ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»
Цели:
- повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корне слова;
- развивать внимание, орфографическую зоркость
- Проверить знания и умения писать с слова с изученными орфограммами
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
- Огорчение, гора, загорать.
- Блестеть, сверкать, сиять.
- Коса, коснуться, косарь.
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ СЛОВА?
Загорать
блестеть
коснуться
Орфограмма – гласная в корнях с чередованием.
ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
зависит от
ударения
суффикса
согласной
в корне
Значения слова
- Л А Г- // - Л О Ж-
Исключение:
пол о г
-РО С - /- РА СТ - /
- РА Щ -
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
ОТР А СЛЬ,Р О СТ,Р О СТОК ВЫР О СТКОВЫЙ, Р О СТОВ,РОСТИСЛАВ, Р О СТОВЩИК
- СКАК - // -СКОЧ -
Исключения:
СК А ЧОК, СК А ЧУ
- Г А Р - // - Г О Р -
-З А Р - // - З О Р
Исключения:
З О РЕВАТЬ
З О РЯНКА
-КЛ А Н- // -КЛ О Н-
-ТВ А Р- // - ТВ О Р
ИСКЛЮЧЕНИЕ:
УТВ А РЬ
:
- ПЛ А В- // -ПЛ О В-
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
ПЛ О ВЕЦ,
ПЛ О ВЧИХА,
ПЛ Ы ВУН
-К А С А - // -К О С-
-Б Е Р- //- Б И Р А -
-П Е Р- // -П И Р А -
-М Е Р- // -М И Р А
-Т Е Р- // -Т И Р А -
-СТ Е Л- // -СТ И Л А -
-Ж Е Г- // -Ж И Г А -
- ИН А - -ИМ А - //
а (я)
- МАК - «погружать в жидкость»
- МОК - «пропускать жидкость»
- равн -«равный, одинаковый»
- ровн - «ровный, прямой, гладкий»
Исключения:
р а внина, но р о весник, пор о вну, ур о вень
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Объясните правописание гласной в корне слова.
За всё б . . . рётся, да не всё удаётся.
и
е
Не боги горшки обж . . . гают.
е
и
Добра соль, а перел . . . жить – рот воротит.
а
о
Было, да быльём пор . . . сло.
а
о
В бороздах жито низко р . . . стёт.
о
а
Вёдрами разольёшь, так каплями не соб . . . рёшь.
и
е
Всякое время своих друзей соб . . . рает.
е
и
Выше себя не выр . . . стешь.
о
а
Дитятко что тесто: как замесил, так и выр . . . сло.
а
о
Как пост . . . лешь, так и выспишься.
и
е
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
прил..гаются документы,
пол..гаться на свои силы,
предл..жить дружбу,
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
отр..сль промышленности,
южные р..стения,
слабый р..сточек,
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
запах г..ри,
обг..релый пень,
пог..рельцы,
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
заг..рать на берегу моря,
летний заг..р,
дог..рающий костер,
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
пл..вец, попл..вок,
пл..вчиха, спл..вной;
к..сательная, к..сание,
прик..сание, к..снувшись,
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
бл..стеть, бл..стать,
выж..гание, наст..лать,
расст..лить, зам..рать,
отт..рать, поч..тание.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Одно из 2 на выбор учащихся:
написать сочинение на свободную тему, обязательное условие – использование не мене 10 слов с чередующимися гласными в корне;
подобрать 8 – 10 пословиц, в которых есть слова с чередующимися гласными; условие – не использовать пословицы, прозвучавшие на уроке.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ, ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ТОЧИЛКИНА Т.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ СОШ П. ПЕРЕСЛАВСКОЕ