СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главный член односоставного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На первом уроке по теме "Односоставное предложение"  обучающиеся знакомятся с односоставным предложениям, получают представление о способах выражения главного члена.

Просмотр содержимого документа
«Главный член односоставного предложения»

Конспект урока русского языка в 8 классе

по учебнику Л,М. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой Русский язык. 8 класс c использованием пособия для учителя Тростенцовой Л.М., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс.


Тема урока: Главный член односоставного предложения

Цель урока:

- дать представление об односоставном предложении.

Задачи урока:

- научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения; определять способ выражения главного члена односоставных предложений;

- сформировать умение различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения, распространять нераспространенные односоставные предложения;

- сформировать умение заменять двусоставные предложения односоставными.

- воспитывать стремление к получению новых знаний.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Приветствие

  2. Работа с эпиграфом к уроку.

Считай несчастным тот день или час, в который ты не узнал ничего нового, и ничего не прибавил к своему образованию. Я.А. Каменский

- Прочитайте высказывание известного чешского педагога, который жил и работал в 17-ом веке и запишите это высказывание в тетрадь.

- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

- Не будем терять времени, обязательно постараемся прибавить что-то новое к нашему образованию.


II. Подготовка к восприятию новой темы

1. Знакомство с темой урока.

- Прочитайте и запишите тему урока. (Главный член односоставного предложения. Тема урока написана на доске или на слайде.)


2. Актуализация знаний.

- В названии темы вам хорошо знакомо слово предложение. Вспомним, что мы знаем о предложении.

- Чем отличается предложение от словосочетания?

- На какие две группы делятся предложения по количеству грамматических основ?

- На какие две группы делятся предложения по наличию второстепенных членов? Чем отличается распространенное предложение от нераспространенного?

- На какие две группы делятся предложения по наличию главных членов? (Двусоставные и односоставные)

- Из чего состоит основа двусоставного предложения? Что называется подлежащим? С каким членом предложения соотносится подлежащее? Что называется сказуемым? С каким членом предложения соотносится сказуемое? Как подчеркиваются главные члены двусоставного предложения?

- Итак, мы вспомнили, что по наличию главных членов предложения бывают односоставными и двусоставными, главные члены двусоставного предложения - это подлежащее и сказуемое.


3. Целеполагание

- Прочитайте еще раз название темы урока и скажите, что мы должны сегодня узнать на уроке? (Что мы будем называть главным членом предложения, способы его выражения)

- Какие цели мы перед собой поставим. ( Выслушать детей, потом прочитать цели. Цели заранее написаны на слайде. )

- Научиться разграничивать двусоставные и односоставные предложения.

- Научиться находить главный член односоставного предложения и определять способ его выражения.

- Узнать, как подчеркивается главный член односоставного предложения.


III. Работа над темой урока

1. Разграничение односоставных и двусоставных предложений

- Ребята, перед вами карточки с предложениями. Прочитайте эти предложения и попробуйте их разделить на две части. По какому признаку это можно сделать? (Учащиеся заранее получают карточки с предложениями. Делят предложения на двусоставные и односоставные.)

Облетают последние листья.

На улице холодает.

Подул холодный ветер.

Люблю смотреть на озеро.

Я люблю сидеть в саду.

Поздняя осень.

С удовольствием перечитываем книгу.

- Как мы будем разграничивать двусоставные и односоставные предложения? Перепишите в тетрадь сначала двусоставные предложения, потом односоставные. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. (Один человек выполняет задание на доске. Предложения написаны на доске заранее).


2. Главный член односоставного предложения.

- Вы подчеркнули главный член односоставного предложения. Какой вывод можно сделать? (Один главный член – подлежащее или сказуемое)

- А можно ли главный член односоставного предложения называть подлежащим или сказуемым и подчеркивать его соответствующим образом: одной или двумя чертами? (Ответы детей)

- Мы вспомнили, что подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении тесно связаны между собой, поэтому у нас появились сомнения, можно ли назвать главный член односоставного предложения подлежащим или сказуемым, правильно ли мы подчеркнули главные члены односоставных предложений.

- На самом деле, этот вопрос очень непростой. Над ним до сих пор спорят ученые. Послушайте, в чем же заключается их спор.

Чтение учителем статьи « О чем спорят ученые?» (Статья лежит перед каждым учеником).

Существует две точки зрения на вопрос о главном члене односоставных предложений. Одни ученые считают, что в односоставных предложениях может быть только один главный член, и это либо подлежащее, либо сказуемое. Односоставные предложения делятся на две группы: с одним главным членом сказуемым и одним главным членом подлежащим.

Большинство ученых отрицают возможность существования подлежащего и сказуемого в односоставных предложениях, называя грамматическую основу главным членом предложения. Таким образом, предложения делятся на односоставные глагольные и односоставные именные, (и соответствуют предложениям с одним главным членом — сказуемым и подлежащим).

- Какого же мнения придерживается первая группа ученых? (Главный член односоставного предложения – это подлежащее или сказуемое и, следовательно, подчеркивается одной или двумя чертами).

- А как считает вторая группа ученых? (Они не считают главный член односоставного предложения ни подлежащим, ни сказуемым).

- Давайте узнаем мнения тех ученых, которые являются авторами-составителями нашего учебника. Прочитайте материал для наблюдений и теоретических сведений на стр. 99 учебника. (Хорошо читающий ученик читает вслух.)

(В двусоставном предложении два главных члена – подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны между собой, и о каждом из них можно говорить лишь тогда, когда есть другой член предложения.

В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член односоставного предложения.)

- Каково мнение ученых, которые составили наш учебник? (Ответы детей).

- Теперь мы знаем, что главный член односоставного предложения не является ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член односоставного предложения.

- Также можно сказать, что главный член односоставного предложения употребляется в форме либо подлежащего, либо сказуемого.

- На какой вопрос мы пока не получили ответ? ( Как подчеркивать главный член односоставного предложения?)


3. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения №171.

- Прочитайте внимательно задание к упражнению, и вы узнаете, как рекомендуют авторы учебника подчеркивать главный член односоставного предложения. (Спишите, подчеркивая главный член односоставных предложений тремя линиями.)

Проверка самостоятельной работы. Упр.171

1.Тихо (кат. сост). Ветки (сущ.) берез не шелохнутся (гл.). Осенний воздух (сущ.) свеж (кр. прил.) и прозрачен (кр. прил.).

2.Ночь (сущ.). Морозит (гл.). Улицы (сущ.) завалены (кр. прич.) снегом.

3.Ранее утро (сущ.). Взошло (гл.) солнце (сущ.). Потеплело (гл.).

- Прочитайте двусоставные предложения, назовите основу и способ выражения главных членов.

- Прочитайте односоставные предложения и назовите способ выражения главного члена.

- Сделаем выводы. Дополните высказывания.

- Главный член односоставного предложения не может быть …, подчеркивается … и может быть выражен …

- Таким образом, мы увидели, что существуют разные способы выражения главного члена односоставного предложения. В зависимости от того каким способом выражен главный член, односоставные предложения делятся на несколько видов. На следующих уроках мы познакомимся со всеми видами односоставных предложений.


4. Распространенные и нераспространенные односоставные предложения. Распространение односоставных предложений.

- Прочитайте предложения на стр. 100

- Какие это предложения: односоставные или двусоставные? Докажите свою точку зрения.

- Чем отличаются предложения в правом и левом столбцах?

- Могут ли односоставные предложения быть распространенными? Как мы можем распространить предложения? (Добавить второстепенные члены).

- Распространите односоставные предложения. Запишите получившиеся предложения. Учтите, что получившиеся предложения должны остаться односоставными. (Предложения на слайде или на доске)

Тишина.

Морозит.

Дружба.

Похолодало.

Сижу и читаю.

Проверка выполненной работы. (Ученики зачитывают предложения по очереди).

- Какой вывод можно сделать? ( По наличию второстепенных членов односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными).


5. Физкультминутка

-Встаньте около парт. Послушайте внимательно предложения. Если услышите односоставное составное предложение, поднимите руки, а если двусоставное – опустите.

- Мне не хотелось возвращаться

- На востоке синело небо.

-Дело словом не заменишь.

- Свод неба был тих и чист.

- От листьев пахло осенью. 

- Я не ошибся.

- Мне нельзя ошибаться.

- Прошу повторить вопрос. 

- Мы перечитываем вашу книгу.

- По утрам еще бывает мороз.

- По утрам еще морозит.

(Последние два предложения выписаны на доске или на слайде)


  1. Задание творческого характера. Замена двусоставных предложений односоставными. Работа в парах.


- Обратите внимание на последние два предложения. Запишите их.


По утрам еще бывает мороз. По утрам еще морозит.


- Подчеркните в предложениях главные члены. Какие это предложения по наличию главных членов? (Двусоставное и односоставное).


- О разном или об одном и том же говорится в этих предложениях? Как можем назвать такие предложения? (Синонимичные)


- Выполним похожее задание. Работаем в парах. Записываем только получившиеся односоставные предложения. Перед тем, как записать получившееся предложение, обсудите его в парах. ( Задание на слайде или на карточке)


Перестройте предложения с двумя главными членами в односоставные, используя сказуемые, данные в справке.

1.С каждым днем рассвет наступает всё раньше. 2.В выходной день никто не хочет сидеть дома. 3.Люди тянутся в парк, за город, ближе к природе. 4.Все веселы, все радостны.

Для справок: светает, не сидится, тянет, весело, радостно.


- Какие выводы после проделанной работы можем сделать?

(Двусоставные предложения можно заменить синонимичными односоставными).


IV. Итог урока. Рефлексия


- Давайте вернемся еще раз к эпиграфу нашего урока. (Считай несчастным тот день или час, в который ты не узнал ничего нового, и ничего не прибавил к своему образованию. Я.А. Каменский)


- Прочитайте это предложение. Какое оно по количеству грамматических основ? (Сложное)

- Прочитайте первую часть предложения, прочитайте вторую часть. Есть ли среди простых предложений, входящих в состав этого сложного предложения односоставное? Прочитайте. (Считай несчастным тот день или час…)


- Односоставное предложение может входить в состав сложного предложения.


- Что нового вы прибавили к своему образованию на этом уроке?

( Ответы детей).


- Поднимите руку, кто может отличить односоставное предложение от двусоставного.

- Поднимите руки, кто может найти главный член односоставного предложения.

- Поднимите руки, кто знает, как подчеркивается главный член односоставного предложения.

V. Домашнее задание.


Параграф 30, упр. 172, 173.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!