Тема: "Гласные звуки и буквы".
Цель:
Закрепить знания о гласных звуках и буквах ;
Закрепить навыки грамотного письма;
Совершенствовать навыки написания букв и соединений.
1.Организационный момент.
- Ребята, перед вами разноцветные, яркие, улыбающиеся шарики. Если ваше настроение сейчас такое же радужное, напишите свое имя на любом понравившемся шарике. Шарики настроения будут с нами до конца урока.(Магниты)
2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Чистописание:
А, о, у, ы,и,а,о,е,ё,ю,я.
- Назовите буквы правильно.
- Какие из них гласные?
- Согласные?
- Какой элемент общий у всех букв?(короткая наклонная линия с закруглением вправо).
- Напишите эти буквы в соединении с буквами л и п.
- Прочитайте слово. Старайтесь писать безотрывно.
- Прочитайте стихотворение (на доске):
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой -
Не ломай меня.
- Теперь прочитайте вот так (показ поочередно карточек со словами строго, с мольбой).
- О чем просит липка? Почему нельзя ломать деревья? (Потому что деревья приносят пользу, они часть природы, а природу нужно беречь.)
- Сколько слогов в слове липка?(2)
- Как определили?(в слове 2 гласных звука - и, а).
- Подчеркните их.
- Догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-(О гласных звуках и буквах)
- Чему будем учиться?(Будем учиться находить в слове гласные буквы, делить слова на слоги, ставить ударение, правильно записывать слова и предложения, еще раз вспомним всё, что знаем о гласных звуках и буквах)
- Еще раз уделим особое внимание буквам е,ё,ю,я и узнаем,откуда в наш язык пришли слова с буквой э.
- Давайте вспомним все, что знаем о гласных . Ответить вам поможет эта схема.
слайд 1
1) - Гласный звук состоит только из голоса. Слово гласный от слова голос, глас.
слайд 2
2) - При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, не встречает никаких препятствий.
Ученик:
- Я знаю загадку.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …
слайд 3
3) - Гласные в слове образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
слайд 4
- Назовите гласные звуки. Сколько их?(6)
- Назовите гласные буквы. Сколько их?(10) Чего больше, букв или звуков? На сколько больше?(на 4)
-Детский писатель Андрей Усачёв заметил эту разницу и написал стихотворение:
Ученик:
-Я, ребята, признаю:
Нет такого звука Ю.
И открытие моё
То, что нету звука Ё.
Заодно скажу, друзья,
Так же нет и звука Я.
И, прошу поверить мне,
Нет на свете звука Е.
слайды 5,6
- Что вы можете сказать об этих буквах?
- Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь. (Например...)
- Что еще могут обозначать гласные буквы?
- Твердость или мягкость согласного звука.
3.Работа по теме урока.
1)Работа по учебнику.
- Сейчас мы понаблюдаем за этим, выполнив упр.8
Упр.8.
- Прочитайте слова в столбиках.
- Назовите слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.
- Прочитайте 2-е задание к упражнению.
Выполняется только 2-е задание по 3-м вариантам.
(3 человека у доски)
Словарная работа.
- Прочитайте последнее задание к упражнению.
- Давайте посмотрим значение слова в словаре. В каком?
- Это слово многозначное или однозначное?
слайд 7
Ученик
Пенка молока парного
Ароматной строчкой на губах.
Запах сена, золото соломы,
Песни соловьиные в садах.
Малой речки плавные изгибы,
Даль в туманной дымке чуть видна…
Малой капелькой в величии России
Милая для сердца сторона.
Задание 2.
Выпиши слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.
Ясли, дыня, зёрна, ёжик, ель, тень, июнь, люстра.
Физкультминутка.
4. Итог урока.
- Ребята, вам понравился урок? Давайте еще раз вспомним всё, что знаем о гласных звуках и буквах, только уже без схемы. Хотелось бы послушать мнение экспертов. Кто получает сегодня это право? Как считаете? (Несколько учеников, выбранных одноклассниками, получают табличку "эксперт" и отвечают на вопрос по очереди).
5. Рефлексия. (Рефлексивный экран, самооценка деятельности).