Обучающие: сформировать у учащихся представление об изучении рельефа дна Мирового океана, основных формах рельефа дна океана (шельфе, материковом склоне, островных дугах, глубоководных желобах, океанических котловинах, срединно- океанических островах), факторов влияющие на образование рельефа; развивать умения работы с географической картой.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «знаю, хочу узнать, узнал»; умений обобщать делать выводы, прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.
Воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям
Методы обучения:
Организация и осуществление УВП:
Словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, работа с текстом учебника, ребусом, кроссвордом.
Стимулирование и мотивация учения:
Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: учебник 6класса, физическая карта мира, презентация «Рельеф дна Мирового океана».
Ход урока:
I. Оргмомент:
Организация класса
II Проверка домашнего задания
Индивидуально устный опрос учащихся по домашнему заданию
1 Что такое рельеф?
(Рельеф- это совокупность неровностей земной поверхности)
2 Назовите формы рельефа суши?
(равнины, горы)
3 Послушайте описание и определите, о какой форме рельефа повествует отрывок.
«Высоко в небе взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами…»
(Горы так как автор употребил слова, характерные для горного рельефа: «острые пики», « снежными шапками», «ожерелье ледников», «снежные обвалы»
4 Что такое горы?
(Горы –обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот)
5 Какие горы бывают по высоте?
(Низкие-до1000м, Средние- от 1000 до 2000м, Высокие- от 2000м)
6 Послушайте описание и определите, о какой форме рельефа повествует отрывок А. Майкова.
« В телеге еду по холмам;
Порой для взора нет границ...
И всё поля по сторонам,
И над полями стаи птиц...
Я еду день, я еду два —
И всё поля кругом, поля!»
(Равнина- «Поля»)
7 Что такое равнины? Какие виды равнин по характеру поверхности вы знаете?
(Равнины- обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью)
8 Определите описание какой равнины дается в стихах:
1) «Давно я еду по холмам,
Порой для взора нет границ,
И все поля по сторонам,
И над полями - стаи птиц.
Я еду день, я еду два -
И все поля, кругом поля,
Мелькнет жилье,
Мелькнет едва,
А там поля, опять поля.
Порой ручей, порой овраг,
А там поля, опять поля,
И в золотых опять волнах
С холма на холм взлетаю я»…
(холмистой: «с холма на холм взлетаю я»)
2)Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина - на север,
Равнина - на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
Здесь воду колышут душистые ветры.
Поля поливает с Алтая вода.
Здесь смотришь и видишь на сто километров:
Полсотни - туда
И полсотни - сюда»…
(плоская: «Ни яра , ни пади», «Как будто гористую землю разгладил Какой-то гигантский утюг». «Здесь смотришь и видишь на сто километров: Полсотни – туда И полсотни – сюда»)
9 Какие равнины бывают по высоте.
(низменности до 200м, возвышенности-от200-500 м, плоскогорья- от 500м.)
3. Актуализация, целеполагание, мотивация.
1 На слайде загадан ребус , разгадаем его.. (Рельеф дна Мирового океана)
Формируем цели и задачи урока.
2 Задачи урока :
История изучения рельефа дна Мирового океана;
Формы рельефа дна Мирового океана;
Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана
4. Изучение нового материала.
1 История изучения рельефа дна Мирового океана
а) Первые сведения об океаническом дне были получены в результате промера глубин вблизи известных островов, который производился с помощью ЛОТА (ЛОТ- старинный прибор, состоящий из троса с грузилом на конце). Ф. Магеллан попытался- и конечно, потерпел неудачу- достать дно Тихого океана, используя канат длиной 370 м
б) Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ. Этот прибор действует используя эффект обычного эхо. Если крикнуть в лесу, то можно услышать как крик возвращается обратно. Так же и эхолот. Эхолот состоит из излучателя и приемника. Излучатель испускает звуковые волны. Звуковая волна доходит до препятствия и возвращается обратно. Эту звуковую волну и улавливает приемник. Эту звуковую волну и улавливает приемник. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде можно определить глубину океана в данной точке. Зная как изменяются глубины по маршруту корабля, можно сделать вывод об изменении рельефа дна.
в) Первая карта дна океанов появилась после кругосветной экспедиции британского корабля «Челленджер» в 1872-1876гг. Экспедиция «Челленджера» опровергла представление о том, что океаническое дно- это ровное песчаное пространство, усеянное островами.
г) С помощью подводных лодок батисфер, батискафов ученые могут изучать и фотографировать рельеф дна океана. В наше время стало возможным изучать рельеф дна с помощью космических летательных аппаратов. Оказалось что на снимках, полученных с искусственных спутников, виден подводный рельеф, «просвечивающий»- сквозь толщу воды с глубины сотни метров. Данные о составе пород, слагающих дно океана, получают с помощью глубоководного бурения. В 1968-1971 со специального судна «Гомар- Челленжер» было осуществлено подводное бурение в районе Азорских островов.
Исследование океанов с помощью современных методов исследования позволили получить полное представление о рельефе дна Мирового океана и его строении.
2 Формы рельефа дна Мирового океана
а)Мы с вами говорили, что разделение земной поверхности на материки и океаны не случайно, оно зависит от строения земной коры. Материковая земная кора состоит из 3 слоев. Океаническая земная кора состоит из 2 слоев.
Граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами и называется подводной окраиной материков. В основании океанической земной коры находится ложе океана. Место соприкосновение материковой и океанической земной коры называется переходной зоной.(работа с схемой).
б)Шельф, или материковая отмель, -(от англ. Shelf – букв «полка»)– мелководная часть подводной окраины материков и островов, имеющая относительно выровненную поверхность и незначительные уклоны. Нижняя граница шельфа проводится по изобате 200 км. На материковой отмели можно видеть продолжение форм суши– русла рек. Ее поверхность покрыта осадочными обломочными горными породами, принесенными с суши реками или образовавшимися при разрушении берегов волнами. На шельфе добывают полезные ископаемые- нефть, природный газ и некоторые другие. Здесь находится основная зона мирового рыболовства. Шельф имеет различную ширину.
Следующая форма рельефа дна мирового океана - это материковый склон.
Материковый склон-часть океанического дна, переходная от шельфа к ложу океана. Средние глубины от 200 до 3600 м. Имеет крутые склоны, ступенчатый, рассечен каньонами (являющиеся продолжением речных долин - Гудзон, Инд, Конго и др.) Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни.
На подводной окраине материков расположены острова, которые называются материковыми островами.
Задание: работа с картой полушарий стр.14-15 атласа.
С помощью шкалы глубин определите по карте полушарий, в каких океанах площадь шельфа самая большая. (В северном Ледовитом – ……и Атлантическом океанах-…..). Виден ли на картах крутой материковый склон ? Как вы его нашли ?
в) Между подводной окраиной материков и ложем океана расположена переходная зона, имеющая очень сложный расчлененный рельеф. Она включает островные дуги и особые формы рельефа- глубоководные океанические желоба.
Островные дуги- молодые горные сооружения близ окраин материков. Частично выступают над уровнем океана в виде гористых островов и вулканов.
Глубоководные желоба - глубокие (5-11 км) понижения океанического дна, вытянутые на несколько тыс. км. при ширине до несколько километров, с крутыми склонами и обычно плоским и узким дном. Располагаются с (океанической) стороны островной дуги, повторяя ее очертания. Наибольшую глубину имеет Марианский желоб в Тихом океане - 11022 м.
В переходной зоне часто происходят землетрясения, именно здесь расположены многие действующие вулканы нашей планеты.
г) Ложе океана занимает глубоководную часть дна Мирового океана, то есть более 70% его площади. Здесь распространена океаническая земная кора. На ложе океана, как и на суше есть горы и равнины. Равнины ложа океана называют котловинами. Котловины отделяются друг от друга подводными хребтами и возвышенностями.
Важнейшим открытием в конце 50-х гг. ХХв. стали срединно-океанические хребты.Они образуют на дне Мирового океана единую горную систему общей длиной свыше 60 тыс. км, шириной около 2000 км и относительной высотой 3-4 км. Это например: Срединно-Атлантический хребет, Аравийско-Индийским, Восточно-Тихоокеанское поднятие.
Наиболее высокие части срединно-океанических хребтов поднимаются над уровнем океана в виде вулканических островов (Исландия, Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены, Пасхи и др.). В центральной части СОХ находится разлом (расхождение литосферных плит), который представляет собой ущелье с крутыми склонами.
Черные курильщики (Сообщение).
(Одним из сюрпризов оказалось открытие в 70 г. ХХ в. "черных курильщиков". На дне ущелья где изливается магма, высокая температура. Поэтому растворенные в ней вещества начинают взаимодействовать друг с другом, образуя сернистую кислоту. Эта кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникает довольно высокие конусообразные постройки, внутри которых реакции взаимодействия продолжается. Над конусами образуются черные облака, поднимающиеся на высоту до 150 м
Самое удивительное то, что в условиях полной темноты, и температур 40oС, в ядовитой среде, живут и превосходно себя чувствуют различные организмы- сотни видов животных!)
Есть на дне океанов и отдельные горные хребты, и одиночно расположенные горы-конусы вулканов. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические острова. Такими островами являются Курильские, Канарские, Азорские (Найдите их на карте полушарий).
Потухшие подводные вулканы, имеют плоские вершины. В теплых водах на вершинах поселяются колонии кораллов, образуя атоллы.
Атоллы (сообщение)
(Атолл—коралловый остров кольцеобразной формы. Он состоит из трёх частей: внешнего склона рифа, рифовой платформы и лагуны. Высота атолла обычно не превышает 3-4 метров над уровнем океана. Атоллы обычно образуются путём обрастания вулканического острова коралловым рифом, формирующим кольцевой пояс. Часто это сопровождается погружением вулканической основы под воду. Атоллы могут иметь разнообразные конфигурации и размеры. Один из крупнейших атоллов на Земле— Меньшикова в архипелаге Маршалловы острова — достигает 2336 км², из которых 92% приходится на лагуну, вытянутую на 300км. Суммарная площадь 92 островков этого атолла— 14,5 км². Другой крупный атолл— Рангирой в архипелаге Туамоту— занимает 1639 км², а его 241 островок занимает 43 км².)
3 Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана
На рельеф дна Мирового океана, как и на рельеф суши, влияют и внутрение, и внешние процессы. Внутреннние процессы- движение земной коры, землетрясения и извержения вулканов- особенно сильно проявляются в переходной зоне и в срединно-океанических хребтах. Внешние процессы в океане отличаются от внешних процессов на суше. В океане не дуют ветры, нет резких перепадов температуры, животные и растения моло изменяют рельеф дна. Главный внешний процесс, изменяющий дно океана,- образование осадочных горных пород: обломочных– на материковой отмели и у подножия материкового склона и органических- главным образом на ложе океана.
IVЗакрепление знаний учащихся
Кроссворд «Рельеф дна Мирового океана»
1-Как назывался корабль, который исследовал дно Мирового океана и нанес его на карту (Челленджер)
2–Прибор для изучения рельефа дна Мирового океана. В основе действия- принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад.
3-Подводная окраина материка, на которой можно видеть русла рек, обломочные горные породы, принесенные с суши. (шельф)
4-Образование обломочных и органических горных пород на дне океана все это ……… …процессы. (внешний)
5-Как называется равнина ложа океана. (котловина)
6-Конусообразные постройки на дне ущелья. (черные курильщики)
7-Старинный прибор, состоящий из троса с грузилом на конце.(лот)