Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
города Костромы
Русский язык 2 класс
Проектная технология на уроке.
Тема: «Правописание парных звонких и глухих
согласных в корне слова».
Учитель: Тимошок Галина Александровна
Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова».
Цели: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных,
о способе проверки написания звонких и глухих согласных в корне
слова, развивать орфографическую грамотность, творческие
способности учащихся, воспитывать интерес к изучению истории
страны.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(учитель читает)
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с трудом!
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом!
Скажем к странам зарубежным
Держишь морем путь.
Перед спутниками хочешь
Знанием блеснуть
Потому ты, школьник резвый.
Будь прилежен впредь
Ты обязан русской речью
Хорошо владеть!
- Ребята, нужно изучать, знать русский язык, и он поможет вам узнать много интересного, например, изучить историю нашей страны, узнать ее традиции. А о какой традиции русского народа мы с вами говорили на уроках истоковедения? Чем в старину встречали дорогих гостей? (ответы детей)
-Правильно, ребята, хлебом с солью. Ведь хлеб - это мир, дружба, пожелание здоровья, успехов. А как нужно относиться к хлебу? (ответы детей)
-Недаром говорят, что хлеб всему голова!
2. Чистописание.
-Произнесите слово «хлеб».
-Назовите первый звук в этом слове.
-Какой буквой на письме его обозначаем?
-Сегодня урок мы начнем с традиционной минутки чистописания.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа. Затем чисто красиво и правильно пишем целую строчку буквы «х»
Хх хх ххх хххх
Обратите внимание на закономерность ряда букв.
-Напишите транскрипцию слова «хлеб»
Чем произношение отличается от написания?
(повторение правил о написании парных согласных в слове)
(Орфографическая работа по пословице и запись ее по памяти)
«Хлеб всему голова!»
3.Тема и цель урока.
- Ребята, у нас сегодня заключительный урок по теме: «Правописание парных согласных в слове». Мы очень много работали над правильным написанием слов с данной орфограммой, и я предлагаю вам обобщить все знания, умения, навыки и создать свой краткосрочный проект по нашей теме урока.
- Поэтому сегодня мы будем трудиться по следующему плану:
( план записан на доске)
1 этап - подготовка
( сбор слов с данной орфограммой, информации, повторение правил написания парных согласных, работа над развитием речи, интеллекта. творческих способностей)
2 этап – планирование
( определение темы, цели и содержание проекта)
3 этап – принятие решения
( уточнение собранной информации, плана деятельности, выполнение исследования, распределение ролей)
4 этап – выполнение проекта.
5 этап – защита проекта.
6 этап – оценка результатов.
4. Работа по плану.
Первый этап.
а) « Игра в снежки» (работа с сигнальными карточками)
- Какое время года наступило?
- Зима – любимое время ребят поиграть в снежки, покататься на санках с
горки, слепить снеговика.
- Предлагаю вам поиграть в снежки. Согласны?
- Я называю слово с парной согласной, требующей проверки, вы поднимаете карточку с буквой, которую бы написали в этом, предварительно подобрав проверочное слово. (Слова, с пропущенными буквами, написаны на листках. Эти листки оформлены в виде снежков, их можно повесить на доску. У детей сигнальные карточки с парными согласными - в виде кружков).
ры-ка тра-ка кры-ка ду-
гря-ка се-ка ла-ка гла-
гла-ко ло-ка но- тетра-ка
у-ка кни-ка ло-ка комо-
б) «Лепим снеговика» (работа у доски по 1 ученику)
- А из больших комков, что можно слепить?
- Давайте и мы слепим снеговика.
- Чтобы слепить первый ком, надо отгадать такие загадки:
«Свернешь – клин,
Развернешь – блин» зонт – зонты
«Циркуль выпущу из рук
Начертив огромный …» круг – круги
«Как прекрасно все вокруг
Если рядом верный …» друг – нет друга
«Вот лежит и бел, и чист
На столе бумажный …» лист – листы
«Чтобы в цель попасть не раз
Зоркий требуется …» глаз – глаза
«В новой стенке, в круглом окне
Днем стекло разбито, а ночью вставлено» прорубь – проруби
«Он вошел, никто не видел.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес» мороз-морозы (слово из словаря)
- А какие еще слова из словаря вы знаете, в которых парная согласная требует проверки? (работа со словами из словаря)
( Первый ком снеговика прикрепляется на доску)
в) Выборочный диктант. (Самостоятельная работа)
- Ребята, а какие стихи о морозе, о зиме вы знаете?
- Давайте не просто послушаем стихи, а запишем слова с парными согласными, которые услышим. (1-2 ученика читают стихи, остальные записывают слова с парными согласными, требующими проверки, подобрав проверочное слово).
( Второй ком снеговика прикрепляется на доску)
г) Фонетическая зарядка.
(на доске записана транскрипция слов)
шупка сапошки штанишки
шапка шарф
-Эти слова – в звуковых костюмчиках. Вам предстоит одеть их в буквенную одежду.
- В каких словах произношение совпадает с написанием, а в каких нет?
( третий ком – на доску)
д) «Исправь ошибки» (работа в парах)
- А теперь самое время и с горки покататься.
- Народная мудрость гласит: « Любишь кататься, люби и саночки возить».
В горку подниматься труднее. Вот и вам нужно будет подняться в горку, а горка-то не простая, а с препятствиями.
скаПка
холоП катоП леП
снеП скольПкий глаПкий сугроП
( 2 команды «поднимаются» на горку, записав в окошечки пропущенные парными согласные)
- Молодцы, ребята, а вот вам письмо из сказки. Давайте прочтем его.
(на каждую парту учитель раздает письмо от Буратино, в котором много ошибок)
-Что вы заметили?
Давайте, исправим все ошибки, которые допустил Буратино.
Текст письма.
Привед рибята.
Пишет вам буратино. сейчас зема и очен хочется гулять. Но у меня нет шабки, курдки и сапошек. Папа карло пошел их толко покупать. Ждите меня, я скоро выйду. Ваш буратино.
(Дети работают в парах, исправляя ошибки, на все изученные орфограммы)
(На голову снеговика одевается ведро)
е) Физкультминутка.
- Вот снеговик почти и готов. Осталось только прикрепить морковку. Давайте-ка и мы немножко разомнемся, выполним физкультминутку.
- Как услышите слово с парной согласной, требующей проверки, сразу присядьте.
« Скрипит мороз, сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб промерз
Насквозь продрогли елки».
Второй этап.
Работа над проектом.
2 команды. Распределение ролей: «мозговой штурм»
консультанты
рабочая группа
Каждой команде выдается конверт, в котором находится путеводная карта (алгоритм выполнения работы), модель куклы (мальчик или девочка), одежда на эту куклу.
-Требуется одеть куклу в ту одежду, в названии которой имеются парные согласные, требующие проверки. Составить рассказ об этой кукле (мальчике или девочке), употребив как можно больше слов с парными согласными.
(Дети работают в командах)
Третий этап.
Защита проекта каждой командой.
Консультанты рассказывают, как их команда одевала куклу.
«Мозговой штурм» - составленный рассказ.
Четвертый этап.
Оценка результатов. Рефлексия.
5. Итог урока. Оценки. Домашнее задание.
-Какие чувства вызвал у вас этот урок?
Что было трудным? Что не получилось?
- Давайте еще раз повторим правило о правописании парных согласных в слове и дадим наказ Буратино, что нужно обязательно учиться и быть грамотным.
«Если слышишь парный звук,
Будь внимателен мой друг.
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй
зуб на зубы, лед на льды.
Будешь грамотный и ты».
-Ребята, Кострома-родина Снегурочки. Дома составьте рассказ об этом сказочном персонаже, употребив как можно больше слов с парными согласными, требующими проверки.
-Желаю успехов в вашей творческой работе.
-Спасибо. Наш урок окончен.
Алгоритм выполнения работы:
Достань содержимое пакета.
Возьми картон.
Наклей на него фигурку девочки.
Рассмотри одежду для девочки.
Отложи в сторону одежду, в названии которой парная согласная, требующая проверки.
Эту одежду наклей на фигурку девочки.
Выполняй работу аккуратно и правильно.