СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры с гласными и согласными буквами

Нажмите, чтобы узнать подробности

На что похожи гласные и согласные буквы и звуки.

Просмотр содержимого документа
«Игры с гласными и согласными буквами»

На что похожи гласные буквы

А — «плач» Алёнушки; её рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А — ааа.

О — у ребёнка «болят зубы», он «стонет»: ооо; его губы

по форме напоминают букву О.

У — гудок паровоза; дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулёчек).

И — две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт; дети подражают крику жеребёнка: иии.

Э — лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык — у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина; Э — отдалённое эхо.

Ы — опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот ещё шире, чтобы внутри был виден закруглённый конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличие от И, внизу есть тоже закругление — овал; Ы — звукоподражание улетающему самолету.

Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы)

1. «Изобразим и споём».

По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др.

2. «Что я хочу спеть?»

Дети отгадывают буквы по немой артикуляции.

3. «Что надо сделать?»

Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык.

4. «Сравни и найди букву».

Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А.

5. «Назови и покажи».

Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и находит букву).

6. «Назови части букв».

В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?

7. «Отгадай по описанию».

Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая перекладина — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы.

8. «А что иначе?»

Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал.

9. «Опиши букву».

Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна.

10. «Сравни буквы».

Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.

На что похожи согласные буквы

Б — внизу — круглый барабан, наверху палочка, сейчас она «опустится» вниз: БАМ-БАМ-БАМ.

В — Вова поджал губки.

Г — гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спрятался.

Д — домик на курьих ножках,, где живет, наверное, Баба-яга.

Ж — жук, в центре — его тело, а по бокам — лапки.

З — зайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку.

К — кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву.

Л — ложка (слева) висит на подставке, ею наливаем суп.

М — наверху был мостик, а потом сломался.

Н — двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного.

П — папа; малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца.

Р — руль в машине, покрутим его — ррр (дети руками «крутят руль»).

С — санки хорошо катятся с горы.

Т — трубка лежит на телефоне.

Ф — фонарик на ёлке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике.

X — хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой).

Ц — цыплёнок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц.

Ч — чайник спрятался, видна только его часть с носиком.

Ш — шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев — шшш (все поднимают руки и качают ими).

Щ — щётка зубная получится, если продолжить внизу перекладину; или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово — рыба).


Игры с согласными звуками и буквами

1. «От предмета к букве».

Называются похожие на буквы предметы, а дети называют буквы (в начале слова): зайчик бежит на горку — З, домик на курьих ножках — Д.

2. «От буквы к предмету».

К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т — трубка на телефоне, Р — руль в машине, С — санки.

3. «Назови предмет и букву».

Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву, и по возможно­сти показывают её на наборном полотне. Примерные вопросы:

— Какой музыкальный инструмент похож на букву?

— Барабан — на букву Б (для краткости далее пишем только названия предметов и буквы). -

— У какой птицы длинная шея?

— Гусь, Г.

— Кто прыгает на горку?

— Зайчик, З.

— Кто поджал губки?

— Вова, В.

— Что построили на курьих ножках?

— Домик, Д.

— Какое насекомое похоже на букву?

— Жук, Ж.

— Кто выставил ручку и ножку?

— Кукла, К.

— Что из посуды похоже на букву?

— Ложка, Л.

— Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось?

— Мост сломался, М.

— Что нужно для управления машиной?

— Руль, Р.

— На чём больного несут к машине «Скорая помощь»?

— Носилки, Н.

— Кого рисует малыш? Правильно ли он начал?

— Папа, П.

— Рисовать надо начинать с головы.

— Что нужно, чтобы прокатиться с горы?

— Санки, С.

— Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе?

— Телефон, Т.

— На новогодней ёлке висят разноцветные...

— Фонарики, Ф.

— Что всегда на столе во время обеда?

— Хлеб, X.

— У кого маленький хвостик?

— Цыплёнок, Ц.

— Что нужно, чтобы почистить зубы?

— Щётка зубная, Щ.

— Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это?

— Чайник, Ч.

— Что бывает слышно в лесу?

— Шум деревьев, шорох листьев, Ш.

4. «Отгадай по описанию».

Б — палочка, справа внизу овал, а сверху — перекладина.

В — палочка, справа два овала, вверху и внизу. Г — палочка, справа сверху — перекладина.

Д — почти прямоугольник, под ним — перекладина на коротких ножках.

Ж — в середине — палочка, по бокам — лапки.

З — два полуовала друг над другом, открытые слева.

К — палочка, справа — две подставки, направленные вверх и вниз.

Л — две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху — перекладина.

М — две палочки, наверху — сломанная перекладина.

Н — две палочки, в середине — перекладина.

П — две палочки, наверху — перекладина.

Р — палочка, справа наверху — овал.

С — полуовал, открытый справа.

Т — палочка, наверху по центру — перекладина.

Ф — палочка, в середине по бокам — полуовалы.

X — косой крест.

Ц — две палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.

Ч — палочка, слева сверху — крючок, носик.

Щ — три палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.

Ш — три палочки, внизу — перекладина (хвостика нет).

5. «Опиши букву».

Детям называют букву, они дают её описание, находят на наборном полотне а, показывая всем, говорят: «Это буква...».

6. «Чем различаются?»

Чем различаются буквы Н и П; Б и Г; Ш и Щ; Щ и Ц; другие пары.

7. «Найди в кассе букв».

Мелкие буквы искать труднее, чем крупные — на наборном полотне; поможет этому лишь одинаковое расположение букв. Крупные буквы можно нарисовать самим.


Гласные буквы во втором ряду

Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — получится буква Я. «Изобразим все вместе» (дети делают то же самое).

— Кто так сделал? — Я...Я...

— Правильно, это буква Я.

Ё — ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё.

Ю —юла, у юлы большой животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю.

Е — ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква — Е.

И — с этой буквой знакомились раньше.


Игры со всеми гласными буквами

1. «Обозначь мягкость».

— Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы — после мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И.

2. «Назови парный звук».

— Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.

3. «Догадайся и назови пару».

По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.

4. «Назови слог с парным звуком».

а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;

б) чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.

5. «Что напишем?»

— Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы: MA — М, А (ребёнок находит буквы, все читают);

МЯ — М, Я (пишут и читают).

— Почему написали букву Я?

— Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я.

6. «Что получится?»

— Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — ЛЯ и др. Выводы:

а) если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;

б) если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние читаются мягко;

в) после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же.

7. «Прочитай правильно».

Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО - ЗЁ, ЗУ - ЗЮ, ЗЭ - ЗЕ, ЗЫ - ЗИ.

Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка.

8. «Подставь и прочитай».

Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок.

9. «Напиши слог».

Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, другой — с парным мягким.

10. «Читай правильно».

Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают.

11. «Какую букву напишешь?»

— Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз — Ё, ряд — Я, рад — к, лоб— О, клюв — Ю и т. д.

12. «Замени букву».

Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и твёрдые согласные»).

Последними детям дают буквы Й и Ь.

Й — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук.

Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мягкости согласных в конце слов и слогов: соль, мальчик.

В школе дети нередко путают буквы И — Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв.

Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; после многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате.

— А будет ли тогда работать телефон?

— Нет.

— Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь.

Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает:

— Чьи это буквы? — Мои [май].

— Сколько слогов в этом слове?

— МА-И, два слога.

— Какие гласные мы слышим? -А, И.

— А теперь вспомним последний месяц весны.

— Май.

— Сколько слогов в этом слове?

— Один слог, гласный А.

— Чем различаются слова на слух: мои [май] и май ? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.)

Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных Ы, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога».


Игры на закрепление И и Ь

1. «Один — много».

Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, герой, бой.

2. «Узнай звук И в словах».

Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй...

3. «Что получится?»

Если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).

4. «Напиши и сравни».

Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой — герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются.

5. «Где мягкий знак?»

Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.)

6. «Найди разницу».

Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, мол — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.

7. «Отбери и напиши».

Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с Ь на конце, и «пишут» их из букв.

8. «Раздели «соседей».

Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галь-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, боль-но...

9. «Ь потерялся».

— Напишем галька без мягкого знака, что получится?

— Галка.

— Чем различаются эти слова? Почему?

10. «Что в конце слова?»

Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь. Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай...

11. «Придумай слово».

Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова.

6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!