Урок русского языка в 5 классе
Тема:
Главные члены предложения .
Что знаем?
- Синтаксис
- Пунктуация
- Словосочетание
- Предложение
Что исследуем?
- Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.
- Основные способы выражения подлежащего и сказуемого.
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Пр..зрачная
Пр о зрачная
ноч..
ноч ь
та..л
та я л
м..рцали
м е рцали
ре..кие
ре д кие
в деревн..
в деревн е
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Казарка- род птиц семейства
утиных. Длина этих птиц до 60 см,
весят до 8 кг. Они распространены на
севере Евразии и Северной Америки.
Краснозобая казарка гнездится только на
севере России. Это перелетные птицы, они
питаются травянистой растительностью.
В связи с малочисленностью охота на
казарок запрещена.Они занесены в
Международную Красную книгу.
- « Толковый словарь русского языка»
Д.Н.Ушакова
Всполошить, всполошу, всполошишь (разг.). Встревожить, поднять сумятицу среди кого-нибудь.
«Толковый словарь русского
языка» Д.Н.Ушакова
Всполошить, взбудоражить, встревожить.
«Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н.Абрамова.
Выпишите 3 словосочетания
«прилагательное + существительное»:
Настала теплая прозрачная ночь. Таял снег. В бледном небе чуть заметно мерцали редкие звезды. Внизу, в деревне, один за другим гасли мутные красные огоньки.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
- Определить член предложения – значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет.
- Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник, главное, на чём строится что-нибудь.
« Толковый словарь русского языка»
С.И.Ожегов.
- На основе предложения – подлежащем и сказуемом – как на опорах, держится всё предложение.
Подлежащее
Слово,
Связано со
сказуемым
группа слов,
отвечающих на вопрос
по смыслу
Кто? Что?
и грамматически
О ком или о чем
говорится
в предложении
мест . ( К ТО? ) М ы ехали На санях .
глаг. С нежинки (Что делают?) искрятся.
НАЙДИТЕ И ПОДЧЕРКНИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:
1)Две капли брызнули в стекло.
(А. Фет)
2)В неверном лунном свете вошла я в тихий дом.
(А. Ахматова)
3)Встает заря во мгле холодной.
(А. Пушкин)
Берегите зрение!
Основные способы выражения подлежащего.
Примеры
Способ выражения
Солнце село.
Имя существительное.
Мы ехали по лугу.
Местоимение.
Часовой заметил меня.
Прилагательное в роли существительного.
Неопределенная форма глагола.
Грести становится труднее.
Числительное
Входит семь богатырей.
Синтаксически неделимое словосочетание.
Дед с матерью шли вперед.
Лексически неделимое словосочетание.
Пастушья сумка растет в
поле.
Типы сказуемых.
Сказуемое
Примеры
Глагол.
Подарок принёс папа.
Моя мама – повар.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Ландыш пахуч.
На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.
1.Чернеет дорога приморского сада. (А.Ахматова).
2. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят.
(С. Михалков)
3.Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
Самостоятельная работа.
Упр. 429 стр. 142
Проверь себя!
прил. сущ.
1) Тиха украинская ночь . (А.Пушкин)
сущ. прил. прил. глаг. сущ.
2) Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. (И.Никитин)
прил. прил. сущ.
3) Широк и жёлт вечерний свет. (А.Ахматова)
прил сущ
4) Нежна апрельская прохлада.
сущ. прил. прил.
5) Ночь светлая и морозная.
Итог урока.
1.Чему учились на уроке?
2. Над чем нужно поработать дома?
Домашнее задание:
§ 53, упр. 430,
стр. 143
Спасибо за урок!
До новых встреч!