.1 определять типы текстов – описание, повествование, рассуждение по их особенностям

4.3.8.1 различать на основе существенных признаков имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные определять их роль в предложении;

Цели урока

Построение высказывания

Определение темы и основной мысли высказывания.

Различие на основе признаков глагола.

Критерии оценивания

Узнать какую роль выполняют глаголы в речи.

Находит в тексте глаголы.

Выписать из однокоренных слов глаголы.

Рассказать об отличии глаголов от других частей речи.

Составить словосочетания с глаголом.

Подумать над лексическим значением глаголов.

Рассказать о правилах поведения при грозе.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «РЖ»: гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

- литература

- естествознание

- познание мира

- ОБЖ

Предварительные знания

Имя числительное как часть речи. Имена числительные количественные и порядковые. Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание личных местоимений. Типы текстов.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Создание положительного настроя «Манки»

Деление на группы прием «Цвет настроения»

Ресурсы


цветы

Повторение

- Какой раздел мы изучаем? / природные явления/

- Какое природное явление мы наблюдали в течении последнего времени? /обильный снегопад, буран, метель, ураган/

- Как называется природное явление, в результате которого возникает угроза жизни, наносится урон деятельности человека? /катаклизм/

Прием графический органайзер. Кластер «Домики»

- Какой раздел грамматики изучает части речи? /морфология/

….Вот сейчас предлагаю отправиться на улицу Морфологии, выступить в роли спасателей. Там после сильного ветра и снегопада жители не могут попасть в свои дома. Поможем им!


Задания по группам/Правила работы в группе. Регламент

Раздат/мат

Листы, человечки, клей.

Ладошки для оценивания


Актуализация жизненного опыта.

(К) Беседа. Отгадывание загадки.

– Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с красивым и величественным природным явлением. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем будем говорить на уроке сегодня.

Вот по небу мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит. (гроза)


– Сформулируйте тему нашего урока.

– Какую цель поставите перед собой?


«У природы нет плохой погоды» – поется в песне, но не всякая погода хороша. Многие природные явления опасны для здоровья и жизни человека. Опасна и гроза.

– Что же такое гроза? (ответы детей)

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества.

Целеполагание.

Чтобы определить тему нашего урока, предлагаю отгадать ребус. /Глагол/

Тема нашего урока: Глагол как часть речи. Роль глагола в речи.

- Какую цель мы поставим перед собой на урок?

(крепим на доску!)
























Слайд


Слайд


Прием

«Мишень»

Осмысление

Оформление тетради

Работа над лексической и грамматической темой урока

Минутка чистописания: работа с пословицей: Гроза и дождь врозь не ходят.

Работа с пословицей по плану:

1) Чтение пословицы.

2) Объяснение значения непонятных слов.

3) Выяснение смысла пословицы в целом: о чем она и чему учит?

Учебник


(К) Работа с текстом

Чтение текста. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение).

Выписывают слова, которые обозначают действие предмета.

– Как они называются?

Рассматривание схемы

Изучают схему. Доказывают с помощью схемы, что записанные слова – глаголы. Используют образец доказательства.

Возврат к кластеру «Глагол», составление кластера


Работа с блок-схемой

(Д, К) Динамическая пауза


(И) Нахождение глаголов среди других частей речи

Находят среди однокоренных слов глаголы и выписывают их.

Рассказывают, как отличить глаголы от слов других частей речи.

(П) Составляют словосочетания с выписанными глаголами. Глаголы употребляют в форме прошедшего времени.

(работа консультантов)

Учебник

Блок-схема

Таблица











Карточки

Разноуров




Ламинированные листы


(Г) Лексическое значение глаголов

Работа по карточкам

На парте листок с текстом

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.

- Прочитайте, внимательно, текст.

- Что удивило?

- Полностью понятен смысл текста?

- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?

«Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.


(проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. )

Оригинал ( слайд презентации)


- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)

Пауза « Австралийский дождь»

Задание: Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.

-мечтает, радуется

улыбается, хмурится

сердится, согласен, не согласен…


- Все ли эти слова называют действия?

/нет, некоторые называют состояние предмета/

Предполагают, для чего в речи нужны глаголы, о чем они помогают рассказать.

Вывод: сопровождается демонстрацией слайдов.

Для детей с особыми потребностями раздать памятки!

Учебник





Карточки,

слайды




Работа в Рабочей тетради

Оценка уровня усвоения навыка по теме



Рефлексия

Итог урока

«Заверши фразу»

Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? называется … .

- Какова роль глагола в речи? /помогают рассказать способах передвижения, чувствах, трудовой деятельности, звуках, цвете предмета/

Прием «Дерево знаний»

Выбор яблок по цвету: красное – знаю, могу научить других, зеленое понимаю, могу применить, желтое – надо еще поработать и повторить.

Возврат Мишень

Диифференцированное домашнее задание

  • Стр32 упр.4 – мотивированные ученики (Выписывают из правил поведения три из них, вставляя пропущенные буквы. Подчеркивают глаголы. )

  • Р.т. стр 14 №1, 2

Учебник

Дополнительная информация

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и Соблюдение техники безопасности

Мотивированные дети смогут рассказать о правилах поведения при грозе. Дозированная помощь немотивированным детям в выполнении работы.


Формативное оценивание

– Самооценивание по «Шкале трудности» в тетради.

– Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

– Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

– Определение уровня усвоения навыка по теме (Рабочая тетрадь).

- динамическая пауза

- пальчиковая гимнастика









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!