Конспект урока русского языка в 5 классе
ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ согласные в корне слова
Урок разработан учителем высшей категории Костыриной Л.А. по учебнику Шмелева А.Д.
Цель: уточнить знания учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.
Задачи:
Образовательная – закрепление знаний учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.
Развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, мышление посредством выполнения упражнений, развитие навыков выразительности чтения.
Воспитательная – воспитание положительной мотивации к учению.
Оборудование: учебники, раздаточный материал «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», плакат «Звонкие и глухие согласные», картинки.
Ход урока:
Оргмомент.
Пролетела перемена,
Прозвенел опять звонок,
Начинаем мы урок.
Проверяем всё на парте –
И тихонько приседаем.
Лингвистическая разминка
Назовем парные глухие и звонкие согласные (Все хором повторяем пары)
Напишите в тетради эти пары. А каких согласных не хватает?( Непарных)
В тетради записи: б в г д з ж р л м н й- непарные звонкие
П ф к т с ш ц ч х- непарные глухие
Сколько непарных согласных? Работа с таблицей «Глухие и звонкие согласные» ( через диапроектор)
Новый материал.
Посмотрите на доску и скажите: возникают ли у вас сомнения в написании некоторых букв в этих словах?
ШАРФ УЛОВ СТРИЖ БАОБАБ ШАЛАШ
Почему на конце слов требуется проверка? Как вы думаете? ( Ребята высказывают свои предположения)
А что вы скажите об этих словах?
КОГТИ ЛОКТИ НИЗКО МИСКА
А теперь давайте проверим себя по учебнику, правильно ли мы разобрались с орфограммами. ( Открывают учебники стр. 42 и читают правило в рамочке)
Ребята, а что главное в этой орфограмме? Что нужно знать, чтобы правильно писать согласные на конце слов и перед другими согласными? ( Ребята выбирают нужную информацию и пишут в тетрадях:
Надо проверять согласные на конце слов: улов – уловы, стриж – стрижи.
Надо проверять согласные во всех случаях, кроме перед согласными: В, М, Н, Л, Р.
КОГТИ – КОГОТОК, МИСКА- МИСОЧКА.
Закроем наши тетради и выполним устно упражнение по учебнику № 68 стр 43 ( Читают и подбирают проверочные слова устно).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ У ДОСКИ.
Выходят к доске и выполняют упражнение 69 стр 43.
Падеж – падежи, пейзаж – пейзажи, подушка – подушечка, пирожки – пирожок, сапожки – сапожок, орешки – орешек, багаж – багажи, бумажка – бумажечка, гараж – гаражи, пробежка –пробежечка, ёрш – ерши, серёжка – сережечка, ушко – ушечки, уж – ужи, душ – душевая, чертёж – чертежи, денежки – деньжата, варежка – варежечка, лягушка – лягушечка, снежки – снежок, глушь –глуши.
ФИЗМИНУТКА(1 -2 минуты) Упражнения для глаз.
Ребята, а теперь подумайте, почему у нас в учебнике на странице 43 написаны несколько слов в рамочке? Что вы можете о них сказать?
Ваши предположения?( Эти слова имеют в своем составе согласные, которые нельзя проверить, эти слова нужно запомнить.)
Для закрепления этого вывода выполним упражнение 72 на стр 44. Один ученик идет к доске. Он находит орфограммы, объясняет написание, все выполняют упражнение 72.
РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ чтения по упражнению 73 стр 44 и 45.
Читаем по цепочке.
РАБОТА В ПАРАХ.
Задание после чтения: выпишите слова из 1 абзаца, которые относятся к изученной нами орфограмме. Подчеркните эту орфограмму.
(Ответ: подходящий, гладкая, палатку, жердь, крепких, обрезками, пролезть, перелезть. )
Пары проверяют работы друг друга, выставляют оценки. Учитель оценивают работу 2-3 пар.
РЕФЛЕКСИЯ
Что узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Кто, по-вашему, работал лучше всех и активнее всех?
Выставление оценок.
Домашнее задание: Текст упражнения 73 на стр 44-45 прочитать и записать 2 абзаца, подчеркнуть слова с изученной на уроке орфограммой.