На что похожи гласные буквы
А — «плач» Алёнушки; её рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А — ааа.
О — у ребёнка «болят зубы», он «стонет»: ооо; его губы
по форме напоминают букву О.
У — гудок паровоза; дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулёчек).
И — две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт; дети подражают крику жеребёнка: иии.
Э — лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык — у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина; Э — отдалённое эхо.
Ы — опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот ещё шире, чтобы внутри был виден закруглённый конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличие от И, внизу есть тоже закругление — овал; Ы — звукоподражание улетающему самолету.
Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы)
1. «Изобразим и споём».
По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др.
2. «Что я хочу спеть?»
Дети отгадывают буквы по немой артикуляции.
3. «Что надо сделать?»
Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык.
4. «Сравни и найди букву».
Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А.
5. «Назови и покажи».
Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и находит букву).
6. «Назови части букв».
В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?
7. «Отгадай по описанию».
Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая перекладина — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы.
8. «А что иначе?»
Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал.
9. «Опиши букву».
Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна.
10. «Сравни буквы».
Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.
На что похожи согласные буквы
Б — внизу — круглый барабан, наверху палочка, сейчас она «опустится» вниз: БАМ-БАМ-БАМ.
В — Вова поджал губки.
Г — гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спрятался.
Д — домик на курьих ножках,, где живет, наверное, Баба-яга.
Ж — жук, в центре — его тело, а по бокам — лапки.
З — зайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку.
К — кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву.
Л — ложка (слева) висит на подставке, ею наливаем суп.
М — наверху был мостик, а потом сломался.
Н — двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного.
П — папа; малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца.
Р — руль в машине, покрутим его — ррр (дети руками «крутят руль»).
С — санки хорошо катятся с горы.
Т — трубка лежит на телефоне.
Ф — фонарик на ёлке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике.
X — хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой).
Ц — цыплёнок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц.
Ч — чайник спрятался, видна только его часть с носиком.
Ш — шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев — шшш (все поднимают руки и качают ими).
Щ — щётка зубная получится, если продолжить внизу перекладину; или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово — рыба).
Игры с согласными звуками и буквами
1. «От предмета к букве».
Называются похожие на буквы предметы, а дети называют буквы (в начале слова): зайчик бежит на горку — З, домик на курьих ножках — Д.
2. «От буквы к предмету».
К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т — трубка на телефоне, Р — руль в машине, С — санки.
3. «Назови предмет и букву».
Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву, и по возможности показывают её на наборном полотне. Примерные вопросы:
— Какой музыкальный инструмент похож на букву?
— Барабан — на букву Б (для краткости далее пишем только названия предметов и буквы). -
— У какой птицы длинная шея?
— Гусь, Г.
— Кто прыгает на горку?
— Зайчик, З.
— Кто поджал губки?
— Вова, В.
— Что построили на курьих ножках?
— Домик, Д.
— Какое насекомое похоже на букву?
— Жук, Ж.
— Кто выставил ручку и ножку?
— Кукла, К.
— Что из посуды похоже на букву?
— Ложка, Л.
— Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось?
— Мост сломался, М.
— Что нужно для управления машиной?
— Руль, Р.
— На чём больного несут к машине «Скорая помощь»?
— Носилки, Н.
— Кого рисует малыш? Правильно ли он начал?
— Папа, П.
— Рисовать надо начинать с головы.
— Что нужно, чтобы прокатиться с горы?
— Санки, С.
— Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе?
— Телефон, Т.
— На новогодней ёлке висят разноцветные...
— Фонарики, Ф.
— Что всегда на столе во время обеда?
— Хлеб, X.
— У кого маленький хвостик?
— Цыплёнок, Ц.
— Что нужно, чтобы почистить зубы?
— Щётка зубная, Щ.
— Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это?
— Чайник, Ч.
— Что бывает слышно в лесу?
— Шум деревьев, шорох листьев, Ш.
4. «Отгадай по описанию».
Б — палочка, справа внизу овал, а сверху — перекладина.
В — палочка, справа два овала, вверху и внизу. Г — палочка, справа сверху — перекладина.
Д — почти прямоугольник, под ним — перекладина на коротких ножках.
Ж — в середине — палочка, по бокам — лапки.
З — два полуовала друг над другом, открытые слева.
К — палочка, справа — две подставки, направленные вверх и вниз.
Л — две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху — перекладина.
М — две палочки, наверху — сломанная перекладина.
Н — две палочки, в середине — перекладина.
П — две палочки, наверху — перекладина.
Р — палочка, справа наверху — овал.
С — полуовал, открытый справа.
Т — палочка, наверху по центру — перекладина.
Ф — палочка, в середине по бокам — полуовалы.
X — косой крест.
Ц — две палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.
Ч — палочка, слева сверху — крючок, носик.
Щ — три палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.
Ш — три палочки, внизу — перекладина (хвостика нет).
5. «Опиши букву».
Детям называют букву, они дают её описание, находят на наборном полотне а, показывая всем, говорят: «Это буква...».
6. «Чем различаются?»
Чем различаются буквы Н и П; Б и Г; Ш и Щ; Щ и Ц; другие пары.
7. «Найди в кассе букв».
Мелкие буквы искать труднее, чем крупные — на наборном полотне; поможет этому лишь одинаковое расположение букв. Крупные буквы можно нарисовать самим.
Гласные буквы во втором ряду
Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — получится буква Я. «Изобразим все вместе» (дети делают то же самое).
— Кто так сделал? — Я...Я...
— Правильно, это буква Я.
Ё — ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё.
Ю —юла, у юлы большой животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю.
Е — ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква — Е.
И — с этой буквой знакомились раньше.
Игры со всеми гласными буквами
1. «Обозначь мягкость».
— Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы — после мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И.
2. «Назови парный звук».
— Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.
3. «Догадайся и назови пару».
По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.
4. «Назови слог с парным звуком».
а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;
б) чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.
5. «Что напишем?»
— Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы: MA — М, А (ребёнок находит буквы, все читают);
МЯ — М, Я (пишут и читают).
— Почему написали букву Я?
— Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я.
6. «Что получится?»
— Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — ЛЯ и др. Выводы:
а) если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;
б) если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние читаются мягко;
в) после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же.
7. «Прочитай правильно».
Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО - ЗЁ, ЗУ - ЗЮ, ЗЭ - ЗЕ, ЗЫ - ЗИ.
Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка.
8. «Подставь и прочитай».
Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок.
9. «Напиши слог».
Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, другой — с парным мягким.
10. «Читай правильно».
Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают.
11. «Какую букву напишешь?»
— Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз — Ё, ряд — Я, рад — к, лоб— О, клюв — Ю и т. д.
12. «Замени букву».
Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и твёрдые согласные»).
Последними детям дают буквы Й и Ь.
Й — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук.
Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мягкости согласных в конце слов и слогов: соль, мальчик.
В школе дети нередко путают буквы И — Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв.
Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; после многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате.
— А будет ли тогда работать телефон?
— Нет.
— Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь.
Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает:
— Чьи это буквы? — Мои [май].
— Сколько слогов в этом слове?
— МА-И, два слога.
— Какие гласные мы слышим? -А, И.
— А теперь вспомним последний месяц весны.
— Май.
— Сколько слогов в этом слове?
— Один слог, гласный А.
— Чем различаются слова на слух: мои [май] и май ? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.)
Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных Ы, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога».
Игры на закрепление И и Ь
1. «Один — много».
Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, герой, бой.
2. «Узнай звук И в словах».
Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй...
3. «Что получится?»
Если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).
4. «Напиши и сравни».
Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой — герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются.
5. «Где мягкий знак?»
Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.)
6. «Найди разницу».
Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, мол — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.
7. «Отбери и напиши».
Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с Ь на конце, и «пишут» их из букв.
8. «Раздели «соседей».
Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галь-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, боль-но...
9. «Ь потерялся».
— Напишем галька без мягкого знака, что получится?
— Галка.
— Чем различаются эти слова? Почему?
10. «Что в конце слова?»
Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь. Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай...
11. «Придумай слово».
Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова.
6