СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения»

Конспект урока русского языка

Главные члены предложения. Подлежащее. (8 класс)

Тип урока: урок систематизации знаний.



Цель урока - развить понятие о членах предложения, о способах вы­ражения подлежащего.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • обобщение и систематизация изученного по теме «Главные члены предложения»; закрепление у учащихся навыка нахождения грамматической основы, определения способов их выражения; формирование орфографических и пунктуационных навыков: формирование языковой и речевой компетенций; совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;

  • развить умение находить грамматическую основу;

  • вспомнить виды словосочетания;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

  1. Развивающие:

  • развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка.

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.



Планируемые результаты:

  • предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений и морфологического анализа слов разных частей речи.

  • метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, строить логическую цепочку (схему), конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,

  • личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.

Технологии урока:

  1. Информационно – коммуникационная технология (использование медиаресурсов);

  2. Технология здоровьесбережения (физкультминутка);

  3. Игровые технологии (творческие задания);

  4. Традиционная технология (сохранена структура урока).


Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приёмы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со схемой-кластером, прием целеполагания, алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Методы обучения: словесный (беседа), практический (работа с книгой, упражнения), творческий.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация,



ХОД УРОКА



  1. Орг. момент.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Желаю вам плодотворной работы не только сегодня на уроках, но и в течение всей рабочей недели. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, поэтому пора приступить к работе.

Проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть ручка, тетрадь, учебник. Молодцы.

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «классная работа». Кто выполнит задание, поднимите на меня глазки, чтобы я видела вашу готовность продолжать работу.



  1. Обобщение ранее изученного. Слайд 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.



P.S.

Слово виноград заимствовано из старославянского (церковнославянского) языка, а туда, в свою очередь, пришло как калька готского слова weinagards, где wein - вино, а gards - город, огород, огороженное место (слова garden, Garten - однокоренные этому слову). То есть первоначальное значение слова weinagards - сад, где растёт растение, из которого делают вино.

По правилам русского языка, проверяя сомнительные безударные гласные в слове "воробей", нужно подобрать проверочные однокоренные слова, где эти безударные гласные станут ударными: ворОбушек, ворОбушка или ворОбушки. Проверить первую гласную "о" не получится, нужно просто запомнить, что в русском языке есть полногласие *оро*: ворота, огород, сторож, воробей.

- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.




























- Из следующего предложенного текста выпишите словосочетание (по одному примеру): 1 вариант - именное, 2 вариант – глагольное.

Слайд 2.















-













- Выпишите словосочетание (по одному примеру): 1 вариант - согласование, 2 вариант – управление.



Проверка работ (работа в паре). Выставление оценок.

- Чем предложение отличается от словосочетания?

  • Предложение – единица общения.

  • Предложение выражает законченную мысль.

  • Предложение характеризуется интонационной законченностью.

  • Предложение имеет грамматическую основу.

  • В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме – знаками препинания.


Словосочетание – это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Одно из них является главным, а другое зависимым



- Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь: «Это главный член предложения, обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Отвечает на вопросы: Кто? Что?» (Подлежащее)



  1. Актуализация знаний.

- Правильно, это подлежащее. Сформулируйте тему урока.

(Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее).

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?

(Будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения подлежащего)



  1. Физкультминутка. Ручки у на ещё не сильно устали, давайте глазкам дадим отдохнуть.



  1. Усвоение новых знаний. Слайд 3.

Проблемный вопрос.

- Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа, и дополнение, выраженное формой винительного падежа?


Клён намочил дождь

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег.

Кленовый лист срывает ветер сильный.


- Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении. Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.


- Ваша задача - совместно заполнить первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. Все остальные мы будем заполнять на последующих уроках, когда речь пойдет о других членах предложения. Слайд 4.



























- Проанализируйте предложенные предложения. Слайд 5.















- Заполните первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. (Можно плюсики поставить).

- Обобщите полученный результат.

- Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.

  1. Закрепление изученного материала. Выполнение упр. № 90. Стр. 47.

  2. Рефлексия деятельности. Слайд 6.

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа – это….

Подлежащее – это ….

Подлежащее может быть выражено……

 

«Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «веселое личико» в вагончик, указывающий на задание, которое было интересно выполнять и легко, а «грустное личико» - в вагончик, который символизирует задание, показавшееся неинтересным или сложным. Слайд 7.





























- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.



  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    1. Параграф 17, стр. 46. Стр. 47, упражнение № 93.

    2. Творческое домашнее задание: составьте предложения с подлежащими, выраженными разными частями речи. (См. образец работы в классе).

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!