| II. Проверка домашнего задания Цель этапа: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки обучающегося к самообразованию | -На прошлом уроке было задано 2 упражнения (упр.121 и упр. 124). У кого-нибудь возникли проблемы с его выполнением? Давайте проверим его все вместе. В упр.121 нужно было действительные причастия заменить страдательными. Например, Ученики, выполняющие упражнения – упражнения, выполняемые (выполнять I спр.) учениками. В упр. 124 необходимо образовать от глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Например, потерять- потерянный, скосить – скошенный, лишить- лишенный | Проверяют домашнее задание. При необходимости задают вопросы учителю. Ученики по цепочке читают по одному предложению (их всего 5). Продолжая цепочку, ученики читают по одному случаю из упражнения. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции |
| II. Открытие нового знания Цель этапа: создать условия для усвоения информации обучающимися, создав при этом проблемную ситуацию. 1. Беседа 2. Работа с учебником. | РазмешАнный (суп) – размешать УдостоЕнный ( награды) – удостоить УкрашЕна ( ѐлка) – украсить НастоЯн ( чай) – настоять - Что их объединяет? (приведите примеры) - Но почему же страдательные причастия всѐ же разделены на 2 группы? (приведите примеры) -Внимательно посмотрите на обозначения, сделанные в словах, попробуйте определить, над какой орфограммой мы будем работать сегодня? - А теперь давайте пронаблюдаем, когда пишется А, Я, а когда Е перед –н- или –нн-. Видите ли вы какую-либо закономерность? -А теперь попробуйте сами сформулИровать правило о правописании гласных перед Н в кратких и полных страдательных причастиях. Учитель читает с пояснениями правило, потом просит прочитать ученика, а после рассказать без помощи учебника (приводите примеры). | Один ученик прочитывает слова на доске. Предполагаемые ответы: - Все эти слова являются страдательными причастиями - В первой группе представлены полные страдательные причастия, а во второй- краткие. -Гласные перед –н- в полных и кратких страдательных причастиях. -Буквы А и Я пишутся перед Н или НН в причастиях, образованных от глаголов на –АТЬ или –ЯТЬ. Буква Е пишется перед Н или НН в причастиях, образованных от глаголов на –ИТЬ или –ЕТЬ. Открывают учебник и просматривают правило. Слушают объяснения учителя, самостоятельно читают правило, затем рассказывают без опоры на учебник. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делают выводы. Личностные: проявляют желание ответить на поставленные вопросы, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Личностные: имеют желания осваивать новые виды деятельности, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков |
| III.Первичное закрепление знаний. Цель этапа: способствовать понимаю использования различных средств связи: повторяющиеся слова, заменяющие их местоимения, синонимы; научиться приходить к общему решению проблем. | Итак, открывает тетрадки и записывает тему сегодняшнего урока. «Гласные пред –н- в полных и кратких причастиях». Задание 1. Предупредительный диктант. Даны слова, которые нужно записать под диктовку учителя, выделяя формообразующие суффиксы. Объяснить правописание гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. ЗАСТРЕЛЕННЫЙ, ПОСЕЯННЫЙ, УСЛЫШАНО, ЗАСУШЕННЫЙ, СКЛЕЕННЫЙ, ЗАТЕЯН, ПОСТРОЕНА, РАЗМЕНЯННЫЙ. Проверяем написанный диктант. Устно объясняя правописание гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Давайте вместе выявим алгоритм для определения гласной в суффиксе. Задание: Игра (устно). Даны две загадочные буквы: РК. Составьте любые словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово было причастием, а второе – существительным. Например, растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми. 1 – а, 2- е, 3 – я словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе - существительным. Например, растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми. словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе - существительным. Например, растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми. словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе - существительным. Например, растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми. 1)развенч….н 2) выкро…нный 3)усво…нный 4) обстрел….нный 5) подар….нный 6) поддерж…ный 7) потер….но 8) обещ….нный 9) выгруж….нный 10) посе…ны словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе - существительным. Например, растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми. Давайте теперь проверим, что получилось. словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе - существительным. Например, растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми. | Открывают тетрадь и записывают тему урока. Записывают слова, выделяя формообразующие суффиксы. По цепочке читают записанные слова, устно объясняя правописание гласной перед –н- в полных и кратких страдательных причастиях. Устно объясняют правописание гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях, опираясь на алгоритм, данный учителем. Устно составляют словосочетания под аббревиатуру РК. Записывают цифры в тетрадь. Ответы: 1-1, 2-2, 3-2, 4-3 , 5-2 , 6- 1 , 7-3, 8- 1 , 9-2 ,10-3 Все вместе проверяем правильность диктанта. Один ученик читает, другие проверяют. При необходимости исправляют одноклассника. | Коммуникативные: формулируют собственные ответы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. |
| IV.Контроль сформированных знаний, умений, навыков Цель этапа: проверить уровень усвоения знаний. | 1- раскраш…нная 2- сброш….нный 3- отгрыз…н 4- размеш….нный 5- выраж…нное 6- занавеш…но 7 – подтопл…нное 8- зате…н 9- высме….нный 10 – ощип….нный 11 – растрѐп….на 12 – обнаруж….нный 13 – купл….нный 14 – посе…н | Если глагол в неопределенной форме оканчивается на –ать(-ять), то перед Н и НН в причастиях пишется_ Выполняют тест, сдают листочки учителю после урока. Вызывается один ученик к доске, остальные пишут в тетрадях. | Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
| V.Рефлексия учебной деятельности на уроке и подведение итогов Цель этапа обобщить учебную деятельность; оценить работу на уроке. | Итак, как определить, какую гласную нужно писать перед Н в полных и кратких страдательных причастиях?(приведите примеры) Повторить алгоритм | Предполагаемые ответы: Буквы А и Я пишутся перед Н или НН в причастиях, образованных от глаголов на –АТЬ или –ЯТЬ. Буква Е пишется перед Н или НН в причастиях, образованных от глаголов на –ИТЬ или –ЕТЬ. | Регулятивные: самооценивание Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками Регулятивные: планируют свою деятельность в соответствии с инструктажем Коммуникативные: взаимодействие с учителем |