СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глосарил..............

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Глосарил..............»

ГЛОССАРИЙ

А


Адаптивное обучение — это технология обучения, при которой слушатель активно взаимодействует с системой. Действия со стороны системы осуществляются автоматически по заранее установленным правилам или алгоритмам.

Например, слушатель проходит тест. В зависимости от того, правильно или нет слушатель отвечает на вопросы, система изменяет уровень сложности следующего вопроса. Допустим, слушатель ответил неправильно на вопрос. Следовательно следующий вопрос будет иметь более низкий уровень сложности.

Адаптировать можно не только уровень сложности, но и траектории изучения материалов. В зависимости от степени и скорости усвоения предыдущего материала, на основе выбранных вариантов ответа и/или выбора интересующих тем, один и тот же материал может быть изложен различными способами и средствами доставки контента.

Некоторые системы и авторы курсов/обучающих программ идут еще дальше, создавая предиктивные самообучающиеся алгоритмы, которые накапливают все возможные данные о слушателях и самостоятельно определяют, что предложить слушателю для дальнейшего прохождения.


Асинхронное обучение — формат обучения, когда процесс передачи знаний или умений не привязан к определенному месту и времени.

Примеры: курсы с записанными лекциями, задания с выставленным дедлайном, массовые открытые онлайн-курсы.

Асинхронное обучение предполагает наличие не только носителя/источника знаний (преподаватель или подготовленный материал), но и человека, который отвечает за организационные и контрольно-измерительные функции (опять же преподаватель или тьютор).

Бывает, что контрольно-измерительные функции могут обеспечивать и сами слушатели (Peer assessment)

Пример: преподаватель отправил слушателям задания по электронной почте или через платформу управления обучением; всем назначена одна дата выполнения этого задания, а способом проверки выбрана модель взаимного оценивания. Такую форму обучения также можно считать асинхронной.

При этом полная самостоятельность без участия в совместных активностях со слушателями или с преподавателем к асинхронному обучению не относится.

Что нужно знать

Асинхронные формы обучения — это:

  1. Обучение, которое можно пройти в удобное время

  2. Форма, которая включает самостоятельное обучение

  3. Обязательный этап взаимодействия с преподавателем или со слушателями


В


Виртуальный класс — это технология проведения синхронных онлайн-занятий в виртуальной среде обучения. Также в этом значении используют термины “smart virtual classroom” и “digital classroom”.

Как и при очном обучении в классе, ученик и учитель одновременно заходят в виртуальную комнату и работают над материалом (иначе это называется синхронным обучением). Преподаватель показывает ученику текст, иллюстрации и презентации на интерактивной доске, которые одновременно появляются в электронном блокноте обучаемого.

Ведущий занятие может включить демонстрацию рабочего стола своего компьютера, чтобы ученик видел, какие действия он совершает. Когда урок заканчивается, виртуальный класс сохраняется оффлайн, и к пройденному материалу можно вернуться позже.

Преимущества виртуального класса:

  • проведение урока из любой точки мира;

  • интерактивные инструменты помогают сфокусировать внимание обучаемых.

Недостатки виртуального класса:

  • ограничена возможность задавать вопросы преподавателю по мере изложения учебного материала;

  • успешность участия зависит от технических возможностей компьютера обучаемого и преподавателя.

Г


Геймификация (игрофикация) — применение игровых приемов в образовании. В основе лежит идея о том, что принципы, которые делают игры увлекательными, можно перенести в обучение.

Геймифицированный процесс обучения состоит в достижении небольших, понятных целей (набор очков, выполнение “ачивок” – от англ. achievements, достижения) и получении за это вознаграждения (повышение уровня, бэйджи). Действует принцип мгновенной обратной связи: обучаемый чувствует свой прогресс, это его мотивирует.

Одна из наиболее распространенных методик внедрения элементов игры в образовательный процесс – использование системы PBL (Points, Badges, and Leaderboards): очки, бейджи и таблицы лидеров.

  1. Очки зарабатываются совершением необходимых действий в обучающей программе (прохождение курса, правильные ответы на вопросы теста).

  2. Бейджи выдаются за определенную комбинацию действий и обычно имеют соответствующее название и визуальное решение (бэйдж “Хорошее начало” за первый пройденный курс, “Чемпион” за прохождение тестов первого уровня с максимальным количеством баллов). Обучающийся видит все бейджи, которые можно заработать в игре, и знает, к чему можно стремиться.

  3. Рейтинги и таблицы лидеров демонстрируют обучаемому его прогресс по сравнению с другими.

Сторонники геймификации указывают на преимущества игровых методов в обучении:

  • Психологический прием поощрения «внутреннего ребенка» прост и действенен: обучаемый получает удовольствие от игры, ощущает себя победителем. Это действует как позитивное подкрепление при усвоении материала.

  • Продуманная система поощрений, стремление к личным достижениям и элемент соревнования разжигают интерес обучаемого, вовлекают его в образовательный процесс, значительно повышая мотивацию.

  • Снижение страха ошибки. Завалить контрольный тест страшно, сделать неверный шаг в игре — нет. Игровой контекст учит не бояться получать новый опыт.

Противники геймификации возражают:

  • Обучение само по себе содержит элементы игры – хороший преподаватель играет с учеником, разжигая интерес и подталкивая к собственным открытиям.

  • По-настоящему мотивирует только полномасштабная, детально проработанная (и дорогостоящая) обучающая игра, а отдельные элементы геймификации, вроде виртуальных баллов за решенные задачи, не так интересны.


Д


Дистанционное обучение — формат обучения, когда слушатели и преподаватель находятся в разных местах. При дистанционном обучении ученик не встречается с учителем и группой учеников в реальном времени, но обменивается обратной связью с одноклассниками и преподавателем по почте или в мессенджерах.

Понятие дистанционное обучение включает в себя как синхронный, так и асинхронный форматы.

За рубежом данный термин почти не используется, так как ассоциируется с устаревшей формой обучения, когда занятия проходили в теле- и радио-форматах, а задания отсылались слушателям по почте и так же возвращались на проверку.

На смену ему пришло понятие Онлайн-обучения, которое с развитием интернет-технологий заняло нишу дистанционного обучения.


И


Индуктивное обучение – это когда учитель создает проблемную ситуацию и предлагает ученикам решить ее самостоятельно. Они ищут информацию, находят закономерности, делают выводы и обобщения.

Преподаватель выступает в роли наблюдателя: следит, чтобы они двигались в нужном направлении и пришли к правильным выводам, после чего знакомит с теорией. Методика возникла в противоположность дедуктивному обучению (от общего к частному), где сначала изучают теорию, а потом закрепляют ее на примерах и практике.

Индуктивное обучение эффективно, когда материал лучше усваивается на основе практических примеров, через личный опыт. Для этого он должен быть достаточно простым для понимания и наглядным.

Например, вместо того, чтобы заучивать классические теоремы евклидовой геометрии, можно предложить школьникам самостоятельно выявить их закономерности. Вывод отпечатается в памяти гораздо лучше, так как они пришли к нему сами. При этом к формулированию положений общей теории относительности обучающихся подвести сложно, здесь требуется не личный опыт, а абстрактное мышление.

В индуктивном обучении можно применить разные подходы:

  1. Проблемно-ориентированный (Problem-Based Learning) — обучение в процессе решения проблемы. Ученики получают сложную, нестандартную задачу без готовых ответов, изучают информацию о проблеме, ищут источники получения недостающих знаний, вырабатывают собственное решение.

  2. Проектное обучение (Project-Based Learning) — этот подход похож на предыдущий, но решение задачи упаковывается в форму учебного проекта с четко обозначенными сроками и результатом в виде доклада, презентации, исследования, арт-проекта, видео.

  3. Метод управляемых открытий (Discovery Learning) – прохождение учениками упрощенного пути первооткрывателей законов. Они находят недостающую информацию, проводят опыты, взвешивают факты, устанавливают логические связи и приходят к выводам. Чтобы "открытие" произошло, учащиеся должны быть мотивированы, а учитель должен организовать учебную ситуацию, предоставляющую простор для исследования, эксперимента и открытия.

Достоинством индуктивного обучения является глубокое и прицельное формирование практических навыков. Теория становится продолжением опыта обучаемого, ложится на подготовленную почву из проб и ошибок.

Недостаток индуктивного обучения в том, что оно требует больше времени, нежели стандартные методики и большей самостоятельности от обучаемого.


Инфографика — это визуальный способ представления информации, данных и знаний. С помощью инфографики рассказывают целые истории, часто — без единого слова.

Инфографика позволяет организовать сложные процессы и большие массивы данных. Этот инструмент задействует зрительную и ассоциативную память обучаемого. Но пользоваться инфографикой следует обдуманно: непонятная визуализация спровоцирует обратный эффект.

Оформляется инфографика по-разному: с помощью диаграмм, иллюстраций, блок-схем, эмблем и даже карикатур. Она может быть анимированной и интерактивной. Главное, чтобы используемые образы были понятными и запоминались, ведь цель инфографики — информирование, упрощение восприятия информации в процессе изучения нового материала.

Инфографику можно использовать не только в учебном курсе, но и при создании онлайн-портфолио. Популярные сервисы для создания эффектной визуализации: Easel.ly, Vizualize.me, Canva и другие.


К


Компетентностно-ориентированный подход (компетентностный подход к образованию, Competency-based education, CBE) — обучение, сфокусированное на развитии конкретных навыков.

У CBE есть еще один синоним — Personalized Learning, персонализированное или личностно-ориентированное обучение. Главная особенность компетентностного подхода к образованию — гибкость. В центр внимания ставятся познавательные возможности и потребности обучаемого, его способность применить знания на практике, а не продолжительность урока. Таким образом, растет и вовлеченность конкретного ученика, и эффективность образования. Кроме того, ориентированность на практику повышает ценность CBE для работодателей.

Преподаватель, который придерживается компетентностно-ориентированного подхода, использует разные методы: и онлайн-обучение, и сочетание офлайн и онлайн-образования, и проектную деятельность. Принципиально разнится итоговая аттестация CBE и традиционного образования: в первом случае в зачет идут не часы прослушанных лекций, а оценка полученных навыков.


М


Микрообучение (microlearning) — это способ представления новой информации малыми блоками, каждый из которых посвящен конкретной, очень узкой теме.

Микрокурсы получили большую популярность в мобильном обучении благодаря тому, что значительно экономят время ученика.

Что можно изучить маленькими порциями?

1) То, что можно разложить на небольшие факты, эпизоды, периоды.

2) Процессы, которые состоят из нескольких коротких шагов.

3) Предметы с простой, не сложносоставной структурой.

Хорошие примеры: техника безопасности труда или внедрение новой процедуры в компании.

Сфера применения микрообучения ограничена двумя недостатками. Во-первых, эффективность микрокурсов сложно оценить, во-вторых, пользователи приобретают скорее новые знания, чем новые умения.


Мобильное обучение – это электронное обучение на основе мобильных средств коммуникации.

В мобильном обучении используют смартфоны и планшеты, на которых установлены обучающие приложения.

Мобильное обучение привлекает смежные технологии:

  • доступ к облачному хранению данных, которое позволяет хранить учебные материалы и вести совместную работу над проектами,

  • интеграцию с социальными сетями, где могут общаться члены одной учебной группы,

  • геймификацию.

Электронное обучение на основе мобильных средств коммуникации значительно повышает доступность образования, причем не только в аспекте географии — можно присоединиться к вебинару без привязки к рабочему месту, но и в том, что касается времени — можно коротать время в очереди, изучая иностранный язык на своем телефоне. Последняя особенность m-learning повлекла за собой дробность учебных курсов для мобильного: у обучаемого должна быть возможность получать новую информацию маленькими порциями.


П


Перевернутый класс — способ обучения (обычно в школе), когда теоретический материал осваивается заранее, а “в классе” проводится практическая часть или выполняются задания, которые обычно назначались “на дом”.

Тем не менее, у данного термина нет абсолютно четких границ. Общая концепция сводится к тому, что фокус внимания преподавателей должен быть смещен с объяснения материала на его анализ и работу с темой в практическом контексте.

Отличный пример — классификация когнитивных сфер по Блуму, где анализ и последующая работа с материалом стоят значительно выше запоминания и понимания материала.

Очевидным плюсом перевернутого класса можно назвать возможность прохождения теоретического материала учеником в своем ритме: нет ограничений по времени, материал можно перечитать или обратиться к другим источникам. И что еще более важно — ученик подготовлен к очной встрече, он приходит с определенным количеством знаний, вопросов и идей для обсуждения.

Что нужно знать

Перевернутый класс — это:

  1. Прохождение теоретической части дистанционно (заранее)

  2. Отработка практических навыков и анализ материала “в классе”

  3. Подготовленные к занятию слушатели


Прокторинг - термин «прокторинг» возник из зарубежной традиции независимых итоговых тестов с объективной проверкой знаний.

На них приглашают прокторов – преподавателей, которые не вели учебный курс, но принимают по нему экзамен. Чтобы оценка была непредвзятой, в роли проктора часто выступает преподаватель из другой учебной организации.

В онлайн-обучении прокторам помогают специальные сервисы, которые следят за корректными условиями тестирования. В программное обеспечение прокторинга входит два обязательных компонента:

  1. верификация личности экзаменуемого (с помощью документов и веб-камеры);

  2. контроль за условиями тестирования (видео- и аудиозапись экзамена, мониторинг открытых веб-страниц и приложений).

Дополнительно сервис прокторинга может:

  • рассылать тестовый материал;

  • хранить историю тестирования;

  • формировать расписание экзаменов.

У программы есть два интерфейса: один – для экзаменуемого, другой – для проктора. Последний видит, когда пользователь начинает и заканчивает проходить тест, может следить одновременно за несколькими тестированиями и делать скриншоты, чтобы иметь аргументы в спорных ситуациях. В конце экзамена проктор выносит заключение, а в случае нарушений может прервать аттестацию досрочно.


Р

Раппорт (фр. rapport, от rapporter — возвращать, приносить обратно) – особенное состояние специфического контакта между людьми, достижение которого характеризуется высокой степенью доверия и взаимопонимания. Люди, объединенные раппортом, пребывают на одной волне и движутся в одном направлении.

С


Синхронное обучение — формат обучения в режиме реального времени, при этом занятия не всегда привязаны к определенному месту.
Примеры: очные лекции, онлайн-лекции, вебинары, онлайн-дискуссии в мессенджерах.

Синхронное обучение предполагает различные формы взаимодействия: слушатели могут получать информацию, работать с ней самостоятельно или в группах, обсуждать её с другими участниками и преподавателями.

Синхронное обучение считается более эффективной формой передачи знаний в сравнении с асинхронным форматом. В реальном времени выше концентрация внимания — нет времени на обдумывание ответов. Четкая привязка ко времени проведения занятий также способствует прогрессу слушателей, задавая определенный ритм обучения.

Например, процент завершения синхронной онлайн-программы HBX CORe (новая инициатива Гарвардской школы бизнеса) достигает 85%. Для сравнения, средний процент слушателей, которые прошли асинхронное обучение на платформе Edx (совместный проект Гарвардского университета и Массачусетского технологического института) равен только 5%.

Что нужно знать

Синхронные формы обучения — это:

  1. обучение из любого места

  2. обучение в единый период времени для всех

  3. интерактивность — ключ к успеху


Скринкаст — это запись экрана спикера для аудитории вебинара, видео или оффлайн лекции. Когда лекторы учат пользоваться программами или создавать веб-страницы по шагам, так что вы видите каждый клик или настройку. Скринкаст – или видео-захват экрана — оживляет образовательный процесс, потому что позволяет наглядно проработать популярные сложности.

Плюсы скринкаста — как для онлайна, так и оффлайна:

  • Презентация идет параллельно с устной лекцией

  • Запись урока, который можно пересматривать.

  • “Цифровые истории” — дополнение графического контента аудио материалами и своими комментариями

  • Проверка заданий может проходить вживую — преподаватель объясняет, что и как оценивается, сразу дает свои комментарии.


Смешанное обучение (Blended learning) или гибридное обучение — обучение, которое предполагает сочетание очного формата передачи знаний и умений с онлайн-форматом.

Обучение считается смешанным, если в его основе лежит одна программа, которую преподают (то есть доносят до слушателя) в разных форматах. В случае, если изучение предмета проходит в очном формате, а онлайн-часть служит источником дополнительных (факультативных) знаний, такой формат обучения считать смешанным некорректно.

Пропорция очной и онлайн-части никак не регламентируется и определяется в ходе создания курса/программы. При этом можно выделить два параметра, на которые стоит обратить внимание при выборе пропорции: время и тип активности.

Первый подход — по времени — используется, когда количество очных занятий/сессий чем-либо ограничено. Например, это связано с загрузкой преподавателя/спикера или с желанием оптимизировать затраты, так как аренда помещений часто выливается в большие расходы.

Второй подход применяется исходя из целей обучающего курса или программы. Например, если цель курса — обучить навыку письма, то программу можно выстроить таким образом, чтобы максимальное количество часов было посвящено работе в очном режиме: практика, обратная связь по эссе и другим видам письменных работ. А теоретический материал доносился в виде статей, заранее записанных видео-лекции — то есть в режиме онлайн. Такой формат еще называют перевернутый класс или flipped classroom.

Другой пример программы, составленной по типам активностей, — перевод индивидуальных консультаций в формат онлайн. В таком режиме все командные активности проходят в классе, а дополнительные коммуникации один-на-один осуществляются дистанционно.

Что нужно знать

Смешанное обучение — это:

  1. Микс очного и дистанционного обучения

  2. Обучение в разных форматах в рамках одной программы

  3. Любая пропорция, исходя из временных ресурсов или содержания курса/программы

У


Учебный портал — это комплекс сайтов, который обеспечивает образовательный процесс. Его главная цель — собрать в одном месте всю нужную для обучения информацию. Учебный портал может выполнять несколько функций: информационную, коммуникативную, административную, контрольную.

Чаще всего учебный портал встречается в корпоративном обучении. Он позволяет управлять процессами обучения, общаться и обмениваться информацией. Одна из его главнейших функций — доступ к электронным курсам и учебным материалам. С учебным порталом часто интегрируют LMS (Learning Management System) — систему управления обучением, которая автоматизирует документооборот, заявки на обучение, планирование учебных мероприятий, а также отслеживает выполнение заданий.


Ч


Чат-бот - специальные виртуальные помощники, управляемые программой.

Могут выполнять самые разные действия по запросу: найти курс валют, конвертировать документы, показать прогноз погоды, аналитику Google, новости, программу передач и массу другой информации. Возможно настроить их работу по удобному расписанию – выполнение действия в определенное время.


Э


Электронный курс — это структурированный учебный материал, включающий цели обучения, соответствующий им образовательный контент и инструменты итогового контроля.

Обычно электронный курс предполагает обучение в рамках одной организации. В отличие от онлайн-курса, который доступен только при наличии интернета, электронный курс устанавливают на компьютер сотрудника или на сервер в компании. Классический пример — onboarding-курс для новых сотрудников (или, иначе, курс организационной социализации).

Элементы электронного курса разрабатываются с разной степенью сложности, наглядности и доступности. Курс обычно разделен на страницы или слайды с текстом, часто наполнен рисунками, видеоматериалами, диаграммами, инфографикой и всплывающими подсказками.

Проверочная часть может состоять из простого теста, а может включать игровые компоненты, анимацию и взаимное оценивание. Наполнение обычно зависит от поставленных целей обучения.

Популярные программы для создания электронных курсов: Articulate, Adobe Captivate, iSpring Suite.


Электронное портфолио — это коллекция работ и достижений определенного человека доступные онлайн в общем доступе.

Электронное портфолио позволяет продемонстрировать индивидуальные достижения или прогресс за определенный период времени, отразить уровень полученных знаний, навыков и умений.

Портфолио может иметь различные формы, начиная от стандартного документа или инфографики размещенной на веб-ресурсе, заканчивая блогами и полноценными веб-сайтами. Коллекция работ или проектов также может быть частью электронного портфолио. На практике, в портфолио могут входить любые материалы или данные, отражающие процесс получения опыта, а также различные виды наград, премий, сертификатов, отзывов и рекомендаций.

Важно отметить, что электронные портфолио отличаются не только по типу, но и по назначению. Например, в школах портфолио используют для оценки процесса обучения и анализа успеваемости ученика. На базе портфолио часто формируют индивидуальные траектории обучения.


По материалам Webinar Academy


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!