СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 5 КЛАСС (работа с карточками)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Просмотр содержимого документа
«ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 5 КЛАСС (работа с карточками)»


Карточка 1. Подлежащее.

Выучи и выполни самостоятельно.

  1. Выучи определение подлежащего. Запиши примеры в свою тетрадь.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа Кто? Что?

Например (примеры постарайся запомнить): Незримо по лесам бродит осень. (Что бродит? – Осень.) Осень – подлежащее.


Подлежащее может быть выражено:

  1. существительным в именительном падеже: Ветер по морю гуляет;

  2. местоимением в им. падеже: Мы утомились за день;

  3. цельным словосочетанием: Входят семь богатырей;

  4. неопределенной формой глагола: Курить очень вредно.

* Место подлежащего может занимать любая часть речи:

Смелый к победе стремиться.

  1. В указанных ниже предложениях найди подлежащее.

    1. Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие луки.

    2. Луг и сад покрывает первый снег.

    3. Два товарища по улице брели.

    4. Часовые козырнули генералу.

    5. Никто не хотел умирать.

    6. Учиться всегда пригодится.

  2. Самостоятельная работа.

Из данных предложений выпиши грамматические основы:

    1. Память об этой встрече я сохраню навсегда.

    2. Инженер завоевал уважение наших ребят.

    3. Прохожие придерживали руками мокрые воротники.

    4. Майора сопровождали несколько командиров.

    5. Кто-то пел за рекой протяжную песню.






Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1. Расскажи товарищу, что называется подлежащим. Попроси его ответить на вопросы:

  1. Что обозначает подлежащее?

  2. На какие вопросы отвечает?

Попроси товарища повторить определение подлежащего. Запиши в его тетради примеры.

Расскажи товарищу, чем может быть выражено подлежащее.

По ходу рассказа записывай в его тетрадь примеры, подчеркивай подлежащие и сказуемые, указывай, какой частью речи выражено подлежащее.

Попроси товарища повторить все способы выражения подлежащего.


2. Продиктуй товарищу предложения. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища подчеркнуть главные члены в каждом предложении, указать, какой частью речи выражено подлежащее. Поинтересуйтесь, сможет ли он доказать, что правильно выбрал подлежащее в 1-м и 2-м предложениях. Помоги в случае затруднения.


  1. 3. Предложи товарищу выполнить самостоятельно.






Сверьте ваши работы.




Карточка 2. Сказуемое.

1. Выучи и выполни самостоятельно.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи (подлежащим) и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Какой он? Каков он? Что такое предмет? Кто он такой?

Сказуемое выражается глаголами, прилагательными, существительными и другими частями речи.

Сказуемое по смыслу и грамматически связано с подлежащим.

глагол

Ученик (что делает?) читает книгу.

прил.

Ученик (какой?) аккуратный.

сущ.

Этот ученик – (кто такой?) отличник.

сущ.

Книга – (что такое?) источник знаний.

прил.

Книга (какая?) интересная.

прил.

Книга (какова?) интересна.

2. Спиши предложения и подчеркни главные члены, укажи, какой частью речи выражено сказуемое.

  1. Тускло светит луч лампады.

  2. Летом воробьи – самые яростные защитники зелени.

  3. Тиха украинская ночь.

  4. Жители нашего села – хорошие охотники.

  5. Шубка у лисы теплая, пушистая.

  6. Люблю грозу в начале мая.

3. Самостоятельная работа.

Запиши текст, расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения.


Ученые считают что зима начинается 22 декабря. Солнце в этот день поднимается невысоко на небе. Тени длинные а день очень короток. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима.




  1. Расскажи товарищу, какой член предложения называется сказуемым.

Попроси ответить его на вопросы:

    1. Что обозначает сказуемое?

    2. На какие вопросы отвечает сказуемое?

Запиши примеры в его тетрадь.

Попроси товарища повторить определение сказуемого, рассказать,

какими частями речи оно выражается и привести примеры на

каждый случай.








  1. Продиктуй товарищу предложения. Проверь, нет ли ошибок! Попроси товарища подчеркнуть главные члены предложения и указать, какими частями речи выражено сказуемое. Помоги в случае затруднения. Попроси товарища повторить, на какие вопросы отвечает сказуемое и какими частями речи выражается.




  1. Предложи товарищу выполнить работу самостоятельно.