СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные в корнях с чередованием

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления по теме "Корни с чередованием гласных". Слова исключения. Тренировочные упражнения. Проверочная работа.

Просмотр содержимого документа
«Гласные в корнях с чередованием»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ

«ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»

Цели:  - повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корне слова;  - развивать внимание, орфографическую зоркость - Проверить знания и умения писать с слова с изученными орфограммами

Цели:

- повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корне слова;

- развивать внимание, орфографическую зоркость

- Проверить знания и умения писать с слова с изученными орфограммами

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» Огорчение, гора, загорать. Блестеть, сверкать, сиять. Коса, коснуться, косарь.

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

  • Огорчение, гора, загорать.
  • Блестеть, сверкать, сиять.
  • Коса, коснуться, косарь.
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ СЛОВА? Загорать блестеть коснуться Орфограмма – гласная в корнях с чередованием.

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ СЛОВА?

Загорать

блестеть

коснуться

Орфограмма – гласная в корнях с чередованием.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА зависит от  ударения суффикса согласной в корне Значения слова

ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

зависит от

ударения

суффикса

согласной

в корне

Значения слова

- Л А Г- // - Л О Ж-

- Л А Г- // - Л О Ж-

Исключение: пол о г

Исключение:

пол о г

-РО С - /- РА СТ -  /  - РА Щ -

-РО С - /- РА СТ - /

- РА Щ -

 ИСКЛЮЧЕНИЯ:  ОТР А СЛЬ,Р О СТ,Р О СТОК ВЫР О СТКОВЫЙ, Р О СТОВ,РОСТИСЛАВ, Р О СТОВЩИК

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

ОТР А СЛЬ,Р О СТ,Р О СТОК ВЫР О СТКОВЫЙ, Р О СТОВ,РОСТИСЛАВ, Р О СТОВЩИК

 - СКАК - // -СКОЧ -

- СКАК - // -СКОЧ -

Исключения:  СК А ЧОК, СК А ЧУ

Исключения:

СК А ЧОК, СК А ЧУ

- Г А Р - // - Г О Р -

- Г А Р - // - Г О Р -

 -З А Р - // - З О Р

-З А Р - // - З О Р

Исключения:  З О РЕВАТЬ З О РЯНКА

Исключения:

З О РЕВАТЬ

З О РЯНКА

-КЛ А Н- // -КЛ О Н-

-КЛ А Н- // -КЛ О Н-

-ТВ А Р- // - ТВ О Р

-ТВ А Р- // - ТВ О Р

ИСКЛЮЧЕНИЕ:  УТВ А РЬ :

ИСКЛЮЧЕНИЕ:

УТВ А РЬ

:

 - ПЛ А В- // -ПЛ О В-

- ПЛ А В- // -ПЛ О В-

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ПЛ О ВЕЦ, ПЛ О ВЧИХА, ПЛ Ы ВУН

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

ПЛ О ВЕЦ,

ПЛ О ВЧИХА,

ПЛ Ы ВУН

-К А С А - // -К О С-

-К А С А - // -К О С-

 -Б Е Р- //- Б И Р А -

-Б Е Р- //- Б И Р А -

 -П Е Р- // -П И Р А -

-П Е Р- // -П И Р А -

 -М Е Р- // -М И Р А

-М Е Р- // -М И Р А

 -Т Е Р- // -Т И Р А -

-Т Е Р- // -Т И Р А -

 -СТ Е Л- // -СТ И Л А -

-СТ Е Л- // -СТ И Л А -

 -Ж Е Г- // -Ж И Г А -

-Ж Е Г- // -Ж И Г А -

- ИН А - -ИМ А - //  а (я)

- ИН А - -ИМ А - //

а (я)

 - МАК - «погружать в жидкость» - МОК - «пропускать жидкость»

- МАК - «погружать в жидкость»

- МОК - «пропускать жидкость»

 - равн  -«равный, одинаковый»  - ровн - «ровный, прямой, гладкий»

- равн -«равный, одинаковый»

- ровн - «ровный, прямой, гладкий»

Исключения: р а внина, но р о весник, пор о вну, ур о вень

Исключения:

р а внина, но р о весник, пор о вну, ур о вень

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  Прочитайте пословицы, объясните их смысл.  Объясните правописание гласной в корне слова.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Объясните правописание гласной в корне слова.

За всё б . . . рётся, да не всё удаётся. и е

За всё б . . . рётся, да не всё удаётся.

и

е

Не боги горшки обж . . . гают. е и

Не боги горшки обж . . . гают.

е

и

Добра соль, а перел . . . жить – рот воротит. а о

Добра соль, а перел . . . жить – рот воротит.

а

о

Было, да быльём пор . . . сло. а о

Было, да быльём пор . . . сло.

а

о

В бороздах жито низко р . . . стёт. о а

В бороздах жито низко р . . . стёт.

о

а

Вёдрами разольёшь, так каплями не соб . . . рёшь. и е

Вёдрами разольёшь, так каплями не соб . . . рёшь.

и

е

Всякое время своих друзей соб . . . рает. е и

Всякое время своих друзей соб . . . рает.

е

и

Выше себя не выр . . . стешь. о а

Выше себя не выр . . . стешь.

о

а

Дитятко что тесто: как замесил, так и выр . . . сло. а о

Дитятко что тесто: как замесил, так и выр . . . сло.

а

о

Как пост . . . лешь, так и выспишься. и е

Как пост . . . лешь, так и выспишься.

и

е

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

прил..гаются документы,

пол..гаться на свои силы,

предл..жить дружбу,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ  отр..сль промышленности,  южные р..стения, слабый р..сточек,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

отр..сль промышленности,

южные р..стения,

слабый р..сточек,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ запах г..ри, обг..релый пень, пог..рельцы,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

запах г..ри,

обг..релый пень,

пог..рельцы,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ заг..рать на берегу моря, летний заг..р,  дог..рающий костер,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

заг..рать на берегу моря,

летний заг..р,

дог..рающий костер,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ пл..вец, попл..вок, пл..вчиха, спл..вной; к..сательная, к..сание, прик..сание, к..снувшись,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

пл..вец, попл..вок,

пл..вчиха, спл..вной;

к..сательная, к..сание,

прик..сание, к..снувшись,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ бл..стеть, бл..стать, выж..гание, наст..лать, расст..лить, зам..рать, отт..рать, поч..тание.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

бл..стеть, бл..стать,

выж..гание, наст..лать,

расст..лить, зам..рать,

отт..рать, поч..тание.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Одно из 2 на выбор учащихся: написать сочинение на свободную тему, обязательное условие – использование не мене 10 слов с чередующимися гласными в корне; подобрать 8 – 10 пословиц, в которых есть слова с чередующимися гласными; условие – не использовать пословицы, прозвучавшие на уроке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Одно из 2 на выбор учащихся:

написать сочинение на свободную тему, обязательное условие – использование не мене 10 слов с чередующимися гласными в корне;

подобрать 8 – 10 пословиц, в которых есть слова с чередующимися гласными; условие – не использовать пословицы, прозвучавшие на уроке.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ, ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Нужно выучить…

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ, ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ

Я вспомнил, что…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Нужно выучить…

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА  ТОЧИЛКИНА Т.А.  УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  МАОУ СОШ П. ПЕРЕСЛАВСКОЕ

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ТОЧИЛКИНА Т.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ СОШ П. ПЕРЕСЛАВСКОЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!