СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол. Морфологические признаки глагола.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй урок по теме. Содержит орфографическую, орфоэпическую работу, тест.

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Морфологические признаки глагола.»

Глагол.  Морфологические признаки глагола Балакирева Т.А., МБОУ СОШ № 23 г. Владивостока

Глагол. Морфологические признаки глагола

Балакирева Т.А.,

МБОУ СОШ № 23

г. Владивостока

Вставьте буквы. Объясните орфограммы Отд..ла, прин..ла, прод..ла, нал..ла, сгн..ла, убр..ла, зан..ла Определите, к какой части речи принадлежат все слова, и сделайте вывод, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Что общего межу глаголами? Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Вставьте буквы. Объясните орфограммы

  • Отд..ла, прин..ла, прод..ла, нал..ла, сгн..ла, убр..ла, зан..ла

Определите, к какой части речи принадлежат все слова, и сделайте вывод, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Что общего межу глаголами?

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Образуйте от записанных глаголов формы глаголов по образцу. Расставьте ударение. Образец: поднял а -подн я ть, п о днял, п о дняло, п о дняли. На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида? По какой форме определяется спряжение глагола с безударным личным окончанием? Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Образуйте от записанных глаголов формы глаголов по образцу. Расставьте ударение.

  • Образец: поднял а -подн я ть, п о днял, п о дняло, п о дняли.
  • На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?
  • По какой форме определяется спряжение глагола с безударным личным окончанием?
  • Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Распределите слова в 2 столбика в зависимости от спряжения. Окончания выделите. Скаж..шь, ненавид..т, вид..шь, разбира..т, бор..тся, реша..тся, яв..тся, бор..мся, завис..м, принос..м, оставля..те, стро..те, помога..т, ве..т, попрос..т, загород..т.

Распределите слова в 2 столбика в зависимости от спряжения. Окончания выделите.

  • Скаж..шь, ненавид..т, вид..шь, разбира..т, бор..тся, реша..тся, яв..тся, бор..мся, завис..м, принос..м, оставля..те, стро..те, помога..т, ве..т, попрос..т, загород..т.
Работа с учебником Учимся говорить на лингвистическую тему (Упр. 308) Упр. 309, 310

Работа с учебником

  • Учимся говорить на лингвистическую тему (Упр. 308)
  • Упр. 309, 310
Тест А1. Что обозначает глагол? 1) действие;  2) предмет;  3) признак предмета; 4) количество предметов.

Тест

  • А1. Что обозначает глагол?
  • 1) действие;
  • 2) предмет;
  • 3) признак предмета;
  • 4) количество предметов.
А2. Какой признак глагола не является постоянным? 1) вид; 2) переходность; 3) лицо;  4) спряжение
  • А2. Какой признак глагола не является постоянным?
  • 1) вид;
  • 2) переходность;
  • 3) лицо;
  • 4) спряжение
А3. Укажите ряд глаголов II спряжения. 1) ценить; помнить; дышать; зависеть; носить; 2) стелить; выпекать; цвести; помогать; сберечь; 3) хотеть; бежать; дать; есть; 4) стараться; бороться; делать; украшать; лелеять.
  • А3. Укажите ряд глаголов II спряжения.
  • 1) ценить; помнить; дышать; зависеть; носить;
  • 2) стелить; выпекать; цвести; помогать; сберечь;
  • 3) хотеть; бежать; дать; есть;
  • 4) стараться; бороться; делать; украшать; лелеять.
А4. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола. 1) пришёл бы – сов.вид, неперех., I спр., услов. накл., ед.ч., муж.р.; 2) спроси – сов.вид, перех., II спряж., повел. накл., 2 –е л., ед.ч.; 3) захочу – несов.вид, перех., I спр., изъяв. накл., прош.вр., 1-е л., ед.ч.; 4) варит – несов.вид, перех., II спр., изъяв. накл., наст.вр., 3-е л., ед.ч.
  • А4. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.
  • 1) пришёл бы – сов.вид, неперех., I спр., услов. накл., ед.ч., муж.р.;
  • 2) спроси – сов.вид, перех., II спряж., повел. накл., 2 –е л., ед.ч.;
  • 3) захочу – несов.вид, перех., I спр., изъяв. накл., прош.вр., 1-е л., ед.ч.;
  • 4) варит – несов.вид, перех., II спр., изъяв. накл., наст.вр., 3-е л., ед.ч.
В1. От данных глаголов образуйте формы изъявительного наклонения. Писать, читать, показать, отложить.
  • В1. От данных глаголов образуйте формы изъявительного наклонения.
  • Писать, читать, показать, отложить.
В2. Образуйте от глаголов формы настоящего или будущего времени 2-го лица множественного числа. Скакать, писать, искать, колоть, крикнуть, свистнуть.
  • В2. Образуйте от глаголов формы настоящего или будущего времени 2-го лица множественного числа.
  • Скакать, писать, искать, колоть, крикнуть, свистнуть.
В3 Составьте словосочетания с данными глаголами. Белеть – белить; чернеть – чернить; синеть – синить.
  • В3 Составьте словосочетания с данными глаголами.
  • Белеть – белить; чернеть – чернить; синеть – синить.
В 4. Выпишите глаголы совершенного вида. Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот-навыворот. Вот захотел он стать музыкантом. Гусля дал Незнайке большую медную трубу. Незнайка как подует в неё, труба как заревёт!
  • В 4. Выпишите глаголы совершенного вида.
  • Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот-навыворот. Вот захотел он стать музыкантом. Гусля дал Незнайке большую медную трубу. Незнайка как подует в неё, труба как заревёт!
Проверим А1- 1 А2- 3 А3- 1 А4- 3 В1-пишу – писал – буду писать; читаю – читал – буду читать; покажу – показал; отложу – отложил; (10б) В2-скачете, пишите, ищете, колете, крикнете, свистнете; (6б) В3-парус белеет, белить забор, небо чернеет, чернить серебро, губы синеют, синить ткань;(6б) В4-захотел, стать, дал, подует, заревёт; (5б)

Проверим

  • А1- 1
  • А2- 3
  • А3- 1
  • А4- 3
  • В1-пишу – писал – буду писать; читаю – читал – буду читать; покажу – показал; отложу – отложил; (10б)
  • В2-скачете, пишите, ищете, колете, крикнете, свистнете; (6б)
  • В3-парус белеет, белить забор, небо чернеет, чернить серебро, губы синеют, синить ткань;(6б)
  • В4-захотел, стать, дал, подует, заревёт; (5б)
Рефлексия Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Какие умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни?

Рефлексия

  • Какова была тема урока?
  • Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены?
  • Какие умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни?
Домашнее задание Упр. 306,307

Домашнее задание

  • Упр. 306,307