СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у обучающихся понятия об односоставных предложениях как виде простого предложения, их особенностях и типах.

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.»

Тема урока: Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.

Цель: сформировать понятие об односоставных предложениях как виде простого предложения, их особенностях и типах.

Задачи занятия:

- образовательные – формирование умений различать  односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, знакомство с видами односоставного предложения;

- развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;

- воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к произведению искусства.

Планируемые результаты:

Предметные: опознавать односоставные предложения в тексте,

Метапредметные:

Личностные УУД:

-испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

-уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

-осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сопереживать;

-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .

Регулятивные УУД:

-самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

-владеть приёмами языкового анализа, сравнения, обобщения, классификации.

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД;

-находить ответы на вопросы;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-учиться работать в паре, группе;

-умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

      Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Методические приемы: повторение, объяснение учителя, работа с книгой, тренировочные упражнения, тест.

        Оборудование: учебник, презентация.

Учебно-методическое обеспечение: учебный комплекс под редакцией Л.М. Рыбченковой.

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное усвоение новых знаний (проверка).

5) Первичное закрепление.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас. Надеюсь на плодотворное сотрудничество. СЛАЙД 1. Известна крылатая фраза: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

-Как вы понимаете данное высказывание? Давайте сегодняшний урок проведем под девизом: «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу).

На столе у каждого лежит лист учета ответов и оценок.  По мере выполнения заданий ставьте себе отметку. Что каждому нужно помнить? (При выставлении оценок быть честным и объективным).

Лист учёта ответов и оценок обучающихся

Ф.И. ученика

____________________

Баллы от товарищей

Я сам

Учитель

Итого



























        II. Актуализация опорных знаний по теме (фронтальный опрос):

– Над изучением какой темы мы работали на предыдущих уроках?
– На какие две группы делятся все члены предложения? 
– Какие члены предложения называются главными? Второстепенными? 

III. Постановка проблемы урока. Мотивация учебной деятельности.

СЛАЙД 2. Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь, т.е. самое короткое предложения. Один сказал: «Eorus» еду в деревню, второй сказал «I» езжай.

Вывод: Краткость высказываний не помешала общению.

В чем особенность этих предложений (они односоставные)

Значит тема урока «Односоставные предложения» (формулируют дети)

Что вы знаете об односоставных предложениях?

Достаточно ли этих знаний

СЛАЙД 3. Задачи урока

- Научиться находить…

- Научиться отличать…

- Определить роль…

Роль односоставных предложений в речи

СЛАЙД 4. Сопоставьте предложения. Сделайте вывод, какова роль односоставных предложений в речи?

Вот пришла зима. Дни стали короче. Под ногами скрепит первый снег. Мы идем по дороге к лесу, по узкой тропинке. Перед собой мы увидели избушку лесника.

Зима... Короткие зимние дни. Первый снег под ногами. Дорога к лесу. Узкая тропинка. Избушка лесника.


Вывод: Делают речь выразительной и ёмкой, дают возможность ярче представить картину, выделяют важные детали. Краткость привлекает внимание к наиболее важному в сообщении и в сжатой форме передается основная информация.

-В текстах какого стиля, по вашему мнению, могут использоваться односоставные предложения?

  IV. Изучение нового материала.

1. Исследовательская работа в парах (на карточках).

- Даны 5 предложений: (приложение 1)

1.Я люблю ходить в кинотеатр.

2.Читаю художественные произведения.

3.По телефону поздравили с праздником.

4.Мне не спится.

5.Какой аромат!

-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно

разделить на 2 группы.

- По какому принципу вы их поделили? ( Вывод делают обучающиеся: принцип разделения – состав основы предложений: предложения двусоставные и односоставные.)

2. Работа с учебником.

- Ребята, прочитаем теоретический материал (§20).

– Итак, вы уже знаете, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.
СЛАЙД 5. Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы:

1) с главным членом подлежащим (Мороз.)
2) с главным членом сказуемым. (Морозит.)

Сравните:

Мороз.         Сильный мороз

Вывод: как и двусоставные предложения, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

2. Письменно разобрать предложения плану с взаимопроверкой ( план на карточках для каждого ученика). Приложение 2.

1) Найдите грамматическую основу, назвать части речи, которыми выражены главные члены предложения, и укажите, простое предложение или сложное;

2) Указать: а) односоставное оно или двусоставное; б) распространённое или

нераспространённое.

Осень. Все раньше темнеет. На улице вдруг похолодало. Осенний ветер пронизывает до глубины души. Не смотря ни на что, осенняя пора - прекрасное время года.

- По завершении работы произведите взаимопроверку.

3. Устная работа с таблицей (поисково-исследовательская деятельность ).

- Тип односоставного предложения определяется по способу выражения главного члена предложения. С главным членом подлежащим называются именные, с главным членом сказуемым - глагольные.

СЛАЙД 6.

Односоставные предложения

глагольные

именные

- Откройте учебник на странице 88-89. Сейчас мы с вами лишь только познакомимся с видами односоставных предложений и, вашей задачей будет, опираясь на таблицу, по функции главного члена предложения распределить виды односоставных предложения по типам.

(Ответы детей)

СЛАЙД 7. Односоставные предложения

глагольные

–   определённо-личные;                                 

–  неопределённо-личные;                             

– обобщённо-личные;

– безличные;

именные

назывные


Физкультминутка.

Тихо встанем, улыбнёмся,

Влево, вправо повернёмся.

Земля, небо, пятка, пятка,

Всем полезная зарядка.

V. Закрепление.

1. Создание алгоритма.

- Давайте, восстановим ход нашего исследования:

СЛАЙД 8.

1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

- Ход наших рассуждений будет алгоритмом к определению типов односоставного предложения.

2.Выборочное списывание. Работа в группах.

- Письменно выполните упражнение 133. 1 группа выписывает односоставные глагольные предложения, а 2 группа – односоставные именные предложения.

3. Выполните тест (с самопроверкой).

СЛАЙД 9

1. Односоставные предложения делятся на сколько типов?

а) 10

б) 2

в) 3

г) 4

2.Какое предложение не является односоставным?

а) На морозном воздухе было трудно дышать.

б) На горизонте посветлело.

в) Дело словом не заменишь.

г) Кругом все было тихо и спокойно.

3. Укажите односоставное предложение.

а) Наступил вечер.

б) Вечереет.

в) Вечером мы пойдём в кинотеатр.

г) Как хороши в России вечера!

4. Определите тип односоставного предложения.

За деньги ума не купишь.

а) глагольное

б) именное

По завершению работы обсуждаем правильные ответы.

VI. . Домашнее задание:

СЛАЙД 10. 1.Выучить §20, упражнение 134;

2.Творческое задание: написать эссе, состоящее только из назывных предложений.

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока (оценивание). Беседа.

-Урок подошел к концу. Вы много успели сделать. Вспомним:

Чем отличаются двусоставные и односоставные предложения?

На какие типы делятся односоставные предложения?

Как обычно в речи используются односоставные предложения? Приведите примеры.

Литература:

1.Образовательный стандарт

2.Рабочая программа по русскому языку.

3.Учебник русского языка для 8класса под ред. Л.М. Рыбченковой.

Приложение 1

1.Я люблю ходить в кинотеатр.

2.Читаю художественные произведения.

3.По телефону поздравили с праздником.

4.Мне не спится.

5.Какой аромат!




Приложение 2

1) Найдите грамматическую основу, назвать части речи, которыми выражены главные члены предложения, и укажите, простое предложение или сложное;

2) Указать: а) односоставное оно или двусоставное; б) распространённое или

нераспространённое.

Осень. Все раньше темнеет. На улице вдруг похолодало. Осенний ветер пронизывает до глубины души. Не смотря ни на что, осенняя пора - прекрасное время года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!