Главные формы рельефа суши.
Учитель географии
Кретова Анастасия Владимировна
Губкин, 2017
Тема урока: «Главные формы рельефа суши».
Цели:
Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.
Развивать практические навыки работы с картой, умение использовать полученные знания для чтения физических карт, умение работать в паре, умения самоконтроля.
воспитание чувства прекрасного через созерцание картин гор.
Ожидаемые результаты:
Коммуникативные: формирование умений работать в парах
Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность
Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, контурная карта полушарий, физическая карта полушарий, учебники, контурные карты и атласы география 6 класс.
Ход урока:
1.Организационный этап
создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность
приветствие учащихся, проверка готовности необходимых для урока учебных принадлежностей,
2.Постановка цели занятия перед учащимися:
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Да, верно, горы и равнины. А горы и равнины каким одним словом можно назвать?
А что бы вы хотели узнать на этом уроке?
На данном этапе учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока, совместно определяют место урока в разделе. Применяется метод иллюстрации и демонстрации, беседа
Горы, равнины. Рельеф
Знакомство с рельефом, сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте;
Регулятивные УУД:умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Коммуникативные – умение выражать свои мысли, управление поведением.
Личностные – формирование ответственного отношения к учению.
3.Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала
-На прошлых занятиях мы с вами изучили особенности строения земной коры.
– Из чего состоит земная кора?
-Какие неровности земной поверхности вам знакомы из уроков окружающего мира?
Что такое "рельеф"? СЛАЙД 3.
- Рельеф земной коры создан под действием процессов: каких?
- Вспомните, что относится к внутренним и внешним силам и к чему они приводят? СЛАЙД 4.
Внешние- это работа ветра, воды, выветривания, ледника, они выравнивают и сглаживают рельеф, разрушая горные породы и перемещая их с одного места на другое. Внутренние силы - это вертикальные и горизонтальные движение земной коры и вулканизм, приводящие к образованию разломов, складок, поднятий и опусканий.
Подготовка мышления учащихся. Для изучения темы урока понадобятся знания ранее изученного: понятие «рельеф», факторы формирования рельефа. Для психологической подготовки учащихся к восприятию нового материала применяется метод беседы и иллюстрации изученного материала. Учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями.
4.Изучение нового материала.
План: 1. Что такое горы, строение гор
2.Различие гор по высоте
3.Практическая работа.
4. Изменение гор во времени
4.1.Что такое «горы», строение гор
Крупнейшие формы рельефа на Земле это – (выступы материков и впадины океанов). И на дне океанов и на материках выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины.

Что такое? Что такое?
Очень грозное, большое!
С ледниками наверху
И подошвою внизу.
Давайте выясним, что вам уже известно о горах. На ваших карточках начерчен круг с секторами, впишите в каждый сектор какое-то слово, которое у вас ассоциируется с горами.
Вы имеете представление о горах, но возникли некоторые затруднения, многое вам ещё неизвестно, поэтому перед нами стоят следующие задачи:
Объяснить рельеф гор
Объяснить как различаются горы по высоте
Объяснить как изменяются горы во времени
Научиться определять по карте горные системы земного шара
И всю информацию о горах мы оформим в виде схемы. Кластера.
-Чем горы отличаются от равнин?
На каком изображении слайда горы? Почему?
-Гора и холм это одно и то же? В чем разница? (Особенность – высокие, обширные)
-Что такое гора? Выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью более 200 м.
-На каком изображении слайда холмы?
В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.
– Так что же такое горы?
– Посмотрите внимательно на фотографию, на которой изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с учителем составляют определение)
– Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы.
Запишите его в карточки, в центре вашего кластера.
Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся определения)
Ребята, так как одиночные горы встречаются редко, то горы суши - это целые горные страны, протягивающиеся на сотни и тысячи километров.
если горы вытянуты в ряд, то это -горный хребет
4.2.Различие гор по высоте

Учитель: мы с Вами выяснили, что представляют собой крупные формы рельефа, рассмотрели рельеф гор, а теперь я предлагаю ответить на вопрос: чем же отличаются горы друг от друга. Демонстрация с изображением низких и высоких гор. Однимиз существенных признаков горных стран является различие их по абсолютной высоте (низкие, средние, высокие).
Как горы обозначены на карте и существует ли их классификация там?
Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий. Найдите на карте горы.
– По каким показателям вы их нашли?
4.3.Практическая работа.Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.
– Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название. Инструкция в ваших раздаточных листах поможет нам в этом. Ознакомьтесь с ней, пожалуйста.
– Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс.км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы
4.4. Изменение гор во времени..(слайд 8) Посмотрите внимательно на фотографии с изображением гор. Чем они отличаются друг от друга? (Обратите внимание на высоту, характер вершин, крутизну склонов, растительный покров и т.д.)
– В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши?
-Определите высоты на карте.
– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
Назовите причины разрушений гор. (слайд 9)
Основные понятия
Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами (более 200 м) и имеющие сильно пересеченный рельеф
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва– переход склона (горы) в равнину
Познавательные УУД:работа с текстом учебника и его структурирование в схему (формы рельефа Земли), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, причинно-следственные связи.
изучения нового материала происходит чередование активных форм работы: заполнение кластера, работа с контурными картами и фронтальная работа. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Познавательная задача: классифицировать горы по различным признакам (высоте, времени образования, строению)
Предметные:формирование представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте, возрасту
Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность
Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
5.Этап закрепления изученного
Географический тренинг. Игра "Самые - самые"
Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с физической картой полушарий (атлас стр.14) находите ответ, поднимаете руку. Если учитель назвал вас, бегом бежите к доске и показываете нужный объект.
Самые длинные горы ЮжнойАмерики. (Анды)
Самые высокие горы Евразии. (Гималаи)
Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или Эверест)
Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)
6.Этап контроля и самоконтроля
Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.
Гималаи
Кордильеры
Анды Северная Америка
Уральские Австралия
Евразия
Большой Водораздельный хребет Африка
Кавказ Южная Америка
Атлас
Для проверки усвоения знаний по теме проводится короткая проверка. Самостоятельная работа по рядам в течение 3-4 минут, по окончании самопроверки
Коммуникативные: формирование умений работать в парах
7.Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Сможете ли вы дополнить записи в кругу, который заполняли в начале урока? Записывают и называют. Следовательно, ваши знания о горах увеличились, наш урок прошел не напрасно.
Выставление оценок за урок.