СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные и согласные буквы и звуки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок предназначен для 3 класса специализированной школы для детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся учатся различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки.

Просмотр содержимого документа
«Гласные и согласные буквы и звуки»

Конспект урока


Учитель: Лесневская Светлана Никифоровна

Предмет: русский язык Класс: 3

Тема урока: «Гласные и согласные буквы и звуки»

Тип урока: комбинированный.

Цель: учить различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки.

Задачи:

1 Совершенствование умений дифференцировать гласные и согласные

звуки, производить звуко-буквенный анализ слов. Развитие

каллиграфических умений и навыков обучающихся.

2 Коррекция моторики рук при написании букв и предложений,

зрительного и слухового восприятия, устной и письменной речи,

переключение внимания, мышления при выполнении творческих

заданий.

3 Воспитание интереса к предмету, навыка аккуратности, культуры

поведения на уроке.


Оборудование: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Русский язык А.К. Аксенова, Э. В. Якубовская, картинки с изображением диких и домашних животных, словарные слова, задания для работы в парах, компьютер.




Ход урока

1.Организационный этап

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание




Дети улыбаются друг другу.

- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.


(Звучит песня Шаинского на стихи Пляцковского «Улыбка»)



1.1.Введение в тему.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание






- Да, поможем.

Дети пишут число и классная работа.

- Сегодня у нас урок необычный. Нас приглашает в гости Лесовичок. (Прикрепляю изображение Лесовичка на доску).

-Жалуется Старичок – Лесовичок, что люди лес часто беспокоят. Ветки ломают, цветы срывают, бабочек ловят. Шумными играми, криками, громкой музыкой люди испугали лесных обитателей, и те убежали из этого уголка леса, который был их домом.

- Поможем лесным обитателям вернуться в лес?

Для этого нам нужно выполнить задания. И что бы у нас все получилось, мы должны быть внимательными и дружными.

Итак, открыли тетради и написали число , классная работа

Звучит музыка звуки леса.

Изображение лесной поляны.

2.Повторени изученного материала.


2.1.Минутка чистописания.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание




- Белочка

Дети ищут изображение зверя-отгадки, находят и читают задание, которое им приготовила белочка: «Минутка чистописания».


- Подготовить наши пальчики к письму, сделать пальчиковую гимнастику.

Выполняют пальчиковую гимнастику, с речевым сопровождением.

Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Шагают по столу средним и указательным пальчиками.

- Это буква «о».

Дети хором протяжно произносят звук «о»

- Буква «о» обозначает гласный звук «о».

- Воздух свободно выходит из ротика, на пути не встречает преграды; звук «о» поется.

– Кот, ком, код, кок.

Дети хором проговаривают, образовавшиеся слова, выделяя голосом звук «о».

- Не понятно слово кок.

- Буква «о» состоит из одного элемента – овала.

Дети прописывают букву в воздухе.

Дети прописывают показы и образовавшиеся слова в тетради, записывают число, классная работа.

Прикрепляют изображение белочки на доску.

– Ребята внимательно послушайте загадку, и узнаете, кого мы повстречаем первого на нашем пути.

Кто по елкам ловко скачет, И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы. ( Белка)

- Белочка предлагает нам выполнить минутку чистописания, если мы справимся с ее заданием, то сможем вернуть ее в лес.

- Ребята, а что нам необходимо сделать, чтобы красиво, аккуратно выполнить ее задание?


- Ребята, давайте вместе сделаем пальчиковую гимнастику.


Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листья клена, листья ели,

Листики дуба мы соберем,

Букет маме отнесем.

- С помощью буквы, которую мы будем писать на минутке чистописания, образуются все слова данной схемы.

- Какая это буква?

- Давайте вместе хором произнесем ее.

- Какой звук она обозначает?

- Ка

- Какие слова с ее помощью можно образовать?



- Какое слово вам не понятно? Кок – повар на судне.

– Из каких элементов состоит буква «о»

- Пропишите букву в воздухе.

- Красиво, аккуратно пропишите показы в тетради.


- Молодцы!!! Вы помогли Белочки вернуться в лес. И так продолжим наш путь…

Изображения зверей лежат на столе.
















На доске изображена схема:

К Т, К М, К Д, К К


2.2.Словарная работа


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



- Медведь

Дети ищут изображение зверя-отгадки, находят и читают задание, которое им приготовил медведь «Угадай-ка»

- Дети вместе хором читают слова (машина, неделя, лопата, помидор, корова).

- Словарные.

- Дети записывают словарные слова в тетрадь

Выполняют взаимопроверку в парах.

- Следующее задание приготовил, отгадайте кто:

Бурый, косолапый, По лесу бредет, Любит «одолжить» он

У лесных пчел мед. (Медведь)

- Медведь предлагает поиграть в игру « Угадай-ка».

- Угадайте, какие слова прячутся за этими согласными. Для этого читай буквы в слове громко, четко, быстро.

- Какие это слова?

- Запишите получившиеся слова


- Ребята, а теперь поменяйтесь тетрадочками, проверьте друг у друга, если все правильно – поставьте +, не все – исправьте ошибки. На доске открываю словарные слова.

На карточках м…ш…н…, н…д…л…, л…п..т.., п…м…д…р.

Машина, неделя, лопата, помидор



Движения глазами снизу вверх.

Движения глазами слева-направо.

Посмотреть вверх.

Движения глазами вниз.

Прикрыть глаза.

Гимнастика для глаз.

Мишка.

Вот стоит большая елка. Вот такой высоты.

У нее большие ветки Вот - такой ширины.

Есть на елке даже шишки , А внизу - берлога мишки .

Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу.

От - Открыли глаза и вот мы снова на уроке, мы продолжаем

путь

Звучит музыка Д. Ласта «Одинокий пастух»



3. Постановка цели и задач урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


-Лиса

Дети ищут изображение зверя-отгадки, находят и читают задание, которое им приготовила лиса:

«Целеполагание»

-На две группы гласные и согласные.


-д, т, с, ш.

-Заяц, стол, парта, пенал, тетрадь





- у, я, э, ы


- окно, аист, еж, юла


- Тема нашего урока «Гласные и согласные буквы и звуки»

- Я хочу научиться правильно, писать слова с согласными и гласными буквами.

- Я хочу научиться писать без ошибок и красиво.

- Я хочу научиться быть внимательным и правильно отвечать на вопросы?

- Я хочу уметь различать гласные и согласные звуки.

- Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса!!

А зовут …..(Лиса)

-Лисичка предлагает вам поставить цель нашего урока.

- Разделите эти буквы на 2 группы. По какому признаку вы разделили буквы?

- На полоске какого цвета расположены согласные буквы?

- Дополните каждый ряд своими примерами по две буквы.

- Подберите слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки.

- А теперь, покажите на полоске какого цвета,

расположены гласные буквы.

- Дополните каждый ряд своими примерами по две буквы.

- Подберите слова, которые начинаются с букв, обозначающих гласные звуки.

- Как вы думаете, какова сегодня будет тема нашего урока? Сформулируйте.

- Итак, тема урока: «Гласные и согласные звуки и буквы»

- Сегодня на уроке мы вспомним признаки гласных и согласных звуков, научимся их различать, поработаем в группах и парах.

- Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок?


На доске расположены буквы: з, к, а, в, е, н, м, и, ю, б



4. Изучение нового учебного материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



- Еж.

Дети ищут изображение зверя-отгадки, находят и читают задание, которое им приготовил еж:

игра "Поиск".

Дети по очереди выходят к доске и вставляют нужную букву.

- Мошка, мушка, мышка.

- Речка, ручка. - Булка, белка.

- Эти буквы обозначают гласные звуки.

- При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

- Кошка, корка.

- Роза, роща.

- Банан, баран.

- Обозначают согласные звуки.

- При их произношении воздух встречает препятствие.

Сл

- Следующее задание вам приготовил, отгадайте кто:

Сжался он, как только мог, Превратившись в колобок.

На игольник стал похож. Угадали? Это…..(ЕЖ)

Е Ежик вам предлагает игру, которая называется "Поиск".



- Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова?


– Какие звуки обозначают эти буквы?


– Как определили?


- Найдите буквы, которые надо вставить. Какие слова получатся?


- Какие звуки они обозначают?

- Как определили?

На доске записаны слова: м_шка (о, у, ы, ю, е)

р_чка (я, е, у, ы)

б_лка (о, у, ю, е)


ко_ка (г, ш, р, ч)

ро_а (з, с, щ, ф)

ба_ан (б, н, р, л)


Дети выходят из – за парт.

Выполняют соответствующие упражнения: - маршируют;

- останавливаются, делают глубокий вдох и выдох; - руки в стороны, вперед;

- приседают; - встают на носочки, руки тянут вверх; - хлопают; - топают;

- маршируют.

Спокойно садятся на свои места.

- Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем

Физкультминутка

Мы по лесу прогулялись И немножко отдохнем.

Остановимся и дружно Глубоко мы все вздохнем.

Руки в стороны, вперед! Дружный вы, какой народ!

Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети,

А потом все дружно встали, Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли И нисколько не устали!



- Дятел.

Дети ищут изображение зверя-отгадки, находят и читают задание, которое им приготовил дятел: работа по учебнику.

Дети самостоятельно читают задание.

- Досказать словечко.

Один ученик читает, а остальные хором подсказывают последнее слово.

Выполняют упражнение в тетради.


- Кто в лесу деревья лечит? Постучит, им станет легче. (Дятел)

- Дятел предлагает вам поработать по учебнику, страница и номер упражнения находятся в верхнем правом углу доски.

- Что необходимо сделать?


- Запишите последние слова. Выделите в них согласные и гласные буквы.

На доске, в верхнем правом углу: стр.39, упр. 15


5. Закрепление и повторение изученного материала

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание






- Заяц

Дети ищут изображение зверя-отгадки, находят и читают задание, которое им приготовил заяц: работа в группах.





Дети рассаживаются по группам, выполняют задание.




- Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы. (Заяц)


- Зайка предлагает вам поработать в группах.

1 группа – отгадайте названия мультфильмов:

Н …, п … г …д…! Л…н…т…к

Р … с… л…чк… . Д… йм… в…ч…к… (у, о, о, и; у, и; у, а, о, а; ю, о, о, а отгадайте названия мультфильмов:

2 группа – Поселить животных, которые начинаются с гласной буквы в сарай с красным окошком, животных, которые начинаются с согласной буквы, в сарай с синим окошечком.

3 группа - разбить буквы на гласные и согласные.

1 группа (дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.)

2 группа (дети, способные справиться самостоятельно)

3 группа (дети, требующие постоянной дополнительной помощи.)


На доске домашние животные

6. Подведение итогов и оценка знаний (работы) учащихся

6.1. Рефлексия.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание




- В лесу необходимо соблюдать тишину;

надо помните, что мы гости, а животные – хозяева в лесу;

- Беречь природу; всё живое нуждается в защите и помощи человека.

- Не брать животных из леса! Лес – это их дом!

- Не сорить, не разорять гнезда, не ломать деревья.






Дети выбирают из корзины яблочки, цветочки, листочки и прикрепляют на дерево.

- Ребята вот и закончилась наша экскурсия по лесу. Посмотрите, как хорошо стало в нашем лесу, мы помогли Старичку - Лесовичку и вернули всех жителей леса. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

«Любите родную природу –
Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою -
Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей».

- Вот и подошел к концу урок. Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на уроке, какие задания мы выполняли.

-Старичок – Лесовичок вам на память дарит листочки, яблочки, цветочки из леса. За это время выросло удивительной дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

- Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды яблоки.

-Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепите цветы.

- Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист.

- Молодцы! Я рада, что яблочек у нас на уроке выросло больше.















6.2. Заключительное слово учителя.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дима подходит и хлопает тому ученику, чья работа ему понравилась и т. д., пока весь класс не будет хлопать последнему ученику

Учащиеся выставляют оценки в дневник.

- Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности, спасибо.

- Я хочу похлопать Диму, мне очень понравилось, как он работал. Дима, а чья работа тебе понравилась?


Анализ работы на уроке учащихся.

Выставление оценок.

Звучит песня «Улыбка»